Жан Дювернуа
Религия катаров (сокращенный перевод).
Часть Вторая
Раздел VI.
Церковь
VI.1. ОТСТУПНИЧЕСТВО ЦЕРКВИ РИМСКОЙ.
Римская Церковь не является Церковью, описанной в Новом Завете. Ей не хватает как наследия, так и необходимых качеств.
Петр никогда не был в Риме, он не был папой, и не мог в связи с этим установить институт папства. Только через триста лет вроде бы обнаружили его кости
[1], тем не менее, это не могло учредить папства
[2]. А Константинов дар папе Сильвестру завершил падение этой Церкви, когда она добралась до власти и богатств. Этот Сильвестр был никем иным, как антихристом.
[3] Именно в это время придумали мессу (богомилы считали ее изобретением Иоанна Златоуста).
С того времени Церковь живет в роскоши и богатстве. Нет у нее благих докторов - одни наемники, любящие «чтобы им кланялись в публичных местах, занимают первые места у стола, хотят, чтобы их называли докторами и учителями, противореча учению Христову, носят белые и незапятнанные одежды, а на пальцах - золотые перстни с дорогими каменьями»
[4]. «Церковь Римская живет в богатстве и роскоши, одетая в пурпур; каждый день устраивает преисполненные великолепия пиры, наслаждаясь в этом мире чувством безопасности и стабильности; не живет она трудом рук своих, но, ленивая и праздная, пожирает плоды чужих трудов; одних благословляет, а других проклинает и осуждает».
VI.1.1 ИЗВРАЩЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ.
Церковь эта нарушает установления Евангелия: лжет, не прощает, преследует, е если надо - убивает. Сальво Бурчи правильно переписывает обличения Ломбардских катаров:
Прелаты мира сего делают все возможное и всеми способами стараются вписать в городские статуты пункты, согласно которым те, которых называют еретиками, подвергались разнообразным пыткам и казням. Если же община не желает этого делать, они угрожают ей, заявляя: «вы будете отлучены». Хотя нет в этом ничего особенного, ведь тогда просто не будут совершать мессы и всякой ерунды. Но перепуганная община тогда слушается этой ерунды…
Смотрите, люди: «они убивают тех, кто не желает клясться, развратничать, есть мяса итд…. Но против тех, кто носит меч на поясе, прелюбодействует и убивают, они не вводят (статутов). Церковь Римская, руки твои по локоть в крови мучеников!».
[5] VI.1.2 ЖАДНОСТЬ.
Церковь, жестокая к своим врагам, злоупотребляет властью над своими верующими; обличения катаров в этой области не менее суровы:
Попы и клирики в своем нечестии вымогают и собирают десятину и первинки от людей с того, над чем сами не трудились.
Братья-проповедники и меньшие братья (хотя они сами себя называют «меньшими», гораздо чаще бывают слишком «великими»), когда приносят им умирающего, или когда он хочет им отдаться, совершают свои идолопоклонские обряды. Вы думаете, что душа умершего идет по этой причине в рай? Нет! Похоронив его, они занимают первые места на пиршестве (Мф. 23, 6). O, tros de palis! (И как много украшений!) Думаете, что трудом рук своих они построили столь огромные дома?.. A dels lobasses! (О, злые волки!), они хотят пожрать нас, живых или мертвых!
Индульгенции являются одним из способов вымогательства:
Взгляните, клирик идет к папе (который и вправду папа, раз тянет деньги
[6]) (quia papa papat), дает ему 10 или 20 ливров, и получает от него большую хартию с печатью, согласно с которой всякий, кто даст ему динарий или грош, получит индульгенцию на 140 дней. С этой хартией он идет по миру, обманывает и соблазняет людей… Бога ради, Бога ради, дайте мне грошик, а я дам вам тысячу отпущений!
[1]Монета, р. 411. В отличие от того, что утверждает А. Борст (op.cit., р. 226), здесь явно речь идет о катарах.; - см. Doat. XXV, ffos 200 v, 226 r; - Рук. 609 Тулуза f 130 r..
[2]J. Fournier, t.I., p.227: «Святой Петр не был папой при жизни. После его смерти его кости бросили в колодец, где они лежали много лет. Когда их нашли, то достали и поместили на трон, на котором сидели Римские епископы. Поскольку эти кости не имели возможности отпускать грехи, даже если они были «интронизованы» и «апостолированы», Петр не мог таким образом сделаться папой, а Римские епископы, которых делают папами на этом троне, не могут отпускать грехи.»
[3] Bonaccursus, Manifestatio,изд. Manselli, op.cit, p.208.
[4] Собор в Ломбер (1165), изд Bouquet, Recueil…op.cit, XIV, p.432.
[5] Изд. Dollinger, op.cit., p.72. Ср. слова Петра Гарсиаса из Тулузы (1247), supra, p.193: - Geoffroy d’Ablis f 24 r: Ecclesia romana…mentitur et occidit.
[6] Игра слов: pape - palpe (Прим. пер.)