ПЕРВОЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ: ТЕКСТЫ КАТОЛИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
1. Циркулярное письмо монаха Эрбера о еретиках Перигора (начало ХI века)
Рукопись Paris, B.N. ms lat. 1745, f 35 r.
Перевод Пьера Боннасси. «Новая ересь объявилась в мире», в Les Societes meridionales autor de l’An Mil, repertoire des sources et documents commebtes, Paris CNRS Edition, 1992, pp. 457-458.
Всем христианам, на Востоке и Западе, на Севере и Юге, всем тем, кто верит в Христа, мир и благодать во имя Бога-Отца, Его единого Сына, Господа нашего, и Святого Духа.
Новая ересь объявилась в мире, и ныне ее начали проповедовать псевдо-апостолы; но изначально они были служителями Беззакония. По этой причине мы постарались написать вам это, чтобы вы избегали впадать в эту ересь, чтобы предупредить вас, чтобы вы хранили бдительность.
Признано, что в наше время появилось множество еретиков в местности Перигор: чтобы полностью совратить христианский народ, они ведут, как говорят, апостольскую жизнь. Они не едят мяса, они не пьют вина, и особо строго постятся один день из трех. Они совершают сотни коленопреклонений. Они не принимают серебра, а если случится, что оно к ним попадет, они благочинно его раздают.
Но их секта чрезвычайно извращенная, тайная и испорченная. Они не заходят в храмы, разве что с целью что-нибудь испортить. Они никогда не говорят «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», но вместо этого они говорят: «Ибо Твое есть Царствие и власть над всеми творениями вовеки веков, аминь». Они говорят, что пожертвования не значат ничего, и что не следует ничего брать, что не является вашим. Месса для них ничего не значит, и они учат не принимать причастие, но только куски благословленного хлеба. Они уверяют, что церковное пение - это суета и изобретено только для того, чтобы приносить людям удовольствие. И если кто-нибудь из них поет на мессе с лживыми намерениями, то не говорит канонических слов и не причащается, а наклоняется за алтарь или в сторону, и выплевывает облатку в угол или за алтарь. Они не поклоняются ни распятию, ни статуе Господа, и если бы они могли, то помешали бы всякому поклонению: так, проходя перед распятием, они говорят: «О,. несчастны те, кто поклоняются вам, как сказал псалмопевец, идолам язычников, и т.д.» (Пс. 113, 12; 134, 15).
И они вовлекли многих людей в эту ересь: и не только мирян, которые оставили все свое добро, но также клириков, священников, монахов и монахинь.
Они также умеют становиться невидимыми для тех, кто ищет поймать их и отдать на смерть и муки. И они также делают много чудес. Любой человек, даже простой крестьянин, если присоединится к ним, то не проходит и восьми дней, как он уже знает буквы, слова и выражения, и никто потом не в состоянии превзойти его в этом. Они неуязвимы, и даже будучи пойманными, освобождаются от пут, которые не могут их удержать.
Также я, Эрбер, смиреннейший из монахов, автор сего письма… (далее следует описание лживого чуда, совершенного еретиками)…
В данное время они тайно проникают в эту местность и еще другие места.
2. Письмо Эвервина, аббата Штайнфельда, святому Бернару. 1143год
Patrologie Latine, vol. 182. col. 676-680. Приложение к письмам святого Бернара.
Перевод Анн Бренон в Heresis 25, 1995. Отрывки.
Почитаемому господину и отцу, Бернарду, аббату Клерво, Эвервин, скромный служитель Штайнфельда…
(…) Недавно у нас, возле Кельна, открыли еретиков, из коих некоторые, к нашему удовлетворению, вернулись в Церковь. Двое из них, а именно тот, кого они называли своим епископом, и его товарищ, спорили с нами на собрании клириков и мирян, где присутствовал Монсеньор архиепископ с людьми из высшей аристократии; и они защищали свою ересь словами Христа и апостолов (…).
Слыша это, их трижды увещевали, но они отказались придти к раскаянию; тогда их схватили и забрали от нас слишком ревностные люди, бросили их в огонь и сожгли. И что самое удивительное, они вступали в огонь и переносили муки не только с терпением, но даже с радостью. По этому поводу, святой отец, я хочу от тебя ответа: как такое возможно, чтобы эти сыны дьявола могли выказывать в своей ереси мужество такой силы, коей вера Христова вдохновляет истинных служителей Божьих?
Вот какова их ересь. Они говорят, что они сами - это Церковь, потому что они одни следуют Христу; и что они остаются истинными последователями апостольской жизни, потому что они не ищут ничего от мира и не владеют ни домами, ни полями, никаким серебром. Как Христос не владел ничем сам, так Он не разрешал и Своим ученикам ничем владеть.
«Но вы, - говорят они нам, вы прибавляете дом к дому и поле к полю, и вы ищете того, что от мира; и даже те среди вас, которые считаются наиболее совершенными, то есть монахи и каноники, если не владеют ничем таким лично, то владеют сообща, то есть все-таки владеют».
Сами о себе они говорят: «Мы, бедняки Христовы, бежим, гонимые из города в город (Mт.: 10, 23), как овцы среди волков (Mт. 10,16), и мы сносим гонения как апостолы и мученики; однако мы ведем жизнь святую и преисполненную лишений, в постах и воздержании, посвящая свои дни и ночи молитвам и работе, и не ищем никакого вознаграждения своему труду, кроме как необходимого для поддержания жизни нашей. Мы придерживаемся всего этого, ибо мы - не от мира сего; но вы, любящие мир, вы заключили сделку с миром, потому что вы - от мира (Парафраза Ио. 15, 19). Лживые апостолы, изменившие Слову Христову, вы ищете тех, кому вы принадлежите, вы свернули с пути, вы и отцы ваши. Мы же и отцы наши - наследники апостолов, и остаемся ими по благодати Христовой, и так будет до конца времен. И чтобы различить вас и нас, Христос сказал: «По плодам их узнаете их» (Mт. 7,16). Наши плоды - это наследование Христа."
За трапезой им запрещено молоко и всякие молочные продукты, и всё, что происходит от совокупления. И они спорили с нами по этому поводу. О своих таинствах они говорили скрыто; однако ясно признали, что за своим столом, каждый день, когда они едят, то, по примеру Христа и апостолов, освящают Господней молитвой свою трапезу и напитки, как тело и кровь Христову, чтобы тоже вкушать тело и кровь Христову. Они говорят, что мы в области таинств не держимся правды, а иллюзий человеческой традиции.
Они публично признали также, что крещены и крестят, но не водой, а огнем и Духом, ссылаясь на свидетельство Иоанна Крестителя, крестившего водой и сказавшего о Христе: «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мт 3, 11); и в другом месте: «Я крещу в воде, но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ио 1, 26), и Который крестит вас иным крещением, не водным.
И о том, что такое крещение через возложение рук практиковалось, они принимаются демонстрировать свидетельством Луки, который в Деяниях апостолов, описывая крещение, когда Павла принял Анания по предписанию Христа, не упоминает ни о какой воде, но только о возложении рук; и всё, что они встречают в Деяниях апостолов, равно как и в Посланиях Павла, по поводу возложения рук, то пытаются приписать к этому крещению. А если кто-то из них будет крещен, они называют его избранным, говоря, что он имеет власть крестить других людей и достоин за своим столом освящать тело и кровь Христову.
Вначале они из числа тех, кого называют слушателями, через возложение рук принимают в верующие; тогда те могут участвовать в их молитвах, и если их испытания будут удовлетворительны, то тоже становятся избранными.
О нашем крещении они не заботятся. Они осуждают брак, но я не мог у них добиться, почему, то ли они не осмеливались этого признать, но, скорее всего, им самим это было неведомо.
Существуют еще и другие еретики в наших местах, которые всегда ссорятся с первыми. Впрочем, мы обнаружили, что между ними вечно ведутся дебаты и несогласия. Они говорят, что тело Христово не может присутствовать на алтаре и что ни один из священников Церкви не может осуществить этого. Они говорят, что апостольское достоинство было Церковью утрачено в связи с вовлечением в мирские дела, и что трон святого Петра, прекратив борьбу за Добро, как это делал сам Петр, утратил право посвящать, данное Петру. И поскольку Церковь утратила эту власть, ее архиепископы, живущие по-мирски внутри Церкви, не могут принимать и посвящать других. Чтобы подкрепить свою аргументацию, они цитируют слова Христа: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи…» (являются ли описанные в тексте другие еретики прото-вальденсами?)
(…) Я призываю тебя, святой Отец, проявить бдительность относительно этих многоголовых демонов и направить свое перо против этих хищников (…) Знай также, что еретики, которые вернулись в Церковь, сказали нам, что их огромное количество, и что они распространены почти по всему миру, и что среди них есть много наших клириков и монахов. Те, которых сожгли, говорили в свою защиту, что эта ересь скрывалась со времен мучеников до наших дней, и что она пребывала в Греции и в других землях. И эти еретики называют себя апостолами, и у них есть папа. Другие еретики отвергают нашего папу, но они, по крайней мере, не претендуют иметь кого-то другого на его месте. Среди этих апостолов Сатаны есть и женщины, целомудренные (как они претендуют), вдовы, девицы или их жены, причем одни среди избранных, другие среди верующих, и всё это по примеру апостолов, которые разрешали приводить женщин.
Пусть Господь даст тебе всех благ.