- Джованни де Луджио. Книга о двух Началах. Отрывки.
Манускрипт: Флоренция, Национальная Библиотека, Фонды упраздненных монастырей. Перевод Rene Nelli, Ecritures cathares, новое исправленное издание. Paris, Le Rocher, 1995, pp.88-89, 103-104, 131-132.
Поскольку многим людям мешают в правильном познании истины, дабы просветить их и поощрить тех, кто способен понять, а также ради доставления наслаждения собственной душе, я сделал своей целью объяснить нашу истинную веру свидетельствами из божественных Писаний и весьма достоверными аргументами, призывая, к тому же, помощь Отца, Сына и Святого Духа.
Два начала
Во славу Наисвятейшего Отца, я хочу приступить к моему рассуждению о двух началах, опровергая прежде всего теорию одного Начала, хотя во многом это противоречит тому, что думают почти все теологические умы. Таким образом, я выдвигаю следующий тезис: или существует только одно Начало Начал (principium principale), или более чем одно. Если есть лишь одно начало, а не несколько, как говорят непросвященные, тогда, по необходимости, оно должно быть либо благим, либо злым. Но оно не может быть злым, ибо в таком случае от него проистекало бы только зло, но не благо - как говорит Христос в Евангелии святого Матфея: "А худое дерево приносит и плоды худые: не может древо доброе приносить плоды худые, ни древо худое приносить плоды добрые." (Мт. 7, 17-18); и святой Иаков в своем Послании: "Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода? Не может, братья мои, смоковница приносить маслины, или виноградная лоза смоквы: также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду." (Иак. 3, 11-12) (…)
О том, что следует опровергнуть понятие свободной воли
(…) Итак, очевидно, что все, что существует доброго в созданиях Божьих, происходит непосредственно от Него и через Него. Это Бог дает Добру Свое бытие, и Он есть его причиной, как мы уже установили. Но зло, когда оно столкнулось с народом Божьим, не происходило от истинного Бога, и не было Им явлено: это не Бог позволил ему существовать, потому что Он не является его причиной и никогда не был. Как говорит Иисус, сын Сирахов: "Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить." (Сир. 15, 21) - слышите?: не может быть прямо и непосредственно чрез Него - ибо никогда Зло не может добровольно происходить от создания благого Бога, то есть, благого по природе, если нет причины Зла. (…)
Универсальные категории
Теперь мне необходимо прояснить свою мысль в том вопросе, с помощью которого наши противники часто провозглашают над нами победу: они используют универсальные «категории», такие как всё (omnia), все вещи без исключения (universa), все вещи (cuncta), и иные подобные термины, означающие в Святых Писаниях совокупность явлений, чтобы подтвердить свое мнение о том, что не следует делать различие между субстанциями. В связи с чем они позволяют себе утверждать, что все эти субстанции, как благие, так и злые, как преходящие, так и постоянные, были созданы и сотворены Господом Нашим, праведным, истинным и святым. Но с помощью истинного Отца я хочу опровергнуть их интерпретацию очень убедительными аргументами, взятыми из божественных авторитетов.
Следует знать, что универсальные категории - хотя они определяются как таковые буквоедами - не могут быть определены так же просто мудрыми, вдохновленными Богом, и особенно на тот манер, как означенные буквоеды понимают под той или иной из этих универсальных категорий абсолютно все субстанции, все действия и даже все случайности. Очевидно, что для людей ученых универсальные термины обретают смысл только по мере того, как для них становится ясен дух речи, а не просто из абстрактной категории универсальности, под которой понимается как и все хорошее, так и все плохое, в то время, как эти явления не могут принадлежать одной сущности, и не могут существовать вместе, поскольку они стремятся разрушить друг друга, и борются друг с другом в вечной и непримиримой вражде (…).