Катары: бедняки Христовы или апостолы Сатаны. Часть 2. Продолжение 1

Jan 08, 2013 00:10


Альбигойцы и выход на сцену Бернара из Клерво.

Через несколько месяцев после получения письма Эвервина из Штайнфельда, встревоженного прогрессом ереси на берегах Рейна, Бернар из Клерво возглавил специальную миссию прелатов, посланную в графство Тулузское, чтобы преследовать и обличать своего старого врага, монаха Генриха, на проповеди которого там собирались толпы, но евангелизм которого не устраивал Бернара. Но когда в июне 1145 года он совершил турне по Тулузе, Верфею и Альби, он не увидел единомышленников монаха Генриха, с которым он боролся, но людей, представляющих особый вид еретиков и напоминающих ему тех, о ком писал его рейнский корреспондент. Именно с легкой руки Бернара этих людей стали называть «еретиками-альбигойцами». Но безо всякого сомнения, это были те самые Христиане или Апостолы, которых сегодня называют катарами.



ГРОМЫ И МОЛНИИ СИТО.

Основанный Робертом из Молесме, орден Сито стал с 1130 года, при горячем личном содействии Бернара из Клерво и благодаря его духовному и интеллектуальному престижу, кузницей идеи о воинствующей Церкви. Идеолог крестовых походов, мистический основатель религиозной милиции Храма, святой Бернар несомненно оказал большое влияние на христианство XII века своей верой в священное единство Церкви. Однако, ни ему, ни его последователям, папским легатам-цистерианцам конца XII - начала XIII веков, кажется, не удалось достичь особого успеха в проповедях против еретиков. Эти неудачи цистерианцев и пробудили призвание Доминика, приведя его к основанию ордена Братьев-проповедников.

Из документального отчета о поездке святого Бернара в Тулузу и Альби четко видно, что уже в первой половине XII века диссидентский евангелизм овладел бургадами, где под защитой семейных кланов мелкой сельской аристократии множились мужские и женские общины, выделявшиеся своим шумным и насмешливым антиклерикализмом. Прелаты, легат и лично сам Бернар, светоч Сито, ощутили это на себе непосредственно. Даже работавшие на полях крестьяне, казалось бы, наименее зараженные этим поветрием, и то в пол-уха слушали самые красноречивые его проповеди. Вернувшись в Клерво, Бернар попробовал себя в риторике насилия, сочинив целую серию антиеретических проповедей, задавших тон будущим кампаниям цистерианской контрпропаганды, и, фактически, давших осуществиться возможностям, которыми воспользовались следующие поколения - подавлению еретической заразы с помощью силы и Инквизиции.

Через двадцать с лишним лет после этого, в Ломбере, на сцену выступили ученые теологи самих еретиков во главе с епископом Церкви Альбижуа, которым, очевидно, уже тогда был Сикард Селлерье. С высоко поднятой головой, не опасаясь присутствия цистерианцев и высокопоставленных католических прелатов, они вступили с ними в публичные споры и дискуссии, организованные под охраной и защитой виконта Тренкавеля. Во время этого конфликта становятся видимыми связи, которые уже на то время установились между окситанской аристократией и альбигойской ересью: к середине XII столетия катарские Церкви существовали открыто, и в этих землях им сопутствовала удача.


Семья Тренкавелей (ниже: оттиск виконта Раймонда-Роже) владела виконтствами Безье, Каркассон и Альби, которые представляли собой довольно значительное и фактически независимое территориальное объединение, входившее в союз с графством Барселоны и графством Тулузским. Роже II Тренкавель, супруг Азалаис Тулузской, был первым из этой семьи, кто отличался как резким антиклерикализмом, так и толерантностью, и даже симпатией к еретикам. Он был первым из Тренкавелей, отлученным от Церкви. А его сын Раймонд-Роже после его смерти в 1194 году стал известным защитником еретиков и пал одной из первых жертв крестового похода 1209 года.

Анн Бренон книги, Анн Бренон. Бедняки Христовы

Previous post Next post
Up