Жан Дювернуа. Религия катаров. Ч. II Р. VI. Церковь. Продолжение 4.

Jan 28, 2011 14:30


VI.2.3. СТАРШИЙ.

Старший, о котором говорилось выше, в мирные времена руководил одним из домов, а во времена подполья - группой миссионеров. Это дозволенный термин, отвечающий пресвитеру у Павла1, но мы видим его перевод (sacerdotes в письме духовенства из Льежа), а также соответствующий ему термин «облеченный» (prepositus) у Эрменгауда. Инквизиция употребляет по отношении к управительницам женских домов слово anteposita (облеченная, настоятельница).


Старший превосходит других совершенных тем, что раньше их вступил в Церковь. За ним, в порядке достоинства, идут остальные. Именно таким образом избирается помощник при уделении consolamentum, согласно Лионскому Ритуалу, aquel que es après l’ancia2.

Тем не менее, его отличают еще и определенные прерогативы. Его приветствуют, ему повар говорит о том, что стол накрыт, он руководит молитвами и ритуально преломляет хлеб3. Во время и в том месте, где редактировался Лионский Ритуал, он даже уделяет consolamentum4.

Более, чем правдоподобно, что он управляет делами небольшой общины, распределяет плоды трудов дома, получает завещания утешенных верных. Как бы там ни было, в текстах нет никаких упоминаний о специальных функциях казначея или управителя.

VI.2.4. ДИАКОН

Первой «ступенью» в иерархии есть ступень диакона. Этот иерарх стоит во главе важной общины на территории различной величины. В первой половине XIII века один диакон на кантон в Лаурагэ, один на большой город в Ломбардии и только один на целую провинцию Сентонж или Каталонию.

Прежде всего, он имеет дисциплинарные функции. Райнерий Саккони пишет:

Роль диакона состоит в выслушивании ежемесячной исповеди обычных грехов своих подчиненных… и на уделении им отпущения, налагая на них три дня поста или сто коленопреклонений, и это называется «служба» 5.

В действительности диакон является, на основании этих описаний, самым активным элементом Церкви на доверенной ему территории: он обучает, утешает, принимает необходимые меры безопасности, провожая совершенных, мужчин и женщин, из одного тайного убежища к другому.

Согласно тосканскому источнику, «этих диаконов выбирают среди «христиан», а потом их посвящает епископ; при посвящении диакона читают Евангелие и произносят Молитву Господню с возложением рук» 6.

Мы встречаем также в драматических обстоятельствах случаи назначения преемника: диакон Понс из Сен-Фой, ответственный за регион Ланта, был арестован в 1244 г. Один из верующих принес восковые таблички:

Он сразу же пошел с этим воском в Боннак, где держали этих еретиков. Сказал стражникам, что хочет с ними увидеться и попробовать их обратить; его к ним впустили и он дал воск диакону, чтобы тот на нем писал, после чего, когда там было написано, вновь забрал его и передал (другим) совершенным… Этот диакон написал на той табличке, что хочет, чтобы «посвященным», или диаконом, сделался вместо него Гийом Дежан, его совершенный товарищ, который бежал. Означенный Гийом Дежан сразу же отправился в Монсегюр, чтобы его там посвятили, и там его сожгли вместе с остальными7.

Как мы видим из этой цитаты, диакона обычно называют «посвященным», однако было бы неосторожным сводить этот термин только к диакону и считать, что согласно Лионскому Ритуалу выживший утешенный должен быть представлен только диакону.

Ценную информацию подает нам Яков де Капеллис:

Диаконы управляют особенными домами, где гостеприимно принимают путешествующих Братьев из других стран, а их нужды старательно и с радостью удовлетворяют. 8

Тот факт, что к функциям диакона относилось управление монашеским постоялым двором, xenodochion, позволяет сблизить его с гостом («гостем») боснийских патаренов.

1 Монета, op.cit, p. 313: «Они обрушиваются на степени иерархии, иные, чем епископат, священство и диаконство».

2 «Тот, кто идет после старшего» - прим.пер.

3 Ансельм Александрийский, около 1274 г., в любом случае после 1250 г. (изд. Dondaine, La hierarchie…II, op.cit., pp/315-217.

4Естественно, в отсутствие «посвященного», иерарха.

5Изд.. Dondaine, op. cit., p. 69. См.. supra, pp. 203.

6Ms. Casanatensis 1730 (См. A. Dondaine, La hierarchie cathare... II, op. cit..,p. 300), изд. Dollinger, op. cit., p. 324

7 Doat XXV, Ρ 13 r°-v° (Лаурагэ).

8 Изд. Bazzocchi, op. cit., p. CXXXVII ; Dollinger, op. cit., p. 279.

Жан Дювернуа. Религия катаров

Previous post Next post
Up