Иннокентий III
ПАПА-ВОИТЕЛЬ
Лотарь Конти ди Сеньи, ставший папой под именем Иннокентия III (внизу справа), был одновременно крупным юристом и искусным политиком. В духовном плане именно он разглядел и выявил призвание евангельской бедности Доминика де Гусмана и Франциска Ассизского, завершившиеся основанием нищенствующих орденов - доминиканцев, или братьев-проповедников, и францисканцев, или братьев-миноритов - сумевших обновить христианскую религиозность. Однако, через тридцать лет непримиримость и прямолинейность Церкви привела к признанию Лионских бедняков или вальденсов схизматами, а потом еретиками. Борьба против ереси с помощью казней на костре продолжалась до XVIII века. (Слева: осужденный в головном уборе в форме митры, пропитанном смолой).
Иннокентий III, папа с 1198 года - это крупный исторический деятель. Юрист по образованию, он довел до кульминационной точки идеологию понтификальной теократии и провозгласил «полноту власти» Святого Престола над суверенными правителями, «управление миром», доверенное ему Богом, заявив о себе как о «главе Европы». Можно сказать, что он посвятил восемнадцать лет своего правления реорганизации христианства на свой лад. Еще более активный, чем его предшественники, он не собирался сидеть, сложа руки, и просто смотреть, как отделяются целые пласты этого христианства, как высмеивают таинства Римской Церкви - крещение и евхаристию, как отказываются платить десятину и потешаются над его легатами. Начиная с Латеранского Собора 1215 года, он четко и жестко определил понятие ортодоксии: это община верных, вне которой есть только тьма внешняя и вечное проклятие. Еретикам, не вписывающимся в римское кредо, должно быть отказано в помощи Божьей и солидарности общества; они должны быть вытолкнуты на маргинез, не имея где преклонить голову, и передаваться в руки судебной власти божественного права. Но имя Иннокентия III, прежде всего, связывают с организацией крестового похода против альбигойцев.
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД НА ХРИСТИАНСКИЕ ЗЕМЛИ
В 1208 году, поднявшись против Тулузы под предлогом убийства его легата, цистерианца Пьера де Кастельно, Иннокентий III призвал воинов Западной Европы к крестовому походу в христианские земли. Это было логическим завершением духа крестовых походов, возникшего в конце XI столетия и направленного против неверных. Теперь в качестве законной добычи были выставлены земли и имущество сеньоров, открыто защищавших ересь: было дозволено отбирать их добро, и праведным делом считалось их уничтожить, ибо «сие угодно Богу».
Небесные индульгенции за грехи и хорошее материальное вознаграждение в этом мире были обещаны каждому воину, кто с оружием в руках отстоит Божью честь. У короля Франции Филиппа-Августа не нашлось больше аргументов противостоять этому походу папы против его крупных вассалов в Лангедоке, и он позволил своим баронам выступить крестовым походом против графа Раймонда VI Тулузского и его племянника, молодого виконта Каркассона, Альби и Безье, Роже Тренкавеля.
Крестовый поход, начавшийся массовым убийством жителей Безье, навел ужас на население и сделал обычной практикой ужасные массовые казни на костре, совершавшиеся по приказу папского легата Арнода Амори, аббата Сито. Тот же прелат, как это демонстрирует историк Жак Берлиоз, выявил, будучи в Безье, свою прекрасную религиозную образованность, взяв темой своего знаменитого лозунга: «Убивайте всех, Бог своих узнает», изречение из Псалмов. Об этом событии он писал и папе Иннокентию III: «Отмщение Божье было превосходным, и все они были убиты…» Слева: еретики на костре, казнь в Париже, в присутствии короля Филиппа-Августа.
Через некоторое время после взятия Безье, в августе 1229 года, крестоносцы осадили Каркассон, где во время осады в их тюрьме скоропостижно скончался молодой виконт Раймонд Роже Тренкавель. Тогда был назначен новый виконт по праву завоевания, Симон де Монфор, ставший также военным лидером крестового похода.
Крестовый поход против альбигойцев
С 1209 по 1229 годы, на протяжении двадцати лет продолжалась война, опустошившая земли между долиной Роны и Керси. Ее первая фаза, крестовый поход баронов, стала поражением для папы. Несмотря на страшные массовые казни на кострах Добрых Мужчин и Добрых Женщин (140 сожженных в Минерве в 1210 г., 200 - в Кассе, 400 - в Лаворе в 1211 г.), массовые убийства мирных жителей (Безье в июле 1209 г., Марманде в 1229 г), впечатляющие осады городов и замков (Каркассона и Лавора, Термеза и Минервы), внушительные кавалерийские сражения (Монтгей в 1211 г., Мюрет в 1213 г), насаждение в Тулузе и Каркассоне, по праву завоевания, новой послушной Риму графской династии Монфоров, этот крестовый поход потерпел поражение после гибели под Тулузой в 1218 г. самого Симона де Монфора. Его сын Амори не посмел возглавить сопротивление реконкисте окситанских князей, поддержанных настоящим народным возмущением. В 1224 г. Амори де Монфор передал все свои права на Лангедок французской короне. Людовик VIII Французский, сын Филиппа-Августа, немедленно решил реализовать эти права. Так, война, к которой подстрекал и которую провозгласил папа, была продолжена королем, стремившимся к расширению территории.
После блестящей победы при Мюрет над военной коалицией Раймонда VI и Педро Арагонского (наверху), выявившей прекрасные полководческие качества Симона де Монфора (внизу), последний на Латеранском Соборе в 1215 г. предъявил амбициозные претензии на графство Тулузское, которым он желал владеть, и одновременно на виконтство Тренкавель. Он хотел быть основателем новой династии, под началом которой должен был объединиться Лангедок.