Лангедокская инквизиция, которая с самого начала своего существования (1233-34) имела свои дома в Каркассоне и Тулузе, не оставила после себя трактатов типа итальянских Сумм. Правда, позже она присоединила к своей документации работы такого рода иностранного происхождения.
[1] Но эти работы им были не особенно нужны - в течение всего периода существования катаризма на Юге Франции, Инквизиция имела в своих рядах отступников, и все об этом знали. Поэтому наибольшую ценность имеют судебные реестры, как объективные и свободные от примитивной клеветы, которой полны источники в других местах, но которым в Лангедоке никто бы не поверил.
Это собрание, очень обширное и до сих пор опубликованное только частично, но тем не менее ставшее предметом исследований, содержит приговоры, показания и вспомогательные документы, связанные с деятельностью Инквизиции Каркассона и Тулузы, а также различных епископов и епископских следователей. Оно доступно частично в оригинальных рукописях, частично в копиях современников, а частично в копиях, сделанных Кольбером и составляющих тома 21-36 рукописного собрания так называемого Doat Парижской Народной Библиотеки.
[2] При изучении догматики следует обратить внимание на Реестр Пьера Сейла 1241 года,
[3] для региона Керси, и для того же региона реестр Бернарда де Ко и Жана из Сен-Пьер, тулузских инквизиторов 1243-1244 гг.
[4] Большая книга тех же инквизиторов, относящаяся к региону Лаурагэ,
[5] (1245-46 гг.), где содержатся показания почти всех жителей определенных местностей, дошла до нас благодаря копии 1260 года и находится под номером 609 городской библиотеки Тулузы. Кроме того, что допрашиваемые вынуждены были отвечать на типичные вопросы, в этой книге есть много оригинальных элементов, особенно касательно периода перед Крестовым походом. Особое место посвящено процессу Пьера Гарсиас, жителя Тулузы: это признания францисканцев, которые уговорили его откровенно высказать свои взгляды (1247 г.)
[6] От доминиканской Инквизиции 70-х годов мы тоже имеем ценные документы: Книгу Тулузской Инквизиции 1279-1280, написанную Ранульфом из Плассак и Понсом из Паррак.
[7] На переломе XIII и XIV веков появляется собрание документов, которые являются лучшим источником, который мы имеем. Они относятся прежде всего к периоду возрождения катаризма от Пиринеев до Тарна, главным инициатором которого был нотариус из Акс-ле Терм (Арьеж), Пьер Отье. Они известны уже очень давно, - один был опубликован в XVII веке, фрагменты других - в 1890 году, но упорядочены они были еще раньше немецким епископом Игнацием фон Деллингером.
[8] Это прежде всего:
- Книга приговоров Тулузской Инквизиции Бернарда Ги,[9] а также не особо оригинальная информация, которую этот доминиканский деятель поместил в своем учебнике Practica Inquisitionis.[10]
- Реестр инквизитора Жоффре д’Абли, относящийся к региону горного Арьежа, рукопись Lat. 4269 парижской Народной Библиотеки (1308-1319).[11]
- Инквизиционный реестр епископа Памье Жака Фурнье, позже Бенедикта XII, который начинается правда через семь лет после смерти на костре Пьера Отье, но почти полностью передает его учение, а также учение последнего окситанского Совершенного, Гийома Белибаста из Кубьер (Од).
- Фрагменты интересных в доктринальной области признаний (1302-1305), записанных Инквизицией Каркассона в своем собрании документов.[12]
7. ЗЕМЛИ РОНЫ И АЛЬПЫ.
Земли Роны и Альпы стали землей обетованной вальденсов. Катаризм там почти неизвестен. Поэтому неудивительно, что инквизитор Этьен де Бурбон, доминиканец из Лиона, в своем отредактированном от 1960 года труде под названием De deversis materiis predicabilibus…secundum septem dona Spiritus Sancti,
[13] вместо катаров представляет переписанных у св. Августина манихейцев, за исключением нескольких явно аутентичных анекдотов.
Доминиканец из того же монастыря, Гийом Пейрот, автор суммы под названием «De vitiis et virtutibus»,
[14] (ок.1250 года), умер в лионском монастыре в 1271 году. Его заметки, относящиеся к катарам, и которые можно позже найти у Анонима из Пассау,
[15] заимствованы у Алана Лилльского.
[16] Можна наконец задуматься над происхождением двух катарских катехизисов, открытых в вальденском собрании из Дублина из горной Лигурии (Кони, Чьери) - мест лангедокской эмиграции, где перемешивались влияния катаров и вальденсов вплоть до конца XIV века, как это видно из признаний Джакопо Беха из Чьери перед трибуналом инквизиции в Пиньерол в 1388 году.
[17] 8. КОРСИКА.
Единственной информацией о корсиканских еретиках являются папские письма конца XIV века
[18], но этого недостаточно, чтобы утверждать о присутствии катаров на острове.
[1] Анализ «Пергаментной книги из 247 страниц» в Y. Dossat, Les crises de l'Inquisition toulousaine au XIII siecle (1233-1273), Bordoux, 1959, s..50 и далее.
[2] Эти архивы были исследованы и упорядочены Y.Dossat, op. prox.cit., в работе которого следует искать информацию о том, как пользоваться Doat.
[3] Dossat, Toulouse, N 1, s.38 - Doat t.21 ff 185r -212v.
[4] Dossat, Toulouse, N 3, s.38 - Doat t.22 ff 1r -73v.
[5] Dossat, Toulouse, N 2, s.38 - См. Dossat, ibid., s.55-86.
[6] Dossat, Toulouse, N 3, s.38 ( Doat t.22 ff 89r -106r); - Ed. C.Douais, Documents pour servir a l’histoire de l’Inquisition dans de Languedoc, t.II, Paris 1900, s.90-114
[7] Dossat, Toulouse, N 8, s.39 - Doat t.XXV, t.XXVI ff 1 -78.
[8] Beitrage zur Sektengeschichte des Mittealters, t. II, Dokumente vornehmlich zur Geschichte der Veldesier und Katharer, - N.Y., 1963.
[9] Ms British Museum Add 4697. Ed. P. van Limborch, Historia Inquisitionis, Amsterdam, 1692.
[10] Ed. C. Douais, Practica Inquisitionis heretice pravitatis, auctore Bernardo Guidonis OFP., Paris, 1886.
[11] См. Dossat, Carcassone N 13, op.cit., s.47.
[12] См. Dossat, Carcassone N 20, -- Doat t.XXХIV, ff 93 -103.
[13] Ed. A. Lecoy de la Marche, Anecdotes historiques, legends et apologues tirees du recueil inedit d’Etienne de Bourbon, dominicain du XIII siecle, Paris, 1877, s.277 и далее.
[14] См. A. Dondaine, Gullaume Peyraut, vie et oevres, в Archivum Fratrium Praedicatorum, 18 (1948) , s.162-236.
[15] Op.cit., запись 6, s. 81-83.
[16] Op.cit., запись 28, s. 366.
[17] Ed. G.Amati, Processus contra Valdenses in Lombardia superiori, anno 1387, в Archivo storico italiano, ser. III, t. I-II (1865), s. 3-61;- I. Von Dollinger, Beitrage, op.cit, , запись 6, s. 265-273.
[18] 1372-1395 гг. См. G. Mollat, Les cathares en Corse в Academie des Inscriptions et Belles-Lettres, Comptes rendus des séances (1956), Paris 1956, s. 147-160.