Две проповеди.
В памяти людей остались проповеди Пьера и Жака Отье, двух последних окситанских Добрых Людей. Они дошли до нас через свидетельства перед Инквизицией. Вот проповедь Пьера Отье, переданная Пьером Маури…
Тогда означенный еретик [Пьер Отье] взял меня за руку и усадил рядом с собой. Раймонд Пейре сидел напротив нас. Означенный еретик сказал мне тогда:
«Пьер, я так счастлив встретить тебя. Мне сказали, что ты хочешь стать добрым верующим, и если Богу так будет угодно, я покажу тебе путь к спасению Божьему, если ты захочешь мне поверить, как Христос показал Своим апостолам, которые не лгали и не обманывали. И это мы следуем их путем, и я скажу тебе причину, по которой нас называют еретиками: это потому, что мир ненавидит нас. И неудивительно, что мир ненавидит нас (1 Ио. 3, 13), ибо так же он ненавидел Господа Нашего и преследовал апостолов Его. И нас, нас самих, преследуют по причине Закона Его, которого мы твердо держимся. Ибо тех, кто жаждет Добра и желает быть твердым в своей вере, их враги, когда они попадают им в руки, распинают и побивают камнями, как они поступали с апостолами, отказывавшимися отречься от единого слова своей веры. Ибо есть две Церкви: одна гонима и прощает, а другая стремится всем завладеть и сдирает шкуру; и только та, которая гонима и прощает, следует истинным путем апостолов; она не лжет и не обманывает. А та Церковь, которая всем владеет и сдирает шкуру - это Церковь Римская».
Еретик спросил меня тогда, какую из двух Церквей я считаю лучшей. Я ему ответил, что это очень плохо - стремиться всем владеть и сдирать шкуру. Еретик тогда продолжил: «Это мы следуем путем Правды, и это мы гонимы и прощаем». И я сказал ему: «Если это правда, что это вы следуете истинным путем апостолов, почему же вы не проповедуете в храмах, как это делают священники?» На это еретик ответил: «Если бы мы делали так, то Церковь Римская незамедлительно сожгла бы нас, ибо она смертельно нас ненавидит». Я спросил его тогда: «Почему же Церковь Римская так ненавидит вас?» И он ответил: «Если бы мы имели возможность ходить и проповедовать свободно, с этой Церковью Римской никто не считался бы больше; люди предпочитали бы нашу веру их вере, ибо мы не говорим и не проповедуем ничего, кроме правды, а Церковь Римская говорит великую ложь».
… и в свидетельствах Пьера де Гаильяка перед Жоффре д’Абли
[Инквизитор] спросил меня, что говорили эти еретики [Пьер и Жак Отье] о Церкви Римской, и я ответил, что они говорили, что она не имеет власти отпускать грехи, потому что она, как они говорили, осквернила себя и делала злые дела, и подавала плохой пример, и что она больше не вела дорогой спасения, но дорогой погибели. Они говорили также, что хлеб, положенный на алтарь и благословленный теми же словами, которыми Христос благословлял его в день Тайной Вечери со Своими апостолами, не становится настоящим телом Христовым, и что наоборот, это нечестно и неистинно говорить такое, ибо этот хлеб есть хлебом преходящим, созданным и порожденным из преходящего. Но хлеб, о котором Христос говорит в Евангелии: «Примите, едите… и т.д.» (Мт. 26, 26) - это Слово Божье; и кровь, о которой говорится там же, подобна тому, что говорит Евангелие от святого Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога и Слово было Бог» (Ио. !, 1). Ибо они считают, что Слово Божье - это и есть хлеб, о котором говорится в Евангелии, и что именно это Слово является телом Христовым […]
Я также говорю и свидетельствую о том, что они говорили, что не следует почитать распятие, и что крестное знамение ни в коем случае не может ничему служить, потому что на кресте Бог испытал смерть и страшный позор. И они приводили нам пример: Если бы человека повесили бы на дереве, то его родственники и друзья всегда бы ненавидели это дерево, проклинали бы его, и никогда не хотели бы его видеть; то же самое можно сказать об орудии, на котором повесили Бога, которого мы любим - мы ненавидим это орудие и не можем выносить его присутствие.
Что касается крещения, то они как нечестиво, так и с досадой, говорили о божественных таинствах, практикуемых Церковью Римской, потому что в Евангелии сказано: «Те, кто уверует, будут крещены водой Духа Святого и т.д.» (Мт. 3, 11; Мк. 16, 16). Но вода, которой в Церкви Римской крестят детей, не есть водой Духа Святого, но водой материальной и преходящей, которая не может смывать грехи. А вода Духа Святого, о которой говорится в Евангелии, и которой мы должны быть крещены, как угодно Богу, - это Слово Божье и добрые дела, и тот, кто верит в это Слово и делает добрые дела, тот крещен водой Духа Святого.
Что касается походов за море, эти еретики говорили, что это не имеет никакой ценности, и что этим никакие грехи человеку не отпускаются, ибо, как сказано в Евангелии: «Кто хочет следовать за Мною, пусть отвергнется себя, возьмет крест свой и следует за Мною» (Мт. 16, 24; Мк. 8, 34; Лк. 9, 23). Воистину, Христос не определял и не устанавливал ничего такого, как крест, который одевают те, кто идет за море, этот крест из преходящей материи. Только крест добрых дел, и истинного покаяния, и послушания Слову Божьему, является крестом Христовым, и тот, кто хочет следовать за Христом, должен взять на себя именно этот крест, который не есть крестом преходящим, каковой обычно имеется в виду.
«Три проповеди» из книги Рене Нелли «Писания катаров», Rocher, 1995.