II.1. ДВА НАЧАЛА.
В католических источниках того времени встречаются много упоминаний о том, что катары верят « в двух богов - одного доброго, а второго злого…» Такое представление их дуализма является упрощенным и частично тенденциозным. Оно происходит из судебных источников, преимущественно из нотариального формуляра, под которым подписывались те, кто давал показания.
[1] Однако из более непосредственных документов или документов лучшего качества дуализм приобретает не столь упрощенную форму. Основанием догматики катаров является вера в два начала. Таково мнение, которое, к удивлению малого собора, созванного легатом Пьером в Тулузе в 1178 году в церкви Сен-Этьен, защищают вызванные туда еретики.
[2] Книга о двух началах Джованни де Луджио из Бергамо (около 1250 года) и вся католическая полемика в Италии разделяют тех, кто верит в два начала (и которых мы называем «абсолютными катарами») и тех, кто верит только в одно начало (этих мы называем «умеренными катарами»).
Радикальный взгляд основывался на философской аргументации: Аристотель говорит, что «начала противоположностей тоже являются противоположностями». Поскольку добро и зло являются противоположностями, то их начала тоже являются противоположностями. А также: «Все противоположности имеют сходную природу». Добро и зло являются противоположностями, следовательно, они имеют сходную природу. Если одно из них является началом, то и другое тоже. Тем более, если причина неизменна, то и последствие тоже. Поскольку чувственные вещи преходящи, то их причина не может происходить от доброго и справедливого Бога, который является вечным.
[3] Далее, основывались на авторитете Ветхого Завета: „Все они - вдвойне, одно напротив другого”, говорит Книга Сирахова (Сир. 43, 25)
[4], и чтобы доказать вечность другого начала, цитировали Книгу Премудрости: «Племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится вовеки. Ибо семя их было проклятое от начала (Прем. 12, 10-11)
[5] Находили также подтверждение этому у пророков: «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс - пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер. 13,23) - «Вот, Я - на тебя, гора Сеир! и простру на тебя руку Мою и сделаю тебя пустою и необитаемою. Города твои превращу в развалины, и ты сама опустеешь и узнаешь, что Я Господь. Так как у тебя вечная вражда.»(Иез. 35, 3-5)
[6] В Новом Завете на этом этапе размышлений пользовались следующим отрывком: « Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мт. 7, 18)
[7], и также: «Всякое растение, которое не Отец Мой насадил, искоренится»
[8] Возможно ли, что некоторые катары отождествляли злое начало с материей? Книга, приписываемая Препозиту из Кремоны, вкладывает в их уста слова: «дьявол создал ylem, или первичную материю мира, которую Платон называет ciste.
[9] Идя далее в этом направлении, епископ-инквизитор Жак Фурнье пытается склонить легкомысленную вдову к признанию, что она слышала, как катары говорили, что дьявол возник из самого себя и сам в себе является злым началом, и что называют его hyle. Она, однако, это отрицала.
[10] Недостаток источников, в которых говорится о том, что материю считали злым началом, позволяет считать, что это hyle на самом деле имеет литературное происхождение, возможно катарское, но скорее всего, католическое. Если катары принимали онтологический дуализм, или два начала, противостоящие по своей сущности, то не заходили так далеко, согласно имеющейся у нас информации, до описания первичной материи, угрожающей миру добрых вещей своеобразным заражением хаосом, как это видно из Писем Мани. Они ограничивались констатацией того, что в Писании различаются Начало света от Начала тьмы.
[11] Это из-за своих свойств эти два принципа противопоставлены друг другу и являют собою два начала. Таким образом, дуализм катаров не является исходным пунктом, но следствием размышления и рефлексий, выводом из анализа Библии.
[1] Это очень хорощо видно по рукописи 609 из Тулузы, где находится эта стереотипная формула.
[2] Illi ergi duo esse principia denegantes... (PL. 204, p.239). Формулировка из письма графа Тулузского 1177 г, происходит, очевидно, от св. Августина, поскольку только в таком случае нельзя было избежать ассоциаций с манихейцами.
[3] Монета, op.cit., p. 23-24, 83.
[4] Ibid, p. 7.
[5] Монета, p. 7.
[6] Монета, p. 8; Liber , p.85, 123.
[7] Монета, p. 10 и большинство авторов.
[8] Монета, p. 11.
[9] Препозит, , p. 27 (но этот отрывок вызывает подозрения).
[10]Registre de Jacques Fournier, op.cit., t. I, s. 240.
[11] Алан Лилльский (около 1200 года): « Катары говорят, что существуют два начала вещей, начало света и начало тьмы» (PL 210, c. 308) - Liber de duobus principiis: «Святой Иоанн говорит в своем Первом Послании «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ио. 1,5), следовательно, нет ни в Нем ни из-за Него никакой тьмы. Следовательно, тьма не участвует в том целом, о котором Апостол говорит Римлянам: «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11,36), (op.cit., s. 108).