III.4.1 Тело.
Тело, будучи делом злого начала, как и другие элементы материального мира, обречено на смерть и разложение. «Всякое тело есть созданием дьявола
[1].
В конце концов тело является только, как писал один катар, который с точки зрения Монеты не понимал природы человека, «орудием души»
[2].
Дьявол, неспособный по природе своей овладеть даже замкнутым в теле духовным началом, может только удерживать его в теле. Этот процесс происходит благодаря размножению.
Всякое тело появляется из соития. Потому оно зовется нечистым
[3] ,
Похоть, символом которой был образ женщины, показанной в раю ангелам, склоняет человека к размножению. По крайней мере Экберт во второй половине XII века приписывает рейнским катарам убеждение, что «плод, который был запрещен в Раю первому человеку, был именно женщиной, сотворенной Богом. И Бог приказал Адаму воздержаться от отношений с ней, однако он поступил по-своему, и это было вкушение запретного плода. Весь человеческий род, который таким образом произошел, произошел от непослушания»
[4] Подобный подход встречаем мы у Пейре Гарсиаса в 1247 году. «Запретный плод наших предков был именно плотским наслаждением, и этот плод подал Адам жене своей»
[5]. В любом случае, «это не благодаря доброму Богу цветут цветы и зерно дает плод, а люди и животные размножаются»
[6]. Акт телесный является сам по себе грехом.
Поскольку вселение духа происходит в момент рождения
[7], то плод является созданием злого начала, «демоном» попросту говоря. Одна женщина из Камбиак (Верхняя Гаронна) ок. 1233 года, была вместе с совершенными женщинами в доме одного дворянина в Ориак:
Была она молодой и беременной, и сказали ей перед всеми, что носит в лоне демона, а остальные стали над ней смеяться. Из-за этого перестала она любить еретиков, за что муж ее побил
[8].
Лионский Ритуал решительно выражает презрение к телу: «О Господи, осуди и покарай пороки плоти нашей, обреченной на тлен и разрушение. Но возымей сострадание к душе, заключенной в темнице плоти
[9]. Само собой разумеется, что тело не будет участвовать в воскресении.
III.4.2. Душа.
Злое начало облекло душу телом, когда создало - или разделило материю на четыре видимые элемента, и создало тела, оживив их с помощью бесчисленных душ.
[10] Жак Фурнье, не открывая своего источника информации, даже склоняет одну женщину сознаться в том, что та верит, что « в человеке две души, и одна из них толкает его на то, чтобы он делал зло (она принадлежит дьяволу), а другая - чтобы он делал добро (и эта уже принадлежит Богу)
[11].
Считалось, что душа связана с телом, и гибнет вместе с ним. Фактически она отождествлялась с кровью, по крайней мере, так утверждает Алан Лилльский
[12]. Доказательством этому служило то, что истечение крови вызывает смерть.
[1]Экберт, op.cit, стр. 14.
[2]Монета, s. 346, опровергает этот платонический взгляд цитатами из Аристотеля.
[3]Экберт, op.cit, стр. 14. .
[4]Ibid, стр. 30.
[5]Douais, Documents, op.cit., p.93-94.
[6]Jacques Fournier, op.cit., t. I, s. 283.
[7]Jacques Fournier, op.cit., t. II, s. 500.
[8]Рук. Из Тулузы 609, f 239 v.
[9] Изд. Cledat, op.cit., p.XI.
[10]Brevis summula, изд. Douais, La somme… p.116. (Италия, до 1252 г.)
[11]Jacques Fournier, op.cit., t. I, s. 241.
[12]PL 210, стр. 38.