Монастырь Ля Туретт во Франции

Jun 18, 2012 10:11



http://www.panoramio.com/photo/5256603

Moнaстырская жизнь давно интересовала архитектора, еще с тех пор, как в 1907 году он побывал в картезианском монастыре в Эма, а в 1911-м - на Афонской горе... Комфортные условия работы в Роншане подкрепили его решение принять заказ на строительство доминиканского монастыря под Лионом на участке земли, приобретенном орденом во время войны. Чтобы создать истинное «место медитации, исканий и молитвы для монахов-проповедников», он посетил цистерцианский монастырь в Ле Тороне на юге Франции.


Его первые проекты 1953 года для участка с легким спуском к югу представляют прямоугольное здание, которое выглядит несколько неуклюже на предназначенной для него местности. Окончательный проект 1954 года гораздо проще. Строительство затянулось из-за ограниченных финансовых средств доминиканцев. Как и все большие сооружения Ле Корбюзье начиная с 1920-х годов, оно сочетает и противопоставляет два вида стандартизированных элементов: монашеские кельи и общественные зоны. Ле Корбюзье интересовался исторической типологией цистерцианских монастырей. Однако он не стал буквально воспроизводить монастырь с традиционным клуатром - крытыми галереями вокруг внутреннего двора, как видел это в Эма, а спланировал все иначе. Крытые галереи, пересекаясь крестообразно, делят монастырь, образуя четыре дворика. Само здание не касается земли, оно стоит на опорах.



Макет

В П-образном корпусе расположены монашеские кельи - экстремальный вариант разработанных им в 1920-е годы квартир прожиточного минимума по образцу купе спальных вагонов или кают кораблей. Квартиры того же типа, что и в жилом комплексе в Марселе, сведены здесь до своей простейшей формы. Кельи по-спартански просты, но снабжены умывальником. Попадают в них по коридорам, которые освещаются узкими ленточными окнами, выходящими в центральный двор. Южный угол П-образного корпуса, где размещены трапезная и библиотека, выходит во внутренний двор. Его стены скомпонованы из застекленных глухих прямоугольников - отсюда и шутливое название «стена Мондриана».

Церковь в форме параллелепипеда - самостоятельная единица, отделенная узким двориком от П-образного келейного корпуса - иллюстрирует новый творческий замысел Ле Корбюзье - концепцию «волшебной шкатулки», то есть большого помещения, где могут устраиваться любые «спектакли»; эту идею он тщетно пытался реализовать в Токио. Темнота помещения - тоже новая тема - усиливается черным камнем пола под алтарем и рассеивается благодаря вертикальным проемам в стене восточного фасада и горизонтальным - в стене западного. В боковой капелле, смежной с основным помещением, семь алтарей, где доминиканцы одновременно служат мессы. Алтари окружены волнообразной стеной и освещаются «световыми пушками», которые заливают светом разноцветные плоскости капеллы. Сакристия (ризница) помещена в трансепте - поперечном нефе - и освещается семью косо направленными лучами.

Неподалеку от входа, который отмечен тремя цилиндрами, находится другая капелла - меньших размеров и увенчанная бетонной пирамидой. Стены галерей изобилуют оконными проемами, переплеты которых создают постоянно меняющийся линейный узор теней на полу, Размер деревянных рам рассчитан по «модулёру». Исполнение проекта во многом обязано управляющему стройкой Янису Ксенакису, греку по происхождению, композитору и архитектору, нашедшему в Париже политическое убежище. В тот же период он создавал свое главное произведение «Метастазис», музыкальные секвенции которого созвучны «чередующимся окнам» в Роншане.



Корбюзье в обществе монахов картезианской общины

Этот «грубо оштукатуренный бетонный монастырь», «труд любви» вызывает одновременно растерянность и интерес. Американский историк архитектуры Винсент Скул-ли сравнивал его с виллами 1920-х годов. В доме-«ситроен» он видел греческий мегарон (архаический тип древнегреческого жилого дома) с четырьмя глухими и одной остекленной стеной, в вилле Савой - «сэндвич». Для него Ла Туретте - это «мегарон, мечтающий превратиться в сэндвич (или наоборот)», Колин Роу, со своей стороны, заметил, что архитектор «сознательно прилагал усилия к тому, чтобы академические дебаты перевести в художественные понятия», а этот монастырь есть «в меньшей степени окруженная обителями церковь, нежели домашний театр виртуозов аскезы, одновременно исполняющий роль спортивного зала для тренировок духовных атлетов». Когда орден передал свою строительную программу монастырской общине в Ла Туретте, монастырь превратился в культурный центр и центр проведения конференций.

****



http://farm3.static.flickr.com/2168/1818229198_9c73c45c92_o.jpg



http://www.flickr.com/photos/minkewagenaar/3401454016/



http://www.flickr.com/photos/minkewagenaar/3401455244/



http://www.flickr.com/photos/minkewagenaar/3400659931/



http://www.flickr.com/photos/minkewagenaar/3400647709/sizes/o/in/photostream/



http://www.flickr.com/photos/minkewagenaar/3400647783/sizes/o/



http://picasaweb.google.com/lh/photo/Jy_2WUtUYbl5S4cXYsymCw



http://lh3.ggpht.com/_tpbdVsXRBLI/SDm6X48mHQI/AAAAAAAAA-U/rabBG4vh8Xs/02029_29.JPG



http://www.flickr.com/photos/minkewagenaar/3401466986/



Внешний вид молельни
http://www.flickr.com/photos/minkewagenaar/3401453672/sizes/o/



Молельня
http://www.flickr.com/photos/minkewagenaar/3401469984/



Боковая капелла и ее семь алтарей



Монашеская келья



Коридор келейного корпуса



http://www.flickr.com/photos/minkewagenaar/3400649975/in/set-72157616074120313/



Столовая



http://www.flickr.com/photos/minkewagenaar/3400650511/sizes/o/



http://www.flickr.com/photos/minkewagenaar/3400648669/

(Текст из книги Ж.Л.Коэна. Ле Корбюзье. Taschen / АРТ-РОДНИК, 2008;
фото - из разных источников.
Основная компоновка поста - synthart)

Ля Туретт, Франция

Previous post Next post
Up