Архитектура (Андрей Краусс)

Aug 15, 2012 22:09


                                                                        АНДРЕЙ  КРАУСС

Творчество Андрея Кондратьевича Краусса хорошо известно - в Киеве сохранились десятки его домов.


Иногда кажется, что его подпись встречается в каждом втором архивном деле. Первые его киевские сооружения датированы 1880-ми годами, а самый активный период деятельности приходится на конец 19-го и начало 20-го века. Его называли отцом «киевского ренессанса», ведь именно Краусс положил начало стилю, по которому мы узнаем Киев периода расцвета строительства на рубеже веков. Но про самого архитектора нам известно очень мало, собственно, кроме дат его рождения и смерти (1856 - 1911), почти ничего. Отец архитектора, саксонский подданный, уроженец города Крейденц, Кондрат Иоганнович Краусс, приехал в Киев в 1843 году, в тридцатилетнем возрасте. Тут он получил вид на жительство, в 1848 году стал российским подданным и остался жить в Киеве. Сначала служил приказчиком в винном подвале, потом содержал небольшой готель. В 1848 году женился на Кристине Ман, дочери вюртенбергского подданного. Жила семья на Лютеранской улице, в доме евангелического училища. Вообще в Киеве проживало много членов большой семьи Крауссов, и они занимали довольно высокое социальное положение - например, Мартин и Николай Кондратовичи работали в банках, а Фридрих занимал пост австро-венгерского консула в Киеве. Ну а про его самого талантливого сына, во многом «построившего» Киев столетней давности, каким мы его знаем, Андрея Краусса, известно лишь, что в 1886-1890 годах он работал архитектором Киевского университета, получая около 900 рублей в год. Но этих денег было недостаточно - в одном из документов он упоминает свое тяжелое материальное положение. Возможно, это и заставило его покинуть службу и полностью посвятить себя частной практике.

Вот небольшой и, конечно, неполный список его сохранившихся работ в Киеве.

- Кудрявская, 9 (1882 - Михаил Иконников, 1894 - реконструкция)

- бульв. Шевченко, 3 (дом Шлёмы Фаера)

- Ярославов Вал, 35 (дом Сербулова)

- Липская, 4 (Особняк Маркуса Закса, 1873 - Владимир Николаев, 1896 - реконструкция)

- Спасская, 8 (доходный дом)

- Московская, 5 (доходный дом)

- Владимирская, 29 (дом В. Малецкого)

- Золотоворотская, 6 (двухэтажный особняк)

- Андреевский спуск, 18

- Бассейная, 1 (доходный дом, 1899 - 1900 гг.)

- Бассейная, 2 (Бессарабский квартал) - доходный дом Данилевского (1894 - 1901 гг.)

- Бассейная, 15 (доходный дом)

- Б. Хмельницкого, 30 (доходный дом Якова Бернера, 1901 - 1904 гг.)

- Саксаганского, 38-б (доходный дом)

- Саксаганского, 112 (доходный дом)

- Ярославов Вал, 16 (доходный дом Леонида Родзянко)



В начале бульвара Шевченко (бывшего Бибиковского бульвара) стоит дом богатого киевского купца Шлёмы Фаера, не слишком роскошный, но уже носящий черты стиля, названного впоследствии «киевским ренессансом».



Нарядный особняк  №4 по Липской улице, первоначально одноэтажный, построенный в 1873 году по проекту Владимира Николаева, был в 1896 году реконструирован Андреем Крауссом в стиле "ренессанс" для известного  и очень богатого киевского предпринимателя и филантропа Маркуса Закса.



Типичный для подольской застройки, достаточно простой доходный дом Краусс построил на Подоле, по улице Спасской, номер 8.



Небольшой особняк на Большой Владимирской улице под номером 29, недалеко от Софии, также построен Андреем Крауссом.





Недалеко, на улице Золотоворотской - еще один особняк, на удивление сохранивший черты киевского стиля конца 19-го века. В районе Софии он, пожалуй, единственный из сохранившихся без всяких перестроек.



Отметился своей работой Андрей Краусс и на когда-то небогатом, но знаменитом теперь Андреевском спуске. После его реконструкции стало и хуже и лучше - улица утратила свое  старокиевское очарование, превратилась в своеобразный и несколько искусственный музей архитектуры, правда, фасады домов стали нарядны и ими можно полюбоваться.



На углу Бессарабской площади, Крутого спуска и Бассейной площади Краусс на рубеже веков возводит огромный доходный дом, носящий черты разных стилей, с восточными мотивами (считается даже, что он оформлен в мавританском стиле), что для Киева редкость.





Очень отдаленно это здание навевает мне воспоминания про знаменитый дом Мурузи на Литейном. Адрес - Бассейная улица, 1 (к моменту застройки улицы новыми домами квартал красных фонарей давно исчез отсюда - он когда-то располагался тут еще до известной Ямы - Ямской улицы, описанной в романе Куприна).



На Бассейной улице Краусс потрудился немало. В 1894 - 1901 годах он по заказу дельца-авантюриста Алексея Семеновича Данилевского, к слову сказать, первого киевского основателя финансовой пирамиды, возводит огромный трехэтажный дом-красавец на углу Большой Васильковской улицы и Бессарабской площади, впоследствии названный бессарабским кварталом. В его стенах первоначально разместился отель «Орион».



Долгое время этот квартал был в запущенном состоянии, теперь он восстановлен, частично переделан и стал очередным киевским торгово-развлекательным центром.





И еще один симпатичный, но поскромнее, дом Краусс строит по адресу Бассейная, 15 - в конце этой недлинной улицы. Здание, как и многие его постройки, носит черты «киевского ренессанса».



В 1901-1904 годах на средства Якова Бернера, по улице Фундуклеевской (теперь Богдана Хмельницкого), вырос красивый пятиэтажный дом в стиле «киевского ренессанса».







На Мариинско-Благовещенской (теперь улица Саксаганского) в период «второго строительного бума» началась действительно активная застройка - город нуждался в новых зданиях в центре. Андрей Краусс отметился здесь двумя домами в своем фирменном стиле. Первое из них под номером 38-б стоит во дворе, но, несмотря на это, привлекает внимание.



Второе под номером 112 расположено в самом конце улицы, хотя она активно застраивалась с разных сторон - рядом расположен железнодорожный вокзал. Этот фасад можно назвать классическим образцом стиля «киевский ренессанс», его визитной карточкой. Именно по таким домам узнается Киев конца 19-го, начала 20-го века. (Всего через несколько лет Мариинско-Благовещенская стала одной из улиц, активно застраивающихся домами в новом модном стиле модерн, думаю, я расскажу о них отдельно).



Одним из тех, кто стал строить свои дома на Большой Подвальной улице (теперь - Ярославов Вал), был Леонид Петрович Родзянко, предприниматель и коннозаводчик, двоюродный брат самого известного представителя рода Родзянко - Михаила Владимировича, Председателя III и IV Государственных Дум России.

Леонид Родзянко был владельцем трёх домов по улице Ярославов Вал - 14-а (его фото в статье о Мартине Клуге), 14-б и 16 (с пристройками, находящимися во дворе домов). Как раз дом 16, который мы видим на фото, построен по проекту Андрея Краусса.



Забавно, что один из потомков семьи Родзянко, внучка младшей сестры Леонида Петровича, живёт именно в этом доме. Покупая квартиру, она и не предполагала, что, по сути, является наследницей домов Родзянко.

На этом мы заканчиваем прогулку по Киеву, построенному Андреем Крауссом, а в следующий раз - подробный рассказ про самого известного архитектора Киева столетней давности Владимира Николаева.

прогулки по городу, киевские архитекторы

Previous post Next post
Up