Любят и умеют японцы поднимать животрепещущие для своей нации и всего мира темы, используя для этого нестандартные методы; показывать обратную сторону цивилизации, изображая ее безумия безумными способами. Neo-Tokyo, больше известный в наших просторах, как «Лабиринт сновидений», можно смело отнести к подобным работам. Три зарисовки от великих творцов: Ринтаро, Кавадзири и Отомо, созданные в далеком 1987 году, обращают нас к замкнутости человечества в своем собственном ограниченном мире, зачастую, нереальном, безумном и разрушительном.
Первая зарисовка Labyrinth представляет собой сюрреалистическое путешествие маленькой девочки и ее кота в некое подобие зазеркалья, очень мрачного зазеркалья, напоминающего то вечно спешащий и пугающий мир взрослых, то сумасшедший цирк, из которого нет возможности и желания выбраться. Ринтаро удалось создать эпизод, связующий все три фрагмента вместе, придающий цельность произведению, и даже напугать отсылкой к телевидению, которое и есть то самое зазеркалье, из которого нет выхода. Текучий, неуловимый, постоянно трансформирующийся рисунок, как нельзя лучше подходит для передачи идеи бегства человека в иллюзорные миры.
Второй эпизод Running Man от Есиаки Кавадзири обращает зрителя в мир будущего, где живет непобедимый, одержимый гонщик. Более простой и понятный фрагмент, показывающий весь ужас жизни, превращенной в гонку. Цель давно потеряна, больше нет страсти, интереса и радости. Человек просто гонится за призраками, за статусом лучшего, за потребностью оправдать ожидания, за жаждой быть первым, не смотря ни на что. Победить или умереть, добиться успеха или сгореть в процессе, не это ли основные лозунги современного мира, так тонко прочувствованные Кавадзири еще в 90-х? Реалистичный стиль рисунка, много анатомических подробностей, динамичный и экспрессивный эпизод, по-настоящему пугающий и жуткий.
За ним следует финальный эпизод Отомо The Order to Stop Construction, показывающий вечный конфликт человека и природы, грандиозную и бессмысленную стройку в сердце тропического мира, где безоговорочно правят творческие силы природы. Вышедшие из-под контроля роботы, строящие и строящие без конца, вопреки признанному поражению и требованию прекратить строительство, так напоминают людей, которые, как механические куклы, заведенные кем-то, продолжают сизифов труд, стараясь покорить то, что покорить невозможно. Бессмысленная, упертая деятельность на грани возможностей, на которую уходит столько сил и ресурсов, до боли напоминает японцев-трудоголиков и массовые застройки Токио, разрушающие природу и культуру Японии. Но не только японцы не могут вовремя остановиться, не правда ли?
Великолепная работа, жемчужина японской анимации. Новаторская, оригинальная, смысловая вещь, рекомендуемая к просмотру думающим людям.