Есть у студии Гибли ряд работ, которые не имеют непосредственного отношения к волшебству, и все же умудряются быть немного волшебными. Это и "Шепот сердца", и "Здесь слышен океан". Теперь к ним добавилась еще одна работа на тему повседневности, истории и романтики. Как эти три вещи связаны? Да, запросто! Каждый из нас живет в истории, каждый - дитя своего времени. Героям "Со склонов Кокурико" случилось родиться в послевоенной Японии 60-х годов. Период этот был непростым в японской истории. Время еще не успело стереть следы войны, но стремление к лучшему миру уже пробудилось в душе каждого японского школьника, который хочет жить, творить, бороться за свои идеалы и, конечно, любить... Разве не этим наполнена наша повседневность? Разве не это - часть новой истории, которая свяжет прошлое с будущим? Как всегда замечательно передан дух времени, восхитительны пейзажи, изумительны виды города.
Невероятно интересно было увидеть Японию в момент невиданного еще в мире стремительного экономического роста. Приятное музыкальное сопровождение родом из той эпохи удачно подчеркивает нужные моменты и задает настроение. Пожалуй, единственной слабостью работы является сюжет. И дело совсем не в том, что его можно описать одной строчкой. Дело в том, что эту обыкновенную в те годы историю любви, которая случилась у двух подростков, узнавших, что они, возможно, связаны узами кровного родства, невозможно полностью прочувствовать, хотя авторам и удалось, если не разорвать, то хотя бы надорвать шаблон мыльных опер. Гибли не свойственен пафос и чрезмерность, поэтому простые чувства и внутренние, не очевидные страдания героев все-таки цепляют зрителя, даже вопреки избитости темы. Все дело в том, что это работа, рассчитанная именно на внутренний японский рынок. Более того, судя по тому, что "Со склонов Кокурико" бесплатно показывали в домах престарелых, и, зная важную роль стариков в работах Миядзаки, осмелюсь предположить, что работа создана отнюдь не для подростков и юношей, а для старшего поколения, которое создавало ту новую Японию, которую мы знаем сегодня.
В этом произведении японские старики увидят свою молодость, свою работу, свой вклад в экономическое чудо, свою первую любовь. Наверное, эта работа создана в благодарность за их великий подвиг, который порой не так очевиден, как те же военные подвиги, но не менее значим, если даже не более. Только учитывая все это можно в должной степени оценить новое произведение студии Гибли и получить от него удовольствие. "А где же в работе, собственно, волшебство?", - спросите вы. Оно разлито повсюду: в доброте, скользящей в каждом кадре, в уюте, которым наполнена картина, во взаимоподдержке и взаимовыручке героев, о которой можно только мечтать, в гражданской ответственности каждого японского школьника, в отступающей перед лицом любви необходимости, в хэппи энде и, конечно, в самом удивительном здании школьных клубов, которое вы когда-либо видели. Гибли удалось поднять японский культ школьных клубов на новую высоту, наполнив его магической силой самой юности.