Вернулся из очередной архивной командировки в ГА РФ, где был почти два месяца, удалось выявить много очень любопытных материалов.Этим обстоятельством и объясняется некоторая пауза в публикациях.
Продолжаю выкладывать сканы документов о первых годах спецссылки для раскулаченных крестьян. Как мной уже упоминалось в одном из предыдущих постов, в первые два года(1930 и 1931 гг.) спецпереселениями для депортированных управляли местные советские гражданские органы и различные хозяйственные организации. Их "администрирование", а также беспрецедентные масштабы депортации без оглядки на реальные инфраструктурные ресурсы на местах, фактически, привели к полноценной гуманитарной катастрофе в местах спецссылки в 1930-1931 гг. Экстремальное положение раскулаченных(которых планировалось эксплуатировать в промышленности и сельском хозяйстве) сподвигло власти на серию хаотичных реформ, основной из которых было передача управленческих функций от местных органов, а также т.н. комендантских отделов НКВД политической полиции(ОГПУ), которая постепенно трансформировалась в том числе и в исполинское хозяйственное ведомство.
Приведенный ниже обобщающий отчет о спецссылке образца 1932 года интересен сразу несколькими нюансами.
Во-первых, он достаточно фактурно иллюстрирует типичные ведомственные противоборства, характерные для органов государственной власти раннесоветского периода- зампред ОГПУ Г.Ягода хвалит собственное ведомство, критикует местные органы соввласти, называя положение "кулачества" "абсолютно нетерпимым". Главную причину создавшегося положения Ягода видит в "отсутствии минимальных забот о них со стороны местных советских органов и хозяйственных организаций". Перечисляя меры, принятые ОГПУ, Ягода признает, что, несмотря на определенные улучшения, положение спецпереселенцев все же остается "неудовлетворительным", а "директивы ЦК и СНК на местах все еще выполняются крайне медленно, причем особенно это сказалось в запоздании с постройкой постоянных жилищ для спецпереселенцев и налаживании нормального медицинского обслуживания их".
Во-вторых- и это, с моей точки зрения, главное,- документ содержит крайне показательные статистические данные о заболеваемости и смертности спецссыльных в этот хронологический отрезок. Эти цифровые сведения ценны прежде всего потому, что позволяют понять реальную ситуацию в первые два года спецссылки в этом аспекте, поскольку сводной статистики для самых тяжелых 1930-1931 гг. в архиве центрального аппарата не существует. Ягода отмечает, что, несмотря на принятые меры, "заболеваемость и смертность спецпереселенцев велика", "должного перелома ни в санитарном состоянии спецпереселенцев , ни в их лечении не наступило", "Месячная смертность равна 1,3% к населению за месяц в Северном Казахстане и 6,8% в Нарымском крае. В числе умерших особенно много детей младших групп, так, в возрасте до 3 лет умирает в месяц 8-12% этой группы, а в Магнитогорске еще более - до 15% в месяц.
Следует отметить, что в основном большая смертность зависит не от эпидемических заболеваний, а от жилищного и бытового неустройства, причем детская смертность повышается в связи с отсутствием необходимого питания".
Сканы в сети публикуются впервые.
Информация ОГПУ в ЦКК ВКП(б) о ходе работ по хозяйственному и бытовому устройству спецпереселенцев от зимы 1932 г.
Копия.
ИС 26/X-31 г.
№-40823
П Р Е Д. Ц.К.К.
Тов.Рудзутак
Не позднее начала января 1932 г.
Постановлением ЦК от 20 мая 1931 г. на ОГПУ было возложено хозяйственное и административное устройство кулаков в местах их расселения. Это постановление было вызвано абсолютно нетерпимым положением расселенного в 1930 и 1931 гг. кулачества, создавшимся вследствие отсутствия минимальных забот о них со стороны местных советских органов и хозяйственных организаций.
Со времени перехода хозустройства кулаков и административного управления спецпереселенцами в ведение ОГПУ на основе постановления ЦК ВКП(б) разрешены следующие вопросы:
1. Постановлением ЦИК СССР от 3.07.1931 г. регламентировано правовое положение кулаков, что в значительной мере содействовало понижению антисоветской активности и сокращению побегов.
2.Со всеми хозорганизациями, использующими спецпереселенцев, заключены договора, которыми хозорганы обязаны до наступления зимы обеспечить всех спецпереселенцев постоянными жилищами; построить школы и больницы. Кроме того, хозорганы должны помогать спецпереселенцам и индивидуальным застройщикам стройматериалами и инструментами.
3.Работающие спецпереселенцы и члены их семей в нормах снабжения приравнены к вольнонаемным рабочим соответствующей отрасли промышленности.
Учитывая тяжелое положение детей, установлен специальный детский паек.
Центросоюз организует в местах вселения кулаков специальную торговую сеть. Спецпереселенцам разрешено состоять членами кооперации на основах пассивного членства.
4.В отношении нормы выработки и продолжительности рабочего дня даны твердые указания о том, что нормы выработки и продолжительности рабочего дня для спецпереселенцев не могут быть выше или ниже норм, установленных для вольнонаемных рабочих.
5.С Наркомтрудом, Цусстрахом и Наркомздравом заключены соглашения, по которым последние оказывают работающим спецпереселенцам и их семьям медицинскую и иную помощь наравне с застрахованными вольными рабочими.
6.Даны указания местам о том, что оплата труда спецпереселенцев не может быть ниже оплаты труда вольнонаемного той же квалификации. Имеющуюся задолженность по зарплате хозорганы обязаны ликвидировать в кратчайший срок, не допуская нарастания ее в дальнейшем.
7.Установлено 15% отчисление с зарплаты спецпереселенцев,которое передается в распоряжение ОГПУ на содержание административного аппарата и охраны спецпоселения, и запрещены какие-либо другие отчисления с зарплаты спецпереселенцев.
Постановлением Совнаркома Союза и Наркомфина от всех налогов спецпереселенцы освобождены до 1 января 1933 г.
Для закрепления спецпереселенцев на местах их вселения и для создания на местах вселения базы сельхозпро¬дуктов, спецпереселенцам отпускаются ссуды в виде инвентаря, скота и птицы. Кроме того, разрешается приобретение в собственность коров, лошадей, овец и т.д.
Всекопромсоветом и ОГПУ организуются различные кустарные артели из спецпереселенцев.
8. Наркомпросом и ОГПУ разработан порядо строительства культучреждений и на органы НКПроса возложено нормальное их культобслуживание.
Наркомпочтелем и ОГПУ даны указания и проводится практическая работа по организации нормальной связи в районах расселения спецпереселенцев.
Совместно с Наркомсобесом даны указания местам о принятии в инвалидные дома стариков спецпереселенцев, абсолютно лишенных трудоспособности и не имеющих родственников, а также организации из них кустарно-промысловых артелей.
Разрешено передавать родственникам и знакомым на воспитание и иждивение детей до 14-летнего возраста и нетрудоспособных стариков (передано 1369 чел.).
Предложено детей - круглых сирот помещать в детские дома и, по имеющимся неполным данным, размещено уже 1146 детей.
Разработаны указания о работе среди молодежи.
Даны местам разъяснения о порядке заключения браков с вольными гражданами.
Коллегией ОГПУ созданы в центре и на местах специальные отделы по спецпереселенцам, ведающие их устройством. На эту работу брошено около трехсот работников и кроме того проводится мобилизация 150 чекистов запаса и 150 членов партии.
В результате всех этих мероприятий положение спецпереселенцев по сравнению с весной этого года несомненно улучшилось, но недостаточно, и к данному моменту все же остается неудовлетворительным.
Директивы ЦК и СНК на местах все еще выполняются крайне медленно, причем особенно это сказалось в запоздании с постройкой постоянных жилищ для спецпереселенцев и налаживании нормального медицинского обслуживания их.
В основном неблагополучное положение спецпереселенцев заключается в следующем:
ЖИЛСТРОИТЕЛЬСТВО
Несмотря на все принятые нами с весны меры, значительная часть лета хозяйственниками была упущена, и поэтому к данному моменту не все спецпереселенцы имеют постоянные жилища. Наступление осенних холодов и дождей застало значительное количество спецпереселенцев в палатках, шалашах и летних бараках. По отдельным краям расселения положение рисуется так:
Из 125 тыс. семей 35 тыс. семей к сегодняшнему дню размещены в деревнях среди крестьян и в наспех утепленных бараках. К зиме из этого количества останутся неустроенными в постоянное жилье 10 тыс. семей. Особенно плохи жилищные условия у спецпереселенцев, переданных Ураллесу и Уралуглю. На Магнитострое только к 15 октября должны были убрать 7 тыс. человек из палаток.
Постоянное жилье имеют 20 тыс. семей и строится на б тыс. семей. За последние два месяца благодаря произве¬денному нажиму темпы строительства значительно усилились и, возможно к зиме все будут обеспечены жильем. Сомнение вызывает только Мосгортоп, до последнего времени не взявший нужных темпов.
Из числа 40 тыс. семей, завезенных в Нарымский край, на 10 октября построено домов на 30 360 семей, и остальные будут остроены в ближайший месяц. Хуже обстоит дело со строительством [для ] спецпереселенцев, переданных Востуглю (4681 семей) и Кузнецкстрою (4671 семья). Они на зиму в значительной части останутся в мало приспособленных бараках и землянках.
Насколько дело со строительством в Северном Казахстане нами было сразу организовано, настолько в Южном Казахстане все организации, получившие спецпереселенцев, отнеслись преступно-халатно, и все лето ими было упущено. По Северному Казахстану 30 тыс. семей, вселенных туда в июне - августе нынешнего года, к данному моменту размещены во вновь построенных домах.
Часть домов (на 5 тыс. семей) будет закончена в ближайшие дни, задержка была из-за нехватки леса.
Хозорганы (Дальлеспром и Цветметзолото) отнеслись к жилустройству исключительно халатно и только сейчас под нашим нажимом взялись за строительство. К зиме будут обеспечены жилищами, причем почти наполовину эти жилища представляют собой кое-как приспособленные и отепленные бараки.
В Ленинградской области из 7784 семей постоянными жилищами обеспечены 2594 семьи. Остальные пока размещены в крестьянских и рыбацких избушках, и к зиме постоянные жилища полностью не будут готовы.
Надо отметить, что индивидуальное строительство в достаточной мере не было развернуто ни в одном крае, и только в Северном Казахстане и в Западной Сибири орга¬нами ОГПУ, непосредственно ведшими строительство, была создана личная заинтересованность спецпереселенцев в скорейшем окончании строительства.
МЕДОБСЛУЖИВАНИЕ
Хотя по медобслуживанию проведен ряд кардинальных мероприятий (введено соцстрахование работающих в хозорганах, ассигновано в связи с этим Цустрахом 2 млн 793 тыс. руб. на медобслуживание и Наркомфином 2 млн руб. на строительство лечебных учреждений, прибытие в места расселения больше 100 врачей из других областей), однако должного перелома ни в санитарном состоянии спецпереселенцев , ни в их лечении не наступило.
НКЗдрав, выполнив решение ЦК в части посылки докторов, дав общие директивы, не довел до конца следующие мероприятия:
Вместо выделения фельдшеров в количестве 200-250 чел. органами здравоохранения фактически выделены единицы. Между тем, на этом персонале был построен план непосредственного массового лечения спецпереселенцев. На местах имеется только процентов 30 нужного количества фельдшеров, набранных почти исключительно из среды спецпереселенцев, неквалифицированных, давно порвавших с медработой.
Так, например, в Уральской области недостает 285 фельдшеров и акушеров, в Нарымском крае (Зап. Сибирь) - 74 фельдшеров и акушеров.
Снабжение медикаментами - недостаточно, так как это дело возложено на края без дополнительного выделения специальных фондов из Центра.
Не выделен специальный денежный и материальный эпидемический фонд в централизованном порядке.
Санитарное положение спецпереселенцев отягчается незаконченностью жилстроительства и фактическим срывом в ряде краев больничного строительства вследствие отсутствия своевременных четких распоряжений хозобъединений и должного внимания, так, например:
(см.документ)
В ряде районе» (например, для спецпереседеяцев, переданных промышленности в Западной Сибири н по ДВК) строительство не производится вовсе, а специальных лечучреждений для спецпереселенцев нет.
В работе краевых организаций, в том числе крайздравов, нет еще перелета в медобслуживании спецпереселенцев, особенно по Казахстану, Западной Сибири, Северному краю и ДВК.
Следует отметить исключительный факт преступней безответственности Московского облздрава, не выполнившего в течении 2,5 месяцев незначительной разверстки НКЗ (на основании Постановления ЦК) о мобилизации 4 врачей для ДВК, в результате там нет персонала для борьбы с крупными эпидемиями.
Заболеваемость и смертность спецпереселенцев велика.
Эпидемии отмечены;
в Уральской области, за август:
сыпной тиф - 136, брюшной тиф-120, оспа -20;
в Нарымском крае (Зап.Сибирь), за сентябрь:
сыпной тиф - 108, брюшной тиф - 463, оспа - 8; в Северном крае:
большая эпидемия сыпного тифа, особенно в районе работ Мосгортопа, ще за 10 дней октября зарегистрировано новых 177 случаев; на Дальнем Востоке:
сьшной тиф в ряде пунктов, особенно в поселке Бухпуйка, где при населении 4-5 тыс. человек число заболевших доходит до 200.
Месячная смертность равна 1,3% к населению за месяц в Северном Казахстане и 6,8% в Нарымском крае. В числе умерших особенно много детей младших групп, так, в возрасте до 3 лет умирает в месяц 8-12% этой группы, а в Магнитогорске еще более - до 15% в месяц.
Следует отметить, что в основном большая смертность зависит не от эпидемических заболеваний, а от жилищного и бытового неустройства, причем детская смертность повышается в связи с отсутствием необходимого питания.
СНАБЖЕНИЕ
Несмотря на то, что имеются решения ЦК об обеспечении спецпереселенцев наравне с вольными рабочими, на местах все еще наблюдается недоснабжение спецпереселенцев, разбазаривание фондов, отпущенных им. В основном продснабжение обеспечено только в части хлеба, что же касается овощей, жиров, рыбы, сахара, то снабжение ими производится с большими перебоями или совсем не производится. Особенно тяжелое положение спецпереселенцев, занятых в лесной промышленности, так как лесная кооперация вследствие своей неповоротливости и халатности не реализует и не забрасывает вовремя отпущенных ей фондов продовольствия. Также надо отметить, что Союзрыба и Союзсахар крайне медленно производят отгрузку отпущенных фондов и, например, имеются факты, когда по нарядам III квартала (июль - август) продовольствие до сих пор не дошло до мест; с другой стороны, обследование спецпереселенцев в Магнитогорске показало, что спецпереселенцы там снабжаются наравне с вольнонаемными рабочими достаточно удовлетворительно, имеют столовые, пропускающие в день до 12 тыс. чел.
Надо сказать, что там, где хозорганы уяснили для себя всю практическую целесообразность скорейшего устройства спецпереселенцев, там они питаются фактически не хуже вольных рабочих.
В Северном Казахстане, где до последнего времени аппарат ОГПУ несет функции и кооперации, и Наркомздрава, и Наркомпроса, и Нарпита, несмотря на все трудности, положение со снабжением удовлетворительное. Почти все, что полагается по норме, доставляется в спецпоселки и выдается спецпереселенцам. Организовано общественное и детское питание, организовано бесплатное питание сирот, инвалидов и семейств, не имеющих трудоспособных членов.
В Западной Сибири, где также все отрасли устройства спецпереселенцев несет ОГПУ, несмотря на исключительные трудности с заброской продовольствия на год вперед (по системе рек во время навигации) на 218 тыс. едоков, таковое с осени почти полностью заброшено и сейчас с баз переотправляется к местам потребления.
Таким образом, дело со снабжением спецпереселенцев, полностью урегулированное в Центре, на местах практически все еще обстоит плохо, и на почве недоедания мы имеем значительное количество заболеваний и повышенную смертность.
Обеспечение спецпереселенцев промтоварами до сих пор ничтожное. Отпущенные нам фонды на промтовары на III и IV кварталы в размере 10 млн руб., понятно, не могут обеспечить нужды почти миллиона людей (10 руб. на чел. на 6 месяцев), тем более, что реализация фондов идет крайне медленно и товары, занаряженные на III квартал, только сейчас начинают поступать, а занаряженные на IV квартал попадут на места не ранее середины I квартала 1932 г.
Имеют место случаи, когда из-за отсутствия теплой одежда и обуви часть спецпереселенцев не может уже сейчас выйти на работу. Зимой же положение еще более ухудшится, если организации, коим спецпереселенцы переданы, и кооперация не улучшат снабжения их промтоварами.
КУЛЬТОБСЛУЖИВАНИЕ
Культобслуживание до сих пор неудовлетворительное. Даже в таких пунктах, как Магнитострой, где имеется 15 тыс. спецпереселенцев, партийная и комсомольская организации вопросам культпросветительной работы среди спецпереселенцев, особенно спецпереселенческой молодежи, не уделяют никакого внимания.
О районах лесной промышленности, ще занято 540 тыс. спецпереселенцев, говорить не приходится. Там никакой культурной работы до сих пор нет.
Пострейка школ н красных уголков, как и больниц, задерживается затянувшимся жилищным строительством. Там, где этому вопросу уделяется кое-какое внимание (Северный Казахстан), там под школы приспособили кое-какие помещения н занятия с детьми начали. Необходимо подчеркнуть, что местные органы Наркомпроса ни инициативы, ни поворотливости не проявляют и никакой работы не ведут. Наркомпрос, же, кроме посланных директив, также активности не проявляет. Организации комсомфла, несмотря на данные им ЦК директивы, никакой работы до сих пор не развернули, а если в вопросах организации спецпереселенческой молодежи кое-что и делается, то делается это комендатурами ОГПУ. Усилилась подписка на газеты, производящаяся в данный момент в тысячах экземпляров.
ЗАРПЛАТА
Несмотря на постановление Совнаркома о ликвидации задолженности по зарплате, таковая до сих пор не ликвидирована, и огромная часть работающих спецпереселенцев живет на мизерные авансы, выдаваемые вместо зарплаты.
Так, например, Ураллеспром должен свыше 2 млн руб., в Севкрае Севлес должен 1 млн 600 тыс. руб., в Западно-Сибирском крае один Молчановский леспромхоз имеет задолженность в 100 тыс руб.
Несколько аккуратнее выплачивают зарплату на новостройках, но и здесь имеют место запутанность в расчетах, невыдача расчетных книжек, подчас прямые обсчеты. В Востсибкрае и Новоселовсхом леспромхозе из зарплаты вычитается вместо 15 процентов 35. На Синарстрое (Урал) спецпереселенец Турбачин за 21 день работы получил 9 копеек.
Никакой разъяснительной работы о нормах выработки, о расценках не ведется, причем особенно от этого страдают спецпереселенцы из нацменьшинств. Производительность труда и зарплата спецпереселенцев все еще крайне низка, вследствии их жилищно-быпговбй неустроенности, но наряду с этим все увеличиваются факты не только выработки норм, но и их перевыполнения. Создано значительное количество ударных бригад. Имеются факты изобретения спецпереселенцами ряда усовершенствованных станков, значительно упрощающих работу (Магнитострой, Уралст-ройиндустрня, Емаижелинские копи). Изобретатели премированы и улучшено бытовое положение их семей.
Таким образом, обзор основных показателей устроен-ности спецпереселенцев показывает, что несмотря на имеющиеся конкретные и твердые решения ЦК, на местах эти решения все еще не выполняются или выполняются исключительно медленно, и что ряд наркоматов, как Наркомпрос, НКадрав, кооперация, ряд объединений Нарком-снаба недостаточно активно проводят в жизнь решения ЦК и что хозорганы, коим переданы спецпереселенцы, как Главлеспром, Цветметзолото, угольная промышленность, ряд новостроек ВСНХ, достаточных забот к их устройству не проявляют.
В связи с таким положением ОГПУ просит вновь указать перечисленным Наркоматам и организациям на необходимость быстрейшего выполнения директив ЦК по вопросам устройства спецпереселенцев.
Источник: Государственный архив Российской Федерации.Ф. 9479. Оп. 1. Д.7 Л. 5-12. Копия.
Опубликовано: Спецпереселенцы в Западной Сибири. Весна 1931 - начало 1933 гг. /Сост. С.А.Красильников, ВЛ.Кузнецова, Т.Н.Осташко, Т.Ф.Павлова, Л.С.Пащенко, Р.К.Суханова. - Новосибирск, 1993.