II.1.4.1 Видимый мир.
Таким является все, что можно познать разумом, а прежде всего мир. «Небо и земля прейдут».
Иисус сказал: «Я не от сего мира» (Ио. 8, 23), и Своим ученикам: «а как вы не от мира…потому ненавидит вас мир» ( Ио. 15, 19). Иоанн говорит: «Не любите мира» (1 Ио. 2, 15) и «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.» (1 Ио. 2, 16). Иаков говорит: «не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.» (Иак. 4, 4).
Согласно Эрменгауду, «катары говорят на своих тайных собраниях, что этот мир и все видимые вещи, как небо, солнце, луна, звезды, земля, все живые существа и люди, и все, что есть на земле; море, рыбы, и все, что есть в море, не были сотворены всемогущим Богом, но князем злых духов».
[1] Во время инквизиционных процессов XIII века рефреном звучит :“De visibilibus, quod Deus non fecit ea…», а признания дающих показания не слишком расходятся между собой на эту тему.
[2] Когда спросили Пьера Гарсиаса, создал ли Тот, Кто умер на кресте видимые вещи, он ответил что нет, поскольку Он в высшей степени благ, а ничто из видимых вещей не является благим. Значит Он не творил ни одной из них. По поводу фразы «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое» (Кол. 1,16), отвечал, что следует это интерпретировать как «видимое сердцу и невидимое для глаз телесных»
[3] Очевидно, что в этом отрывке речь идет о духовных вещах, ведь Павел говорит «престолы ли…»
[4] То, что мир не является благим, никто не подвергал сомнению. Видели в этом доказательство существования иного творца, поскольку «Не может дерево доброе приносить плоды худые» (Мт. 7, 18)
[5] Поговаривали, что Раймонд VI шутил по этому поводу: “Видно, таки дьявол создал этот мир, ибо ничто в нем не происходит согласно нашим желаниям»
[6] В конце концов, «Бог слишком велик, чтобы унизиться созданием этого мира»
[7] Даже если творение Ему не чуждо, не может Он быть его непосредственным виновником: «Все видимые вещи возникли по воле Божьей и с Его согласия, но не Он их создал»
[8] Убеждение это держится почти без изменений до конца катаризма:
Есть два мира, один видимый, другой невидимый. В каждом из них есть свой бог. В невидимом мире есть добрый Бог, который спасает души. Второй мир, видимый, имеет злого бога, который создал видимые и преходящие вещи.
[9] Бог создал только духов и то, что не может ни испортиться, ни уничтожиться, ибо Божьи дела пребудут вечно; а все вещи видимые и ощутимые, такие как небо и земля, и все, что там находится, за исключением одних только духов, являются творением дьявола, князя мира сего; а поскольку он эти вещи создал, то они портятся, поскольку он не может создать ничего прочного и стабильного.
[10] Почему ты говоришь, что Бог не создал ни моих рук, ни моих глаз? - Бог сказал, что ничто из вещей сотворенных Им не может быть уничтожено, ибо Слово Его, которым Он все сотворил пребудет вовек, и потому ничто из того, что создал Отец, не может погибнуть. А поскольку все, что пребывает в этом видимом мире, погибнет и будет уничтожено, не создал Он ничего из этого. Сделал это князь мира сего. Ибо Бог Отец не создал и не сделал ничего, что не было бы добром. Однако, взгляни, сколько злых вещей творится на свете, как например бури и грозы. Не Бог их создал, а Его враг, князь мира сего.
[11] [1] PL 204, t. 1237.
[2] Doat XXI f 223 r, (ок. 1241 г) итд….Эта идея даже начала овладевать умами католиков, - например один из жителей Монтескью (Верхняя Гаронна) говорил ок. 1275 г. «Бог не даровал человеку зрения, разума и сознания, а только дал в долг, потому что человек не может утратить того, что дал ему Бог» (Doat XXV, f 203 v).
[3] Douais, Documents, t.II, op.cit., p. 92 (1247 г., Тулуза).
[4] Traite anonyme, ch. XIV.
[5] Этот отрывок часто цитировался дуалистами. Здесь: Douais, ibid, p. 106 , речь идет о проповеди Бернарда де Ламот, Старшего Сына тулузской катарской епархии (ок. 1226 г.)
[6] Пьер де Во де Серней, op.cit., p.17.
[7] Верующая из Лемпот (Тарн), ок. 1269 г. Doat XXV, f 167 v.
[8] Ок. 1230-1238 гг, во время осторожных проповедей для знати из Монтескью-Лаурагэ (рук. 609 Тулуза f 65 v). Формулировка иногда была достаточно тривиальной: ок. 1270 года одна верующая из Виллефранш-де-Руергэ (Авейрон), показывая куме свой дом, погреб и все прочее, сказала, что все это происходит от дьявола (Doat XXV ff 7 v-8-v).
[9]Лангедок, 1302 г. Doat XXXIV, f 99 v.
[10]Приходской священник из Монтайю (Арьеж), ок. 1299 г. Ж. Фурнье, t.I, p 227-228.
[11]Белибаст, ок. 1318 г., ibid. t. II, p. 35-36.