Архивно-следственное дело прадеда Царева Василия Алексеевича ( из архива УФСБ по Псковской области)

Dec 14, 2012 17:13

Сознательно избегал в блоге каких-то личных моментов и излишней персонализации содержания постов, но не могу не поделиться находкой.

Теперь меня можно в онлайн сублимации и яростных приступах праведного неосталинизма именовать не только главным сетевым антисоветчиком, но и потомственной контрой, правнуком кронштадца 1919-1920 годов(?! - об этом ниже) и кулака.

Краткая суть вопроса. Абсолютно случайно пару лет назад расспросил отца о его деде по материнской линии, колхознике из деревни Середка Ленинградской области, неожиданно для себя узнал, что он был арестован в 1937 году и больше о нем в семье ничего не слышали. Что с ним произошло, как сложилась его дальнейшая судьба,- ни отец, ни бабушка не знали, а последняя вообще избегала на эту тему разговаривать.

Когда я начинал поиски у меня было только имя, отчество и фамилия,- Царев Василий Алексеевич.

Судьба его оставалась  неизвестной по сию пору.

Прошерстив книгу памяти пару лет назад, я обнаружил следующую выписку,-

Царев Василий Алексеевич: 1896 года рождения
Место рождения: Середкинский р-н;
русский;
Колхозник
Арест: 29.12.1937
Осужд. 30.12.1937 тройка при УНКВД Ленинградской обл.. Обв. по ст. 58-10 УК РСФСР
Приговор: 10 лет л/с
Реабилитиация 29.08.1989 , основание: реабилитирован
Источник: Книга памяти Псковской обл.

Итак, прадеда подгребли под знаменитую и одиозную  "кулацкую" операцию в соответствии с оперативным приказом НКВД № 00447 (Оперативный приказ народного
комиссара  внутренних дел СССР № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», ЦА ФСБ РФ, Ф.66, Оп. 5. Д. 2 Л.155-174. Подлинник.)

Этот приказ положил начало "кулацкой операции" и целой серии так называемых "массовых операций" НКВД,- самой крупной единовременной репрессивной
акции советской власти в XX веке мирного времени.

На основании этого приказа с августа 1937 года по ноябрь 1938 года 390 тыс. человек были казнены, 380 тыс. отправлены в лагеря. Таким образом,
установленные первоначально квоты - репрессировать 268,95 тыс. человек, из которых 75,95 тыс.расстрелять, были превышены в несколько раз.

В соответствии с этим приказом был арестован и осужден мой прадедушка. Контра контру метит, товарищи.

Соответственно, начался мой небольшой крестовый поход.  Где-то через год после переписки с УРАФ ФСБ и местным архивом УФСБ, в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" мне буквально вчера удалось получить доступ к архивно-следственному делу Царева Василия Алексеевича.

Предлагаю уважаемым читателем c ним ознакомиться. В целом, дело представляет из себя достаточно показательный пример одиночного "политического" дела эпохи Большого террора об антисоветской агитации(58-10),когда людям за разговоры и за то, что не закрыл сарай, могли дать 10 лет.

Само дело тонюсенькое,- в нем нет и 20 листов. Вещдоков и каких бы то ни было других доказательств кроме протокола допроса обвиняемого, а также показаний двух свидетелей-односельчан в деле нет.
Поражает поразительная оперативность фемиды 1937-1938гг. Свидетелей допросили 23 декабря 1937 года(причем допрашивал начальник Середкинского РОМ мл.лейтенант милиции, а не следователь НКВД), 24 декабря прадедушку арестовывают сотрудники Середкинского РО НКВД, 24 выноситься обвинительное заключение по 2-й категории(напомню инновационное деление всех обвиняемых по "кулацкой операции" на две категории- 1-ая расстрел, 2-ая,- 10 лет) утвержденное начальником ОКРО псковского НКВД капитаном госбезопасности Южным,30 числа Особая Тройка Ленинградской области влепила прадеду 10-ку. 4 февраля из ленинградской тюрьмы прадедушка пребывает в Вятлаг НКВД. 24 мая 1938г. умирает в лагере. Соответственно, с момента ареста до смерти проходит около полугода.

В деле имеются :
1.Ордер на обыск и арест
2.Протокол обыска( у прадедушки при аресте был взят только паспорт и военный билет).
3.Справка из сельсовета д.Бабибно Середкинского района Ленинградской области.
4.Протокол допроса обвиняемого Царева В.А., жителя деревни Бабино Середкинского района Ленинградской области.
5.Протоколы допросов двух свидетелей-односельчан Царева В.А.,- Михайлова Петра и Бондарева Степана.
6.Обвинительное заключение Середкинского РО НКВД по 2-й категории за подписью помощника оперуполномоченного Середкинского РО НКВД Якунина. Согласен,- нач.середкинского РО НКВД мл.лейтенант госбезопасности Марцеленко. Утверждено начальником Псковского ОКРО НКВД капитаном госбезопасности Южным.
7.Меморандум после обвинительного заключения от 25 декабря 1937 года.
8.Повестка на заседание Особой тройки ЛО.
9.Выписка из протокола Особой тройки при УНКВД Ленинградской области.(Секретарь- лейтенант госбезопасности Сорокин.)
10.Конверт со следующими документами:
а) паспорт на имя Царева В.А.
б) справка о прибытии в Вятский исправительно-трудовой лагерь НКВД 4 февраля 1938 года.
в) справка об убыли(смерти) из Вятлага НКВД 24 мая 1938 года.

Cамо по себе дело крайне странное.
Прадед вроде как(понятно, что  при фантастическом и беспрецедентном конвеере массовых операций 1937-1938гг, если это нужно было следователю, человек мог оказаться и поляком, и белогвардейским генералом и агентом 15 разведок,) ни много ни мало  участник Кронштадского мятежа 1921 года.
Служил, якобы, в минном отряде в Гельсингфорсе.

Итак, напомню,- никаких доказательств кроме двух свидетельских показаний, а также справки из сельсовета в деле нет.
И везде идет какая-то странная путаница с датой Кронштадского мятежа.

Сначала 23 декабря 1937 года  на допросе свидетели Бондарев и Петров независимо друг от друга ошибочно называют дату мятежа, в которым якобы участвовал Царев в 1920 году(в деле их протоколы, кстати,подшиты уже после показаний Царева датированных днем позже). Бондарев так вообще говорит о 1919 годе.

Потом неожиданно сам Царев на допросе и в анкете на следующий день говорит о том, что участвовал в мятеже именно в 1920 году. Хотя думаю ни для кого не будет новостью, что мятеж  был в марте 1921 года.

Параллельно с этим в деле есть еще третий источник, независимый от Царева и свидетелей,- справка из Середкинского сельсовета, где опять же дата Кронштадского мятежа обозначена 1920 годом. В обвинительном заключении следователей Середкинского РО НКВД также фигурирует дата 1920.Никакого возмущения она у сотрудников НКВД не вызвала,соответственно, мне кажется, что ее перепутал отнюдь не Царев. И лишь в Ленинграде, уже в центральном аппарате НКВД ЛО, дата мятежа исправлена на 1921 год в протоколе Особой тройки при вынесении приговора.

Также любопытны иногда дублирующиеся, а иногда плохо согласующиеся с друг другом показания об имуществе кулака Царева. Например, свидетель говорит о 8 ульях в хозяйстве у Царева, сельсовет настаивает на 2 домиках для пчел и т.д.

Упоминаются арестованные дальние родственники Царева (еще одно из обязательных и необходимых составляющих "правильного" дела), но поскольку дело лепилось в невероятном темпе, никаких полагающихся в таких случаях справок и запросов по родственникам в деле нет.

В выписке из протокола особой тройки ЛО ложным является утверждение о том, что Царев, якобы, признал свою вину, хотя в протоколе допроса и даже в меморандуме после обвинительного заключения ясно говориться о том, что вину свою Царев полностью отрицает, поэтому для вербовки он не годится.

Также прекрасно то, что  прадеда исправно обвиняют в выписке из протокола особой тройки 30 декабря 1937 года (16 лет спустя и по советским законам же формально амнистированного) в участии в кронштадском восстании. Напомню, что участников Кронштадского мятежа амнистировали дважды. Первая амнистия,постановление ВЦИК от 4 ноября 1921 года, в соответствии с которой были амнистированы все участники восстания из рабочих из крестьян, втянутые в восстание по несознательности. Вторая  амнистия была год спустя, постановление ВЦИК от 2 ноября 1922 г. "Об амнистии рядовым участникам Кронштадтского мятежа" и распространялась вообще на всех участников восстания, кто на тот момент еще был жив и не осужден.

Блистательна также история с поеданием коровами минералов (развития нигде не получила) и антисоветскими разговорами про подвешивание за языки.

А теперь, собственно, сами документы с моими комментариями.





I.Ордер на арест Царева В.А. 24 декабря 1937 года.



II.Протокол обыска и ареста Царева В.А., дер.Бабино Середкинского района Лен.обл.






III.Справка Середкинского сельсовета для подачи в РО НКВД.


 Прадед-то бывший кулак и крепкий хозяин, мироед и эксплуататор. Эвон какое хозяйство.
Но самое поразительное,- черным по белому, независимо(якобы) от прадеда и двух свидетелей, дата мятежа ошибочно поименована 1920 годом.

IV.Анкета Арестованного.





И опять,- 1920 года мятежа. Едем далее.

V.Протокол допроса Царева Василия Алексеевича, 24 декабря 1937г.







Показания обвиняемого Царева В.А.


Остров ТотлебИн. Середкинское РО НКВД такое НКВД. И теперь внимание,- 1920 год. Но ведь Кронштадский мятеж был в марте 1921 года.







IV.Показания свидетелей: допрос односельчанина Михаийлова Петра.


Теперь начинается странная психоделика,- фиксируем странную единовременную форму коллективного помешательства. Сначала середкинский сельсовет по какой-то мистической причине нам пишет о том, что Кронштадский мятеж был в 1920 году. Потом сам Царев показывает следователю на допросе, что в 1920 году участвовал в Кронштадском мятеже.

Теперь односельчанин Михаилов Петр, за день до Царева и сельсовета, утверждает тоже самое.




V.Показания свидетелей. Допрос односельчанина:Бондарева Степана.



Опять добрым самаритяниным Бондаервым самым тщательным образом перечисляется номенклатура хозяйства Царева,- Степан утверждает о 8 ульях. Сельсовет немного раннее почему-то пишет о двух домиках для пчел.
Но неважно, несостыковки нам не страшны,- главное что всего много.



А теперь ему сам Царев рассказывал, что в 1919 году он с Балтийским флотом гонял красных лично.



В 1935 году уморил племенную кобылу! Накормил сулемой овец и коров 5 лет назад. Но ни о кобыле, ни о сулеме, ни об эстонской контрабанде в деле и в обвинительном заключении далее ни слова. Видать, след уморенной  года назад кобылы, коров, овец и эстонских товаров для следствия интереса не представил.
Степан Бондарев далее сообщает(или следователь)
"Царев распространяет провокационные слухи "Что колхозы организованы для барщины, чтобы легче было бы грабить советской власти кр-на,  в колхозе ничего незаработаешь, помрешь с голоду, что пишут о зажиточной жизни колхозника, все это чепуха.Скоро придут белые всех пионеров заставят копать ямы а после будут вешать за язык".

Вот мне кажется, что это прадед действительно мог сказать. Степан подслушал и сообщил куда следует. Ведь на побочных заработках. Да еще две избы. Но это не факт, конечно.

VI.Обвинительое заключение пом.оперуполномоченного Середкинского РО НКВД Якунина в день ареста.
Согласен:начальник Середкинского РО НКВД мл.лейтенант госбезопасности Марцеленко.Утверждаю:нач.Псков.ОКРО НКВД
капитан госбезопасности Южный.


И опять следователи Середкинского РО НКВД ошиблись годом Кронштадского выступления. Казалось бы, не о битве за Фермопилы речь.
Никаких вопросов эта ошибка не вызвала и у капитана ГБ Южного в Пскове.

Что в этом документе представляется примечательным. Во-первых, неожиданно помянут  брат Царева, активный участник банды Булак-Булаковича. Хотя в деле никаких доказательств или даже упоминаний о службе брата обвиняемого Царева у Булаковича нет.
Порочные и подозрительные , а еще лучше контрреволюционные  родственные связи,- однин из чуть ли не ритуализированных необходимых элементов в классическом деле образца 1937-1938гг.

Обвинительное заключение также представляет интерес,- "Царев будучи враждебно настроен к советской власти в 1920 году(????)) принимал активное участие в Кронштадском мятеже и вел борьбу против красной армии. Царев среди местного населения проводил контрреволюционную агитацию, дискредитировал советскую власть и
колхозное строительство, распространял провокационные слухи о войне и гибели советской власти.
Если это прадед и говорил, то спасибо ему за критическое мышление. "Советская власть создала колхозы для
закобаления крестьян, колхозы это крепостничество для крестьян, в колхозе хлеба не заработаешь и сдохнешь с голода. Советская власть грабит крестьян, весь хлеб из колхоза надо сдать государству а колхозники остаются голодать".

ЗакОблоления крестьян и остров ТотлебИн.

VII.Повестка к заседанию Тройки УНКВД ЛО Псковского ОКРО НКВД. Докладчик т.Михайлов.
Направить на тройку УНКВД ЛО по 2-ой категории.(заботливо вписано от руки)



VIII.Выписка из протокола заседания Особой Тройки УНКВД ЛО №279 от 30 декабря 1937 года. 10 лет лишения свободы за
"разложение трудовой дисциплины и клевету на ВКП(б) и колхозное строительство."




В протоколе содержится 1-ая очервидная ложь,- якобы о том, что Царев признал себя виновным.
Хотя в меморандуме после обвинительного заключения (см.ниже) говорится о том, что вину отрицал полностью и для вербовки не подходит.
Примечательно также обвинение в участии в Кронштадском мятеже (но теперь дата уже названа правильно,- 1921 год), хотя юридически по советским же законам все участники восстания были амнистированы более 14-15 лет назад. Даже если прадед и в самом деле в нем участвовал, в чем можно сомневаться вполне обоснованно.

IX.Меморандум после обвинительного заключения


Занимательный пункт номер 12- можно ли вербовать осужденного? Ответ,- нельзя, на следствии полностью отрицал свою к.р. деятельность.



V.Cправки из системы УРО ГУЛАГ НКВД.

Справка о прибытии в Вятский исправительно трудовой лагерь 4 февраля 1938г.



Справка о смерти чуть менее чем через 4 месяца после прибытия в лагерь.



Итого, скорострельность советской юстиции поражает- свидетелей допрашивают 23 декабря, Царева арестовывают на следующий день, в тот же день выносится обвинительное заключение на основании путаных показаний двух свидетелей. Напомню: вещдоков и каких бы то ни было других доказательств кроме протокола допроса обвиняемого, а также показаний двух свидетелей-односельчан в деле нет.
Через 6 дней Особая тройка дает Цареву 10 лет, из которых он не успевает отбыть и полгода. Через 4 месяца он умирает в Вятском ИТЛ от неизвестной причины. И все.

VI. Справки о реабилитации.
Царева Таисия Васильевна,- моя бабушка.





Паспорт, единственное, что прадед взял с собой при аресте. Нашел в конверте в деле.



массовые операции НКВД, 1937-1938 гг.

Previous post Next post
Up