Отрывок из доклада уполномоченного по Баксинскому району Новосибирского округа Ф.Ведрашко от 1930 г.

May 15, 2015 08:40


Помимо спецсводок, докладных записок и других секретных внутренних материалов из документооборота ОГПУ, документов наркомздрава, комендантского отдела НКВД РСФСР, большую ценность для изучения спецссылки и депортаций 1930-1931 гг. представляют сообщения так называемых уполномоченных по коллективизации- низовых функционеров советского аппарата, придававшихся оперативным группам "по раскулачиванию и выселению" на места.

Одним из самых выразительных памятников эпохи подобного рода можно назвать доклад уполномоченного по Баксинскому району Новосибирского округа Сибкрая коммуниста Ф.Ведрашко, непосредственно принимавшего участие в коллективизации и выселении крестьян в одном из сельсоветов Баксинского района зимой 1930 г., через который потоком шли подводы с "кулацкими" семьями. На мой взгляд, данный источник(вместе с письмом рабочего С.А. Иванова, опубликованным в предыдущем посте) можно смело ставить в один ряд со знаменитыми письмами М.А.Шолохова И.Сталину.
Источник был введен  в научный оборот впервые в небольших извлечениях сибирскими историками С.А. Папковым и С.А.Красильниковым. Мне удалось скопировать заключительную часть документа, которая еще никогда не публиковалась.  Сканы в сети публикуются впервые.

Отрывок из доклада уполномоченного по коллективизации в Баксинском районе Новосибирского округа Ф.Ведрашко от 1930 г.










<...>
Всякие попыти критиковать руководство районными работниками усматривается как попытки ослабить бешенный темп выявления кулаков и подрыва их авторитета и ослабление всех остальных мероприятий. Считая, что в момент выполнения всех директив вышестоящих парт. и соворганов не хватает и не может быть никакой критики, попытаемся критиковать, наклеют такой ярлык, что жутко станет жить и отпадет всякая охота к дальнейшей работе.
<...>
Высылка кулаков лечебно действует на проведение сплошной коллективизации. Это бесспорно. Но в тех с/советах и поселках, где до этого не было выявлено кулацких элементов, то сейчас при бешеном темпе выявления кулачества попадает очень много середняков, на что следует обратить особое серьезное внимание, т. е. отдельные середняцкие деревни очень сильно насторожились, так как они не гарантированы, что не подпадут в категорию лишенцев и высылке. Тем более актив деревни под сильным накачиванием райактива начинает ссориться с середняком, благодаря его упорности идти в коллектив или коммуну. Этот особо важный момент нужно серьезно учесть, иначе не на кого будет опереться в своей дальнейшей работе, несмотря, что батрацкий актив растет, но он очень слаб в своей идеологической классовой работе. Он работает до тех пор, пока ты с ними работаешь, а как только перестаешь, то этот актив быстро растворяется под влиянием чуждой пролетариату идеологии <...>
О кулаках и их выявлении.
Если во время хлебозаготовок 1929 г. по Баксинскому району было выявлено кулаков до этого ничтожное количество, то в настоящее время довыявлено их достаточно много. Привожу пример: по Старо-Атузинскому с/совету, во время хлебозаготовки не было ни одного кулака, за исключением двух дворов, обложенных индивидуально дополнительно по сдаче хлеба. В настоящее время, а особенно с представлением Баксинскому району 40 кулацких дворов на высылку, с этого момента начинается бешеный темп по выявлению кулачества, причем в течение нескольких дней по указанному выше Ст.-Атузинскому с/совету выявлено около двух десятков кулацких хозяйств, а этот темп продолжается и в дальнейшем. Несомненно, что в числе этих двух десятков найдутся 20 % кулаков-спекулянтов, торговцев, которые пять лет тому назад были кулаками, а в настоящее время являются середняками, а остальные являются сомнительными кулаками, а их считают кулаками по их идеологии и психологии.
В настоящее время все они лишены права голоса и их имущество взято на учет. Когда эти кандидатуры обсуждали на активе и в группе бедноты и составляли на каждого характеристику, то беднота подходила критически и осторожно, несмотря на это РИК и РК упрекали, что не довыявляем, и не давали достаточно характеристики, так как они зачастую судят о работе актива и уполномоченных по количеству довыявленных кулаков и числу коллективизированных дворов. Такое явление имеется и по другим сельсоветам.
28.11 с. г. мы подняли к отправке своих кулаков по Ст.-Атузинскому с/совету. В этом поселке около 70 дворов, откуда отправили трех кулаков, в том числе кулака Аникина Н. В этом поселке числилось 15 дворов единоличников, а остальные дворы все кумовья, родичи и родня. Все они провожали довольно торжественно и трогательно. Кровь бешено кипела во всех. У нас совершенно не было никакого оружия. Когда подвода тронулась, один из кулаков зашел в хату, схватил первую попавшуюся из шести икон и стал разбивать ее вдребезги. Это был самый жуткий момент отправки кулаков. Старики и старушки дрожали, что осенний пожелтевший лист. Хорошо, что обошлось благополучно. В это время из других районов стали стекаться вереницами сотни подвод с кулаками. Причем в Баксинском районе образовалась пробка. Отчасти по отсутствии помещения и прочей слабой подготовки. Ночью кулаки и их семьи ходили по крестьянским дворам и просили хлеба. При выезде из района 4 марта по дороге встречались десятки, сотни подвод, идущих по направлению к Пихтовке. 5 марта поднялась сильная пурга и, несмотря на это, кулацкие подводы были отправлены в дорогу, так как в некоторых деревнях скопилось до 500 подвод. В эту же ночь, ночуя в 10 верстах от Колывани, некоторые крестьяне рассказывали о жутких картинах, а некоторые женщины просто выражались "это жестокое зверство замораживать в такую погоду детей", говорили, что были даже похороны замороженных детей, отправляемых кулаков, а в некоторых санях лежали по 3-4 замороженных ребенка.
По остальным вопросам напишу дополнительно.

P.S. Участвуя беспрерывно в гражданской войне с 1917 по 1922 г. я не получил такого впечатления, как за эти два месяца моей работы в Баксинском районе по коллективизации и весенней с.-х. Кампании. Это настоящая социальная коренная революция в деревне, только в мирной обстановке.  Она ломает старый быт и старые традиции деревенского уклада и единоличного хозяйства, укоренившиеся веками. Эти традиции еще очень сильны и эта психология еще много дает себя чувствовать благодаря слабой культурно массовой просветительской работы и отсутствия кадров.
Заданные крестьянами вопросы во время докладов, бесед, разговоров.
Эти вопросы записаны в разное время в течении двух м-цев моей работы по с/с и его поселкам по вопросам коллективизации и подготовке к весенной посевной компании. Заданы эти вопросы середняками, бедняками, но только не активом села. Это очень характерно, поэтому считают нужным записывать некоторые из них- конечно далеко не все.
1.Как смотрит советская власть на крестьян?
2.Считает ли соввласть крестьян людьми?
3.Сможем ли мы жить без президента?
4.Какая разница между сплошной коллективизацией и крепостным правом?
5.Проводится ли в городе сплошная коллективизация и обобществление имущества городских жителей?
7.Верно ли всех отправляемых кулаков будут расстреливать?
8.Почему соввласть проводит сплошную коллективизацию?
9.Что будут делать с теми дворами, которые не пойдут в коллектив и коммуну?
10.Сколько у соввласти планов до двора?
11.Почему не выдают товара и мануфактуры за сданный лен и пушнину?
12.Имеет ли мужик право что-нибудь делать без разрешения или указания?
13.Может ли крестьянин продавать все и итти на заработки в город, если он от продажи своего хозяйства вырученные деньги заложит в сберкассу
14.Верно ли , что все государства идут войной на нас?
15.Верно ли, что всех религиозных будут лишать права голоса и имеет ли право религиозный молиться?
16.Верно ли, что все державы протестуют против уничтожения религии в СССР?
17.Может ли мужик высказывать свое мнение и не попадешь на карандаш под категорию кулака?
18.Все эти вопросы часто давались не по существу доклад. Они свидетельствую о той целине и отсутствии всякой культурной просветительной работе в данном районе.
В деревнях газеты выписывают многие, но 99%, их не читают ввиду того, что неграмотны. 90% населения, а классовый враг выпускает всякие нелепые слухи особенно где имеются сектанты, баптисты, евангелисты и пр.твари.
Ведрашко.Верно(подпись)
Источник: Государственный архив Новосибирской области.Ф.П-18.Оп.1.Д.813.Л.554-556.

раскулачивание, 1930 г., коллективизация

Previous post Next post
Up