Научная эмиграция: общие соображения

Feb 23, 2016 23:08


"Настанет день. И я вам скажу всё. Что думаю. По этому поводу."
"Настал тот день. И я вам говорю..."
Антология советской рекламы

Как говорится в эпиграфной рекламе, настал тот день, когда я могу поделиться с вами своим опытом того, что я сейчас назову "научной эмиграцией" ( вот теперь "э-", а не "имм-"). В этой заметке (точнее - цикле заметок, в одну тут точно не уложиться) будет обобщенный опыт как мой личный, так и друзей-сокурсников-коллег разной степени близости, разных специальностей, разных возрастов и разной степени успешности.
Для начала - три пояснения-дисклеймера.
Раз. В отличие от других метариалов, рассматривающих либо аспекты научной миграции с точки зрения самих ученых,
либо влияние ее на положение науки/экономики в странах уезда или приезда, я здесь попробую рассмотреть научную эмиграцию как квест, "сознательный выбор жизненного пути" для себя либо для своих детей. Материал я буду излагать именно с позиции максимальной результативности для конечной цели квеста, определяемой как "успешно сменить страну проживания"; пункт "стать ученым" выступает тут как один из пунктов квеста, опциональный, но не обязательный. Этому квесту я не буду давать никакой моральной оценки. Мотивы у всех свои. Вы можете хотеть "поехать за" (новыми впечатлениями, опытом, перспективами для себя или детей, длинным рублем/долларом/тугриком, спокойной жизнью, подходящей культурной средой, видом из окна на горы/море/небоскрёбы - нужное подчеркнуть), или вы можете хотеть "уехать от" (скуки, бесперспективности, неуверенности в завтрашнем дне, уверенности в отсутствии завтрашнего дня, бедности, страха ходить ночью по улицам, набившей оскомину культурной среды, заколебавшего бескультурного понедельника и остальных дней недели, вида из окна на горы мусора/море грязи/небоскр,ёбы - ненужное зачеркнуть). Вы можете хотеть или не хотеть быть ученым. Вы можете хотеть или не хотеть в итоге вернуться. Это ваше дело и ваша жизнь. Я описываю инструменты и не касаюсь, вот совсем не касаюсь, вопросов на тему "хорошо это или плохо", "порядочно или непорядочно", "правильно или неправильно", "этично или неэтично", "по понятиям или нет".

Два. Описанное описано через призму моего личного восприятия мира и жизни. Как предложенные мной инструменты лягут в вашу руку и голову, я не знаю и не могу знать, так что решать в итоге вам - вам же и отвечать за инструмент, ненароком прилетевший в голову вместо руки.

Три. Описанное - опыт, которому от 1 до 10+ лет свежести (и это если брать в расчет опыт свой и сверстников, и убрать из рассмотрения старших товарищей). И на протяжении этих 10 лет я замечал, как меняется мир и реалии жизни. А это значит, что на данный момент обстановка может оказаться не такой, как была тогда. Хуже того: как будет ясно из написанного, научная эмиграция - дело долгое, и если сейчас только начинать, то начинать воплощать задуманное получится только лет через 3-5. В общем, учитывайте, что " за время пути собака может подрасти"

Итак, научная эмиграция. Если дать краткое определение - то это использование профессии ученого для смены страны проживания. Например (и это самый распространенный, "канонический" путь) - поступление в иностранную аспирантуру и получение ученой степени с последующей работой и жизнью в другой стране.

Преимущества:

1. Материальная доступность. В отличие от большинства других ее видов, эмиграция через науку не требует наличия больших денег. Теоретически, достаточно денег на билет и "на прокормиться первую неделю", хотя, конечно, финансовый буфер на 1-2 первых месяца здорово облегчит жизнь. Но сумма на 1-2 месяца - это не сумма на 1-2 года, которая потребуется для большинства программ иммиграции по работе или учебе. Не говоря уж о суммах совсем уже другого порядка, нужных для эмиграции через покупку недвижимости и всех видов бизнес-, стартап- и инвестиционных программ.

2. Открытость рынка труда. Большинство стран защищает свой внутренний рынок труда от гастарбайтеров; очень кратко, это означает, что "просто так" нанять на работу иностранца нельзя - либо нужно доказать, что среди местных не нашлось годных кандидатов, либо речь должна идти о работе, в которой в этой стране в данное время дефицит рабочей силы (сезонная работа, ограниченный набор особо востребованных специальностей и так далее). Однако на научную работу практически любого уровня (от аспиранта до профессора) эти ограничения либо не распространяются изначально, либо элементарно обходятся за счет того, что каждого без исключения ученого можно обоснованно назвать "уникальным специалистом" в своей тематике. Это значит, что ученым переезжать из страны в страну значительно проще, чем представителям почти всех других профессий.

3. Крайне быстрая и легкая (по сравнению с другими способами эмиграции) адаптация при переезде. Не нужно какое-то время сидеть без работы (искать работу) либо на плохой работе (типа "подрабатывать официантом, чтобы было на что жить пока ищешь работу"), нет необходимости быстро учить новый язык (английского для работы чаще всего достаточно). Переезжаешь сразу на готовую работу (с относительно приличной, а то и очень приличной зарплатой), в готовый (пусть и довольно специфический) круг общения, и обычно без "потерь в статусе", почти неизбежных для чуть менее чем всех иных "новоприбывших".

Трудности:

1. Хотя бы на какое-то время (минимум 5-7 лет) придется действительно "стать" (или по крайней мере "побыть") учёным. Это просто, если наука и исследования вас действительно интересуют, и вы получаете от этого удовольствие, но это может быть очень сложным, если душа у вас в эту сторону "не лежит". С другой стороны, горшки обжигают совсем не боги, и профессию ученого вполне можно освоить, как и любую другую. Бытует мнение, что для этого нужно быть "очень гениальным", но это всего лишь достаточное (а не необходимое) условие. Что действительно необходимо - это, во-первых, трудолюбие и усидчивость (не лениться), и во-вторых, минимальное наличие умения видеть связи между явлениями и делать выводы ( не глупить и дружить с логикой). Два эти пункта нужны в комбинации, и недостаток одного можно успешно компенсировать избытком другого. Бонусом идут образованность (багаж знаний) и сообразительность (смекалка), опять же в сочетании и опять же с возможностью компенсировать недостаток одного за счет другого.

2. Нужна тщательная и небыстрая подготовка. Нужно высшее образование по более-менее востребованной в мировой науке специальности (а это в первую очередь точные и естественные науки). В ходе получения этого образования нужно хоть как-то зарекомендовать себя как будущего "путёвого аспиранта" (через результаты и/или связи, и лучше "и", чем "или"). Наконец, нужен английский на уровне, позволяющем чуть лучше чем сносно общаться с коллегами и разбираться в литературе. Большинство из этого достижимо, но требует времени и усилий. Поэтому логичнее всего этот план применяется к вам, если вы студент или будущий студент - или же если вы родитель и хотите "примерить" этот план на ваших детей.

3. Работа в науке может быть связана не только с возможностью, но и с необходимостью переездов по городам и странам. Это увлекательно для того, кто любит путешествовать, и это хорошая возможность посмотреть мир без значительных расходов. Но вместе с тем это сопровождается трудностями, сильно нарастающими по мере обзаведения семьёй и пожитками.

На этом пока всё - уже вижу, что если продолжать, то будет совсем много.

Продолжение: Подготовка: образование и как искать себе аспирантуру
Оглавление всего цикла

научная эмиграция

Previous post Next post
Up