cr2

"Весёлый" и "мрачный". Два московских памятника Гоголю

Sep 06, 2020 09:00


... между которыми всего 300 метров расстояния и огромная пропасть по восприятию

Про то, что в Москве два памятника Николаю Гоголю известно многим. А вот то, что это одно из немногих наиболее близких к друг друг расположение монументов одному лицу в городе и вообще в России и мире, знают уже меньше. И правда - между памятниками всего около 350 метров.

Так как же это так получилось? Давайте разбираться. А заодно узнаем, как вышло, что после войны "Гоголя в комсомольцы приняли".



Первый, он же "мрачный", памятник Николаю Гоголю. Москва, двор на Никитском бульваре



Идея поставить памятник Гоголю ходила в Москве с конца 19-го века. В 1909 году, к 100-летию писателя, она осуществилась.



Первый, он же "мрачный", памятник Николаю Гоголю. Москва, двор на Никитском бульваре

Над монументом, что стоял у Арбатской площади в начале Гоголевского бульвара, трудились архитектор Фёдор Шехтель и скульпутор Николай Андреев.



Первый, он же "мрачный", памятник Николаю Гоголю. Москва, двор на Никитском бульваре



Первый, он же "мрачный", памятник Николаю Гоголю. Москва, двор на Никитском бульваре

Хотя памятник получился очень удачным и его даже называли "одной из вершин творчества" Андреева, понравился он не всем.



Первый, он же "мрачный", памятник Николаю Гоголю. Москва, двор на Никитском бульваре

Ругали и излишнюю мрачность Гоголя, его задумчивость, погружённость в себя, отсутствие торжественности и величия.



Первый, он же "мрачный", памятник Николаю Гоголю. Москва, двор на Никитском бульваре

Однако же благодаря этому же списку памятник до сих пор считается одним из лучших, что существуют в Москве.

Как подчёркивают специалисты и зрители, он вызывает множество эмоций, погружает в мир гоголевской литературы с головой и дарит соответствующую творчеству Николая Васильевича атмосферу. Хочется перечитать произведения, поразмыслить, осознать, подумать. Всё это не навязчивая идея, а идущие из самого себя, изнутри, желания.

Особой похвалы заслуживали и заслуживают детали, так удачно дополняющие образ, - диван-глыба, одежда, причёска и знаменитый гоголевский нос.

Несколько раз инициативные группы (куда входили известные политики и деятели культуры) пытались продвинуть идею возвращения памятника на историческое место и поначалу всё шло успешно, но потом по разным причинам затихало.



Первый, он же "мрачный", памятник Николаю Гоголю. Постамент с героями произведений писателя. Москва, двор на Никитском бульваре



Первый, он же "мрачный", памятник Николаю Гоголю. Постамент с героями произведений писателя. Москва, двор на Никитском бульваре

Я же хочу отметить ещё одну деталь - лаконичность и совершенство постамента. Кроме изображенных на нём сцен из произведений великого писателя, оно содержит лишь одно слово: "Гоголь".

То есть одного слова достаточно (и ведь никто не будет с этим спорить!), чтобы подчеркнуть величие и значимость Гоголя. Такие уж он оставил заслуги после себя, что даже не надо писать, как его звали, выбивать даты жизни, пояснять, чем он занимался. Гоголь - есть Гоголь.

Особо это контрастирует с постаментом второго, уже советского памятника, который появился на месте прежнего Гоголя в 1950-х годах.

Сравните:



Второй, он же"весёлый", памятник Николая Гоголю. Постамент. Москва, Гоголевский бульвар

Сколько пафоса! Особо подчёркнуты заслуги советского правительства, не имеющего к писателю никакого отношения, и даже выбита дата.

Друзья, Гоголь великий и без всей этой шелухи! Зачем мне мозолить глаза датой? Кому интересно, тот посмотрит её в инете. Зачем мне знать, кто поставил памятник? У нас всё делалось правительством, это и так понятно. Монумент должен вызывать эмоции, а не быть истуканом, сообщающим какие-то полубесполезные факты!

И если первый, дореволюцинный памятник, один из удачных, то второй - наоборот. Даже сам автор, скульптор Николай Томский, позже признался:

"Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н.В.Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя."



Второй, он же"весёлый", памятник Николая Гоголю. Постамент. Москва, Гоголевский бульвар

Да, памятник получился торжественным. Гоголь молод и здоров, стоит "в правильной позе", полон оптимизма и сил, а также должен излучать положительные эмоции.

Однако ничего общего ни с мыслями от его книг, ни с образом писателя не возникает. Идол, который забудется уже через час после того, как ты его увидел.

Похожие мысли разделяли и многие творческие люди. Практически уже сразу после установки нового памятника по Москве пошли насмешливые стихи и эпиграммы. Одна из самых безобидных была таковой:

Юмор Гоголя нам мил,
Слёзы Гоголя - помеха.
Сидя, грусть он наводил,
Пусть теперь стоит - для смеха.

Говорят, старого Гоголя не любил сам Сталин и был инициатором замены "мрачности" на "оптимизм".

Старого, "грустного", Гоголя сначала отправили в Донской монастырь, но потом "ссылку" заменили на двор бывшей усадьбы графа Толстого на Никитском бульваре. Здесь Николай Васильевич прожил последние 4 года жизни и по преданию сжёг 2-й том "Мёртых душ".

Как говорится, спасибо, что хотя бы место выбрали удачное. Мрачный Гоголь хоть и спрятан (читай: "на чердак") во двор, но отлично вписывается к дому, где он провёл самые тяжёлые годы и умер.

Новый, "весёлый", памятник, как нетрудно догадаться, занял место старого на Гоголевском бульваре и стоит там до сих пор, в трёх сотнях метрах от своего предшественника.



Второй, он же"весёлый", памятник Николая Гоголю. Постамент. Москва, Гоголевский бульвар

Так причём же здесь комсомольцы?

Дело в том, что после того, как появился новый памятник, и Гоголь стал выглядеть моложе, здоровее и веселее, московский фольклор почти сразу же обогатила меткая фраза: "Ну вот и Гоголя советская власть приняла в комсомольцы!".

Такие вот дела. А вам какой из памятников больше нравится?

Необычные Памятники, Москва, Москва в деталях

Previous post Next post
Up