Спасибо за интересную подборку по Скрябину. Очень интересны любые материалы о композиторе. Я все же не чувствую у него "схематичности", особенно в ранних и не совсем поздних сочинениях. Может быть Вас заинтересует еще одна ссылка: http://imwerden.de/pdf/russkie_propilei_6_1919.pdf Это журнал Русские Пропилеи №6, 2-ая часть которого посвящена Предварительному действу. Приводятся тексты самого А.Н. (У меня этот журнал где-то был, но здесь уже в PDF :)
Большое спасибо за ссылку. Я не знал об этой публикации ранее. На мой взгляд, у Скрябина нет никакой схематичности, но есть удивительное сочетание полной творческой свободы с цельностью натуры. Его картина мира не выглядит сколько-нибудь убедительной, но поражает последовательность, с которой Скрябин ее строил и развивал, а на ее основе строил и свою жизнь, и представление о собственной миссии. История музыки знает множество примеров того, что некогда привлекающее всеобщее внимание сочинение и его автор со временем утрачивают полностью или почти полностью интерес любителей и профессионалов музыки. Со Скрябиным это очевидно не так. Он по прежнему интересен, по прежнему собирает все новых и новых исполнителей.
Да, Скрябин и по сей день вызывает острые дискуссии. Кто-то его не просто переваривает, кто-то боготворит... Наверное, Скрябин просто был очень созвучен своему времени. И это отразилось в его музыке. Очень поэтичной, но и очень своеобразной и требовательной к исполнителям. Я знаю очень немного пианистов, у кого он получается (на мой взгляд). Цельность натуры - возможно. Не представляю, как можно так сочинять музыку: всё до конца в голове, а потом садиться и записывать... По поводу его взглядов - это тема очень большая. Поэзия (в широком смысле), к сожалению, вообще часто воспевает демонизм. Тот же Врубель, например... Но у меня такое впечатление, что А.Н. просто не давал себе отчета, от кого именно исходит свет - от демонов или от Бога... Бывает, что ритм мешает воспринимать смысл стихотворения. Наверное, здесь нечто подобное.
О демонизма и источнике света: Скрябин жил в атмосфере идей духовного ренессанса, основанного на преодолении конфессиональных границ, нахождении общих для разных религиозных традиций идей, практик, символов, смыслов. Была надежда на этой основе создать некую метаидею. Не нам заблудившимся судить этих людей. Достаточно того, что вряд ли кто-нибудь обнаружит в музыке Скрябина реальную эманацию зла. Остальное не так уж важно.
Comments 13
Спасибо.
Reply
А жаль, что Вы не пишете здесь..
Reply
Я все же не чувствую у него "схематичности", особенно в ранних и не совсем поздних сочинениях.
Может быть Вас заинтересует еще одна ссылка:
http://imwerden.de/pdf/russkie_propilei_6_1919.pdf
Это журнал Русские Пропилеи №6, 2-ая часть которого посвящена Предварительному действу. Приводятся тексты самого А.Н. (У меня этот журнал где-то был, но здесь уже в PDF :)
Reply
На мой взгляд, у Скрябина нет никакой схематичности, но есть удивительное сочетание полной творческой свободы с цельностью натуры. Его картина мира не выглядит сколько-нибудь убедительной, но поражает последовательность, с которой Скрябин ее строил и развивал, а на ее основе строил и свою жизнь, и представление о собственной миссии.
История музыки знает множество примеров того, что некогда привлекающее всеобщее внимание сочинение и его автор со временем утрачивают полностью или почти полностью интерес любителей и профессионалов музыки. Со Скрябиным это очевидно не так. Он по прежнему интересен, по прежнему собирает все новых и новых исполнителей.
Reply
Цельность натуры - возможно. Не представляю, как можно так сочинять музыку: всё до конца в голове, а потом садиться и записывать...
По поводу его взглядов - это тема очень большая. Поэзия (в широком смысле), к сожалению, вообще часто воспевает демонизм. Тот же Врубель, например... Но у меня такое впечатление, что А.Н. просто не давал себе отчета, от кого именно исходит свет - от демонов или от Бога... Бывает, что ритм мешает воспринимать смысл стихотворения. Наверное, здесь нечто подобное.
Reply
Скрябин жил в атмосфере идей духовного ренессанса, основанного на преодолении конфессиональных границ, нахождении общих для разных религиозных традиций идей, практик, символов, смыслов. Была надежда на этой основе создать некую метаидею. Не нам заблудившимся судить этих людей. Достаточно того, что вряд ли кто-нибудь обнаружит в музыке Скрябина реальную эманацию зла. Остальное не так уж важно.
Reply
Reply
Leave a comment