Катары: бедняки Христовы или апостолы Сатаны. Часть 1. Продолжение

Oct 26, 2012 11:38

 
Фальшивые пророки Апокалипсиса

РАСКОЛ СРЕДИ ВЕРУЮЩИХ

Таким образом, есть неопровержимые доказательства существования народного антиклерикализма в эпоху Тысячелетия. В то время, как клюнийский орден считал, что только его монахи имеют монополию на обетование Царства Божьего, закрыв свет познания в глубине своих аббатств, посреди золота, ладана и ангельских хоров, и пытаясь стимулировать народное благочестие культом реликвий и чудотворных статуй, все громче и громче раздавались голоса протеста во имя здравого смысла и чистоты Церкви времен апостолов. Нашлись люди, которые стали открыто насмехаться над этим культом. И именно в то время, когда огромные толпы собирались во имя Мира Божьего, историки обнаруживают существование мужских и женских общин, объединяющих как светских людей, так и монахов, которые были движимы желанием следовать исключительно примеру жизни апостолов и правилам Евангелия. Они также отказывались признавать более поздние нововведения институций Церкви, ее таинства, о которых не говорится в Евангелиях, и предрассудки. Они резко критиковали образ жизни своих приходских священников и претензии прелатов на светскую власть.



В написанных людьми Церкви и монахами-хронистами текстах преимущественно говорится о колдунах и колдуньях, участвующих в развратных ночных оргиях, занимающихся инцестом, неблагочестиво издевающихся над святыми статуями и реликвиями, (которые, несомненно, отомстят им), о неграмотных крестьянах и каких-то зловещих старухах - но в то же время говорят об ужасных слугах зла или манихейцах, о еретиках и посланцах дьявола или апостолах Сатаны. И это дает нам возможность предположить существование теологически более развитого религиозного диссидентства и более ученых его адептов. Хронисты и религиозные авторитеты объясняли данное явление очень просто: это лживые доктора, о которых упоминается в Писании, фальшивые пророки Антихриста, о приходе которых возвещает Апокалипсис.




Клюнийские монастыри и аббатства представляли собой закрытые от мира очаги небесного света, преддверие рая, заранее уготованного для монахов. А во «тьме внешней» - колдуны и слуги дьявола.




Тексты повторяют и дополняют друг друга. Диссиденты отвергали культ реликвий, статуй и Распятия, считая все это предрассудками, проповедовали абсолютные целомудрие и бедность; они восставали против крещения маленьких детей, которые еще не могут отличать добро от зла. Но в текстах присутствуют также и теологические аргументы. Эта ересь, если она вообще была ересью, имела популярность как в среде «простецов», так и «ученых».

В текстах того времени рассказывается также о тайных собраниях «манихейцев» - крестьян из Шалонской епархии, «лживо претендующих на передачу Святого Духа святотатственным возложением своих рук». Рауль Глабер сообщает в своей хронике о еретической общине, обнаруженной в 1025 году в замке де Монфорте в Пьемонте архиепископом Турина (вся эта община была массово сожжена). Во главе общины стояла женщина, возлагавшая руки на умирающих и окруженная «скопищем дьяволов, одетых в черные одежды», что напоминает нам катарских монахов последующего столетия в их черных одеяниях.

Первые костры еретиков

ТАИНСТВА ПОД СОМНЕНИЕМ

Еретики, представшие в 1025 году в Аррасе перед епископальным судом Жерара де Камбре, заявили, что они основывают свои религиозные ритуалы исключительно на авторитете Христа и Его апостолов. Они отвергали Ветхий Завет, отказывались от крещения водой и не верили в преосуществление во время евхаристии. Еретики, о которых пишет монах из Ангулема Адемар де Шабанне, появились в 1017 или 1018 годах по всей Аквитании, они постились, как монахи, отказывались от любой мясной пищи и жили целомудренно; они отвергали поклонение распятию, потому что видели в нем орудие пыток и казни. Еретики Перигора, о которых в те же годы сообщает монах по имени Эриберт, практиковали вместо евхаристии простое благословение хлеба, не имевшее такой ценности и значения, как таинство, совершаемое на алтаре. Они также отличались вегетарианством и абсолютным аскетизмом, демонстративными молитвами, совершаемыми на коленях, с земными поклонами, и, скорее всего, повторениями Отче Наш в греческой доксологии: «ибо Твое есть Царствие, и Сила, и Слава, во веки веков, аминь».



Они говорили, что «Христос не рождался от Девы, не страдал за людей, не умирал по-настоящему, не был положен во гроб и не воскресал […] Они не признают таинства преосуществления хлеба и вина в тело и кровь Христову» (Заметки об Орлеанских канониках, около 1050 года)

Фальшивые пророки Апокалипсиса

РАСКОЛ СРЕДИ ВЕРУЮЩИХ

Таким образом, есть неопровержимые доказательства существования народного антиклерикализма в эпоху Тысячелетия. В то время, как клюнийский орден считал, что только его монахи имеют монополию на обетование Царства Божьего, закрыв свет познания в глубине своих аббатств, посреди золота, ладана и ангельских хоров, и пытаясь стимулировать народное благочестие культом реликвий и чудотворных статуй, все громче и громче раздавались голоса протеста во имя здравого смысла и чистоты Церкви времен апостолов. Нашлись люди, которые стали открыто насмехаться над этим культом. И именно в то время, когда огромные толпы собирались во имя Мира Божьего, историки обнаруживают существование мужских и женских общин, объединяющих как светских людей, так и монахов, которые были движимы желанием следовать исключительно примеру жизни апостолов и правилам Евангелия. Они также отказывались признавать более поздние нововведения институций Церкви, ее таинства, о которых не говорится в Евангелиях, и предрассудки. Они резко критиковали образ жизни своих приходских священников и претензии прелатов на светскую власть.

В 1022 году был зажжен первый костер в истории христианства, где погибли двенадцать

каноников королевского города Орлеан, в том числе и личный исповедник королевы. И хронисты - Рауль и Адемар - уже не обвиняют их в колдовстве и различных развратных действиях; документы, датированные серединой XI столетия, очень точны: слишком набожные каноники, высокоученые клирики, отрицали всякую ценность евхаристии и не верили в человеческую природу Христа. С их точки зрения истинный Бог мог только принять человеческий образ. Они отрицали евхаристию, как магический обряд, превращавший хлеб и вино в настоящую кровь и плоть Христову.
Это обвинение позволило Церкви поставить обнаруженных ею диссидентов в один ряд с великими ересями первых столетий христианства, подобным образом рассматривавших природу Христа. И это - ясная формулировка катарского докетизма, известного нам по документам XIII столетия. Но данный текст дает нам еще более подробную информацию, описывая единственное таинство, которое практиковали осужденные Орлеанские каноники: «спасение через возложение рук, смывающее все грехи, посредством которого нисходит Дух Святой». Это точное определение катарского consolament в том виде, в каком оно описано в XII веке.

Практика возложения рук очень часто упоминается в Новом Завете, а потом в первые века христианства. Средневековые еретики, протокатары и катары, также выводили это свое таинство из апостольской традиции, утверждая, что крещение Духом Святым путем возложения рук - это единственное таинство, основанное на Писании, в отличие от семи таинств, придуманных Церковью, особенно евхаристии и крещения исключительно водой.




святой Павел крестит верующего.

Анн Бренон книги, Анн Бренон. Бедняки Христовы

Previous post Next post
Up