Мой комментарий (для Дойче Велле) к указу президента Украины, вводящему в действие решение Совета по национальной безопасности и обороне от 7 ноября о государственной миграционной политики и неотложных мерах по повышению ее эффективности.
Изменения в сфере государственной миграционной политики в Украине назрели давно. Поэтому нельзя не приветствовать действия главы государства, направленные на внесение порядка в этой области. Создание отдельного ведомства, которое регулировало бы государственную политику в сфере миграции, представляется мне напрашивающимся решением. Способность профильного государственного комитета эффективно работать в этой сфере, к сожалению, закономерно поддается сомнению. Собственно, еще преобразование Госкомнацмиграции в Госкомнацрелигии подразумевало постепенную передачу функций комитета по работе в этом направлении другим ведомствам. Кадровая неразбериха, ограниченное финансирование и претензии со стороны Министерства внутренних дел объективно затрудняли Госкомнацмиграции в последний год.
Однако конкретное решение Совета по национальной безопасности и обороне, введенное в действие указом президента, не представляется идеальным по целому ряду причин. Основная претензия касается фактического подчинения органа, осуществляющего государственную политику в сфере миграции, Министерству внутренних дел. Такой вариант активно обсуждался и лоббировался руководством МВД (при поддержке первого вице-премьера Александра Турчинова) с начала 2008 г. Инициаторы этого проекта ссылались, в частности, на опыт некоторых развитых стран, в которых сфера миграции находится в ведении министерства внутренних дел. Однако проблема заключается в том, что в этих странах МВД - гражданский орган, собственно "полицейское", "криминальное" направление в нем - это только один из департаментов. Наше же МВД унаследовало свою структуру с советских времени и практически целиком является "криминальной полицией". Передача всей полноты власти в области государственной миграционной политики нашему МВД неизбежно приведет к тому, что вся деятельность в этой сфере, в которой безусловно назрела необходимость стратегических изменений, сведется к "борьбе с нелегальной миграцией".
Эта борьба, как известно, является одним из четырех приоритетных направлений деятельности МВД в 2008 г. На практике это означает, что "операция "Мигрант", которая заключается в основном в проверке документов всех несчастливых обладателей неславянских черт лица, и немало способствующая улучшению материального положения рядовых сотрудников патрульно-постовой службы, станет перманентной. Выступления и министра внутренних дел Юрия Луценко, и его советника Геннадия Москаля, наиболее активно комментирующего проблемы миграции (и являющегося, насколько можно судить, основным претендентом на руководство "отдельным центральным органом исполнительной власти по вопросам миграции"), вся государственная миграционная политика будет заключаться именно в максимально ограничении числа приезжих в Украину.
Некоторые эксперты обращают внимание на то, что в реальности за "перетягиванием" различными ведомствами полномочий по контролю за миграцией стоит финансовый вопрос: в настоящее время при поддержке Евросоюза выделяются значительные средства на обустройство пунктов временного содержания. Представляется совершенно недопустимым, чтобы деликатная и важная для государства тема миграционной политики становилась просто разменной монетой в борьбе за контролем над освоением денежных средств.
Действительно, нормального регулирования миграционных потоков в стране нет. Возможно, страна заинтересована в привлечение специалистов в ряде областей, в рабочих руках в целом ряде сфер экономики; реально на государственном уровне эти темы не разрабатываются. Соответствующие "квоты", принимаемые Кабинетом министров на каждый год, используют совершенно непонятные нормы и в целом создают впечатление данных, взятых "с потолка". Это неудивительно, ведь в Украине вообще отсутствует официальная концепция государственной этнополитики. Эксперты обращают внимание, что, по крайней мере, до начавшегося кризиса, Украина остро нуждалась в привлечении рабочих рук из-за рубежа: в силу социальных, демографических и миграционных процессов последних десятилетий в стране катастрофически не хватало работоспособного население. Социальная нагрузка на одного работающего (обеспечение пенсий для нынешних пенсионеров, и прочие выплаты) в Украине одна из самых больших в Европе. Естественные демографические процессы, несмотря на некоторый рост рождаемости в последние годы, в ближайшие два десятилетия вряд ли могут принципиально изменить сложившуюся ситуацию. В этом контексте сводить всю государственную миграционную политику к контролю над "нелегалами" крайне недальновидно.
Кроме того, международные организации и так критикуют Украину за совершенно неудовлетворительную ситуацию в сфере исполнения взятых нашей страной на себя обязательств по соблюдению международного законодательство в области предоставления убежища. Согласно последнему докладу ECRI, и многим другим документам, Украина не может считаться надежной третьей страной для беженцев и лиц, обращающихся за предоставлением убежища. Беженцы из разных стран неоднократно становились жертвами стремления Украины сохранить хорошие отношения с центрально-азиатскими государствами, например. И так в силу некоторых причин Госкомнацрелигии практически "заморозил" даже сам процесс рассмотрения заявок на предоставление убежища (и потенциальные беженцы с временными документами, срок действия которых ограничен, становятся "естественными" жертвами зачастую противоправных действий сотрудников милиции в ходе очередной "Операции "Мигрант"). А судя по позиции, высказываемой главой МВД и Г.Москалем, в этой сфере можно ожидать только еще большего ухудшения положения потенциальных беженцев. А речь идет, хочу это еще раз подчеркнуть, о невыполнении Украиной уже взятых на себя международных обязательств.
Наконец, во многих высказываниях как Ю.Лценко и Г.Москаля, так и региональных руководителей МВД (например, в Киеве) и руководителей местных департаментов МВД по связям с общественностью, содержались высказывания, которые эксперты расценивают как некорректные или даже прямо расистские по отношению к иностранцам в целом и представителям отдельных национальных, расовых и этнических групп. В этом контексте передача полномочий по государственной миграционной политике органу, подчиненному МВД, представляется просто некорректной и ухудшающей имидж Украины в глазах европейских партнеров.
Таким образом, в целом следует приветствовать создание специального органа исполнительной власти, отвечающего за миграционную политику государства. Однако, во-первых, не следует подчинять его МВД, а во-вторых, очень хотелось бы, чтобы государство занималось решением проблемы не только на структурно-бюрократическом уровне, но и на концептуальном и законодательном.