В ночь с субботы на воскресенье на берегу Клязьмы в Орехово-Зуевском районе несколько языческих общин отпраздновали Купалу.
Праздник посвящён дню летнего солнцестояния. По поверьям, в это время лето (Свет) достигает своей мощи, а Тьма наиболее безвластна. Но теперь световой день будет уменьшаться, Ночь начинает захват мира. Своеобразный переломный момент года.
1. Место проведения праздника - поляна в пойме Клязьмы
2.
3. Лагерь общин похож на палаточный городок туристов. От любителей путешествий их отличают одежды и славянские песни и, конечно, взгляды. Кстати, слово "язычник" здесь не принято. Члены общины называют себя родноверами. Их цель - возрождение славянских дохристианских обрядов и верований.
Родноверы проходят обряды очищения и имянаречения, в результате которых получают новое славянское имя
4. Когда-то Радогор был христианином, но славянские книги заставили его изменить взгляды. Радогор рассказывает, что христианство - чужая навязанная религия, что только при исповедовании религии предков наступает настоящая душевная благодать. Примерно так же объясняли причины своих религиозных взглядов и другие родноверы.
Радогор оказался приятным собеседником и гостеприимным хозяином. Уже после непродолжительного общения он пригласил меня на угощение
5. Веледор и Радогор на торжище. Сюда заглянем чуть позже. На торжище большим спросом пользовались ароматные деревянные кружки ручной работы
6. Максим еще не имянаречён, поэтому у него нет славянского имени. Как и Радогор, он был рад побеседовать и накормить заезжего на их праздник блоггера. Вообще, за полдня прибывания в лагере родноверов я ни разу не встретил ни агрессии, ни косого взгляда
7. Обереги не только на людях..
8. ..но и на машинах
9. Ну а теперь торжище
10. Все товары продаются. Цена - несколько сот рублей. Череп медведя - тоже товар
11.
12. Сбитень замечателен. Удалось попробовать из дубовой кружки ручной работы
13. Посох и вышивка не продаются. Они используются в обрядах, куда мы с вами попадём чуть позже
14.
15. Эту женщину зовут Пятница
16. С заходом солнца Пятница проводит женский обряд проводов Зари
17. Женщины выстраиваются на лугу, поворачиваются к заходящему Солнцу и поют славянские песни
18. В ходе пения собирается трава и плетутся венки
19.
20.
21. Когда полностью стемнеет, начинаются обряды с огнём. О их начале родноверам говорит бубен
22. Сначала у Богов просится Огонь
23. Как только огонь разжигается, от него зажигаются факелы для большого праздничного костра
24.
25.
26. Огромный костёр загорается, все празднующие собираются в Коло - берутся за руки и водят хороводы, поют ритуальные песни
27.
28. Произносятся восхваляющие речи
29.
30.
31.
32.
33. От костра зажигают специально сделанное из трав и дерева колесо. Как и Коло (хоровод), это символ бегущего времени. Колесо катят до реки и сбрасывают в воду. Таким образом соединяются две стихии, дающие жизнь - Вода и Огонь
34.
35.
36. Чтобы огонь был всегда благосклонен к людям, его нужно задобрить и угостить. Делается это специальным пирогом и квасом. Кровавых жертв родноверы не преподносят, говорят, на капище не должна падать кровь
37.
38.
39.
40.
Где-то в три часа ночи нужно возвращаться в привычный мир. По впечатлениям - как будто побывал в древности или на съёмках фильма. Иногда и не думаешь, что старое и новое совсем рядом. Про чистейший сосновый воздух на поляне я молчу.
Благодарю Творческое объединение "Гудьба" и Круг языческой традиции (общины "Коляда Вятичей", "Велесова Тропа", "Велесье", "Шаркунок", "Внуки Дажьдьбожьи") за праздник, гостеприимство и помощь в подготовке материала.