В то время как в Рейнских землях жгли катаров, а в Шампани - публикан, Добрые Мужчины и Добрые Женщины открывали свои общинные дома на улицах окситанских castrum - единственно подлинных «катарских замков». От Тулузы до Каркассона ересь стала более изысканным и к тому же более верным путём Спасения.
Глава третья
Благодатные времена для ереси
Используя образ святого Георгия Сито, поражающего дракона (внизу), папа призвал христианских рыцарей к крестовому походу против других христианских князей и рыцарей, которых уже давно обвиняли в грехе толерантности по отношению к ереси на их землях. Наверху: развалины замка Пейрепертюзе.
ДЕРЕВНИ - ЗАМКИ
Внутри средиземноморского “castrum”.
Всякая средневековая окситанская деревня имела сердце, центр. Таких центров было даже несколько: феодальный замок, вокруг которого концентрическими кругами вились улицы, и главная площадь, где горожане, ремесленники и крестьяне, прохаживались бок о бок с военными, дамами и рыцарями. Здесь обычные общественные структуры позволяли невозможное в других местах определенное смешивание между общественными классами, или, как тогда говорили, тремя сословиями: теми, кто молился, монахами и клириками (oratores), теми, кто воевал - королями, князьями и аристократами (bellatores), и теми, кто трудился - огромной толпой работников и знатоков ремесла (laboratores).
В те времена, когда Европа была усеяна укрепленными замками, отделившими касту военных в их орлиных гнездах от крестьянских поселений, на территориях от Италии до Гаскони развивалась совсем другая форма социального и обычного устройства. Сельское население тогда было прикреплено к деревням и находилось, как впрочем, и везде, в зависимости от феодальной власти и системы повинности, однако не жило на почтительном расстоянии от феодальной крепости. Сельские дома круговыми улицами обвивались вокруг вершины холма, на котором стояла простая башня, и всё поселение, вместе с этой башней, было обнесено стенами. Средневековое латинское слово castrum в европейском Средиземноморье означало не укрепленный замок, а укрепленную деревню.
Современные открытия средневековой археологии говорят нам о таком явлении, как incastellamento, существовавшем в европейском Средиземноморье между XI и XIV веками. Это означает, что жители селились в фортифицированных деревнях, имевших круговую форму. Такие деревни окружали феодальную башню (бургада кастральная) или приходскую церковь (бургада экклезиальная). Вид на деревню Брам, (Од).
В противоположность введенному Эпиналем и популярному у современных туристов клише «катарский замок», настоящими «катарскими замками» были укрепленные деревни, где процветали ремёсла и торговля, как на этих миниатюрах, правда, более поздних, XV века. Тем не менее, они дают нам представление об этом явлении. Открытие того, чем на самом деле были окситанские castrum, позволило увидеть, чем в реальности были «катарские замки» - французскими королевскими крепостями, построенными вдоль границы с Арагоном под конец XIII - в начале XIV веков, а потом перестроенными в XVI веке.
ОКСИТАНСКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО
Под конец XII - первые годы XIII веков, когда в текстах говорится о широком распространении катаризма и организации в Лангедоке катарских епископств, эти деревни-замки были многочисленны и густо населены, наполнены шумом и гулом ремёсел - особенно много было кузнецов и ткачей. Там проходили оживленные базары и ярмарки; уже тогда эти деревни-замки управлялись избираемыми консулами, способными ограничить власть сеньора. Сама аристократическая каста любила достаток, была несдержанной и немного анархичной. Система патриархального линьяжа, обеспечивающая исключительное право наследования всей совокупности прав и земель только старшему сыну, традиционная и характерная для феодального общества, где господствовали германские обычаи, здесь была введена довольно поздно - только после французского завоевания. Например, еще в 1230 г. владение дю Ма-Сен-Пуэлль, в Лаурагэ, было коллективным, и его делили между собой пятеро братьев. Отсутствие права старшинства было результатом обычного права римского происхождения, по которому структурировалось окситанское феодальное общество. Это право породило оригинальную, разветвлённую и обширную сеньоральную систему, где власть осуществлялась совместно, а доходы делились между совладельцами - братьями, кузенами, троюродными братьями и другими родственниками.
Линьяжи великих окситанских князей, виконтов Тренкавель, графов Тулузских, графов де Фуа осуществлялись в XII веке по праву старшинства и патриархального наследия, как и во всём европейском феодализме. Семья графов де Фуа практически вся была связана с катаризмом. Гастон Фёбус, граф де Фуа и Беарнский, автор многочисленных трактатов, как, например, эта книга об охоте, был правнуком катарских графов и графинь.
Часто старая феодальная башня становилась слишком тесной для этих больших благородных семейств, и они покидали ее, чтобы поселиться в более удобных городских домах, которые они иногда нанимали у горожан. А к ним присоединялись и стоящие ниже их по феодальной лестнице рыцари, дамы и их люди. Вся эта более или менее аристократическая публика селилась на улицах castrum, по соседству с торговцами и крестьянами, из которых избирались городские консулы. Общественные сословия любили перенимать друг у друга слова и жесты. Laboratores и bellatores встречались на одной и той же городской площади; oratores, которых здесь называли Добрыми Христианами - Добрыми Мужчинами и Добрыми Женщинами, а в других местах - еретиками, открывали свои монашеские дома на тех же самых улицах. Таким образом, катарское христианство распространяло свой религиозный образ жизни в недрах аристократической культуры, господствовавшей в castrum, и эта культура воспринимала их как образец, которому стоит следовать.
Вассалы и вассалы вассалов графов, в отличие от последних, преимущественно практиковали коллективное владение и разветвленные типы линьяжа, где дамы иногда тоже могли становиться сеньорами. Такого, конечно, никогда не могло быть согласно знаменитому Салическому праву, запрещавшему капетингским принцессам наследовать французскую корону (внизу - рукопись VIII века).
Средиземноморское рыцарство в основном было работящим и сельскохозяйственным, не считая по-настоящему своё сословие христиански сакрализованным, как это делало французское рыцарство, вначале подкрепляя свои идеи Григорианской идеологией, а потом - рыцарскими романами о Граале.
Рыцарь, каменное изображение в бастиде Корд).