Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. VIII. Культура и катаризм. Продолжение 5

Mar 07, 2012 22:48

 VIII.3.2 ПОДЗЕМНЫЕ УБЕЖИЩА И ГРОТЫ
             Точно так же катарам приписывали ритуальные собрания в гротах или подземельях. Объектом легенд, распространяемых вначале романтическим историком Наполеоном Пейра, а затем Blue Guide[1], в особенности сделались гроты верхнего Арьежа (от Ломбрива до Усат и Орнолак). Хотя не было выдвинуто ни одного критического аргумента, можно, впрочем, догадаться, что внимание в этом случае привлекли различные аллюзии, содержащиеся в источниках того времени.

Статуты Раймунда VII от 20 апреля 1233 года требуют разрушить или закрыть «все подозрительные и удаленные от человеческих жилищ строения, укрепленные гроты (spelunce infortiate) и подземелья (clusella) в подозрительных или уличенных местах»[2]. Аналогичные распоряжения были приняты на соборе в Нарбонне в 1246 году[3].


Точно так же не были упущены из виду связи между защитниками Монсегюра и укрепленными гротами региона Сабартес. Еще раньше Экберт доносил о тайных собраниях, которые катары устраивали в «подвалах и ткацких мастерских» (cellariis et textrinis) , а также в подземных жилищах такого рода (huiusmodi subterraneis domibus)[4].

Можно сразу же отбросить укрепленные гроты. Инвентаризация имущества графов де Фуа выявила, что гроты принадлежали им лично и рассматривались в качестве замков или крепостей. Знать, управлявшая ими, служила графам кастелянами, независимо от того, принадлежала она к катарам, или нет, и принимала ли совершенных[5]. В так называемых spoulgas совершенные никогда не жили; эти гроты играли роль только временных убежищ, так же, как замки и дома друзей.

Фор де Бирак, рыцарь-госпитальер, рассказывает, что в 1231 году

«Прибыв в спульгу в Орнолаке, принадлежавшую Бернарду де Дюрфору, он обнаружил его том с его женой Жиродой, Гвибертом де Пешориоль и Аделаидой де Пи, а вместе с ними совершенного Раймунда д’Арвинья и его товарища…»[6]

Совершенные, которые, как мы уже видели, бежали из Монсегюра с сокровищем, прежде всего пошли «в спульгу в Сабартес, которой владел Понс Арнод де Шатоверден»[7].

Разумеется, обычные гроты служили беглецам естественными укрытиями. Двое верующих спрашивают Раймунда Азема из Бедельяка (Арьеж), где можно спрятать совершенного Гийома Сабатье с товарищем. Он указывает им на грот Бедельяк, а потом сам приходит к ним и приносит им хлеб.[8]

Когда говорится о четырех совершенных, которые во время сдачи Монсегюра скрылись «под землей» и смогли оттуда выйти, следует под этим понимать одну из трещин, которых полно на вершине скалы.[9].

Вопрос подземных укрытий является с точки зрения археологии, более сложным. Огромная часть Европы, а особенно центральная и западная Франция, регион Керси и Альби, состоит из осадочных пород, и там есть множество подземелий, в том числе и высеченных человеческой рукой.

Именно их называли “штольнями» или “cros”, и они стали объектом нападок Инквизиции после трактата 1229 г. Хотя эти сооружения могут датироваться по-разному, ясно, что их использовали в Лангедоке XIII века. Один из дающих показания перед Инквизицией признается, что рыцарь из Монреаля нанял его в качество crocerio[10].

Очевидно, что жители открытых местечек укрывали свои запасы продовольствия или денег в ямах, как, например, уже упоминаемое нами укрытие под порогом дома[11].

Такая яма (clusel) могла, конечно, служить и временным местом жительства. Начиная с 1234 года  - времен начала Инквизиции - совершенная Арнода де Ламот из Монтобан пряталась в регионе Ланта, сначала в доме, а затем в «подземном домике», куда верующие, жившие по соседству, приносили ей поесть: subtus terrant in quadam domuncula[12].

Дама из Франкарвилля (Верхняя Гаронна) признается, что в 1223 году двое совершенных взяли в аренду земли ее мужа:

Эти совершенные построили там cluzel, и я часто навещала их там со своей кормилицей, Гийометтой из Вальберот… Когда французы взяли и уничтожили Франкарвилль, то я спряталась вместе со своим мужем Арнольдом Гийомом из Альбиака и означенной кормилицей Гийометтой в этом cluzel, где находились совершенные Пьер Гоберт и его товарищ Пьер Руссод, и мы оставались вместе с этими совершенными три недели[13].

Совершенный Пьер Дежан получил утешение в такого рода подземелье в 1232 году также в региона Ланта. «Он оставался в секте в течение трех лет в том же укрытии - cluzel, куда Гийом Косто, его сын Арнольд и какая-то женщина из Пешегут приносили еду ему и другим совершенным».[14]

В 1274 году еще говорят об одной женщине, которая давным-давно видела трех прекрасных еретичек в cluzel в Кастельно-Монтратье (Лот):

Она однажды увидела трех женщин удивительной красоты, которых она считала совершенными, и которые выходили из домика возле замка (Кастельно-Монтралье); и эти женщины, увидев ее, снова спрятались в этом cluzel[15].

Все эти свидетельства можно объяснить самым естественным из возможных способов: речь идет об убежищах, укрытиях, которые предоставляли двойную пользу. Во-первых, они позволяли совершенным избежать следствия и одновременно не «подставить» верующих, поскольку в случае ареста их дом был бы стерт с лица земли.

Таким образом, использование катарами этих укрытий не имеют ничего общего с какими-либо погребальными ритуалами или хтоническими культами[16].

[1]Популярный туристический путеводитель (прим. пер.).

[2]HL VIII, с. 964.

[3]Mansi, Sacrorum Conciliorum... XXIII c. 723.

[4]PL 195, c. 14.

[5]HL X, c. 92 (Расследование 1272 г) : Гроты Буана (spulga de Bonoanno), Орнолака (spulga de Omolaco), Суломбри (spulga de Solombria).

[6]Doat XXIII, f 120 r*.

[7]Doat XXIV, f 171 V.

[8] Doat XXIV, f 285 V.

[9]Doat XXIV, f° 61 V.

[10]Doat XXIII, P 150 r°.

[11]Cм. supra, p. 248, n. 24.

[12]Doat XXIII, f  22 v°.

[13]Doat XXIII, f 257 v* .

[14] Doat XXIII, f 272 V.

[15]Doat XXV, f 58 V .

[16] PL 155, c. 2011. По поводу даты, Dondaine, La hierarchie. . ., t. II, op. cit., p. 272.

Жан Дювернуа. Религия катаров

Previous post Next post
Up