ЖАННЕРЕ СНОВА В ПАРИЖЕ. ТЕПЕРЬ НАВСЕГДА
Шарль-Эдуард Жаннере прибыл в Париж осенью 1916 года, в октябре.
Ему уже пришлось побывать здесь - десять лет назад. Тогда он только лишь начинал свой путь в искусстве, - неофитом, полным романтических надежд, готовый впитывать, познавать. Сейчас ему уже тридцать. Не то чтобы он избавился от своих прежних честолюбивых мечтаний - скорей наоборот. В Шо-де-Фоне Жаннере ясно почувствовал свою силу, осознал меру своих возможностей. Здесь, в Париже для него, похоже, наступило время испытания. Что ж - он вполне готов к нему.
Башня Эйфеля. Фото со Всемирной выставки 1889 г.
(можно увеличить)
Однако какая разница между Парижем тех лет и Парижем нынешним! И какой контраст с благополучным, далеким от войны Шо-де-Фоном! Парижская жизнь действительно изменилась, многого не узнать. Беспечная атмосфера довоенных лет ушла в прошлое, праздник жизни если и не исчез совсем, то изменился, наполнился совершенно иными ритмами, красками, иными звучаниями. Так или иначе, Жаннере предстоит найти здесь свою новую судьбу.
Прежде всего, нужно было как-то устраиваться. Профессия у него была, и неплохая. Однако получить заказы на проектирование практически невозможно: строительство во Франции в это время почти замерло. На дворе 17-й год, война еще продолжается, И потом, достаточно ли у него квалификации, чтобы соперничать с искушенными парижскими архитекторами-асами?
Что действительно важно - это завязать знакомства, и для пользы дела, и хотя бы затем, чтобы не чувствовать себя одиноким. Обстоятельства сложились для Жаннере благоприятно, он почти сразу оказывается в знакомом кругу лиц. Это, во-первых, его земляки, живущие в Париже - издатель Даниэль Эстле, инженер-строитель Макс Дюбуа, его старый приятель по школе Шо-де-Фона. Среди знакомых и Огюст Перре, его бывший патрон, с которым все эти годы Эдуард не прекращал переписываться, и пользующийся репутацией архитектор Анри Соваж, и архитектор Франсис Журден, прославленный автор универмага "Самаритен".
Журден - фигура из тех, с которыми считаются. Знают его не только в архитектурной среде, кроме того, он и влиятельный художественный критик, он же и директор Осеннего Салона независимых. Известен своими эмоциональными выступлениями в прессе в защиту новой живописи и новой архитектуры. Именно Журден когда-то встретил приехавшего в Париж юного Жаннере и дал ему первые рекомендации.
Что до Перре, то Эдуарду довелось когда-то поработать у него в мастерской - на почетной должности "чертежник на пол-дня". Конечно же он не отказался бы снова взять Жаннере к себе в мастерскую, однако....
Что ж, понятно. Времена таковы, что работы нет и у самого Огюста Перре. Но не сидеть же сложа руки, в ожидании, пока обстоятельства соизволят измениться! Эдуард предпочитает рискнуть и открывает собственное ателье. Это небольшое помещение на улочке Бельзюнс, 20, на седьмом этаже, с окнами во двор. Оно не слишком презентабельное, фактически это бывшая комната служанки. Впрочем, для начала и эта скромная мастерская устраивает Жаннере. В ожидании заказов он проводит здесь время в разнообразных занятиях для души - рисует, пишет, размышляет... Квартиру он снимает по адресу - рю Жакоб, 20.
Первая картина, написанная им в этой мастерской - "La cheminée" («Каминная труба»). Название здесь достаточно условно, на самом деле это изображение - в золотистых тонах - лежащего на горизонтальной плоскости куба, фигуры хоть и осязаемой, но вполне абстрактной.В картине заключен некий символический смысл - но какой? Тему картины Эдуард формулирует так: "форма в пространстве, обтекаемая светом". Подход, характерный для архитектора. Ведь, в конце концов, что такое архитектура, как не объемы? И может быть, даже кубики - в первую очередь?
Надежды стать «архитектором для толстых» быстро испарились. Заказов нет, и вряд ли они будут в ближайшее время. "Действительность - вещь неумолимая", по выражению самого Жаннере, с ней приходится считаться. Эдуард решает бросить вызов обстоятельствам. Вместе с Максом Дюбуа, с которым они некогда запатентовали систему ДОМ-ИНО, он основывает предприятие под звучным названием «Общество по применению армированного бетона» (la Société d'Application du béton armé).
КОНСУЛЬТАНТ «ОБЩЕСТВА ПО ПРИМЕНЕНИЮ... »
1917-1919
Собственно говоря, это нечто вроде обычной строительной конторы, на акционной основе. Дюбуа - директор, Эдуард - архитектор-консультант. Работа в «Обществе... » далека от синекуры, как могло бы показаться на первый взгляд. За время работы в нем - с апреля 1917 по январь 1919 - Жаннере выполнил довольно много проектов. Это в основном технические сооружения или здания сугубо утилитарные: водонапорная башня в Подензаке (Жиронда), арсенал в Тулузе, скотобойни в Шаллюи и Гаршизи, электростанция на реке Вьен и тому подобное. Можно добавить к этому еще проектирование рабочего поселка в Сен-Никола д`Альермоне.
Некоторые из этих проектов были осуществлены. Однако был ли сам Эдуард удовлетворен тем, что выходило в это время из-под его карандаша? В "Общем собрании проектов Ле Корбюзье", составленном им самим в конце жизни, не упоминается ни одно из построенных в это время зданий. Такого рода архитектура обычно не привлекает к себе большого внимания, а уж тем более не пользуется популярностью у широкой публики. И все же технические сооружения того времени нередко заставляли говорить о себе, и именно в отношении их красоты, - как например, изумительные арочные мосты из железобетона швейцарца Роберта Майера, или грандиозные ангары для дирижаблей под Парижем француза Фрейсине. Жаннере отлично понимал, что технические сооружения, как правило, несут в себе смелые и в то же время экономичные конструктивные идеи. Понимал и то, насколько важна роль инженера в создании современного дизайна - будь то дом, водонапорная башня, морской лайнер или автомобиль.
Стоит упомянуть один из этих проектов, он любопытен, поскольку демонстрирует эволюцию социальных представлений у будущего Ле Корбюзье. Это жилые дома в поселке Оврьер, близ Дьеппа. Всего в поселке построено двадцать таких зданий. Отдельный дом рассчитан на две семьи, все дома ничем, по сути, не разнятся, то есть, это своего рода "жилая единица", типо-дом. Стоит добавить, что это самый первый проект жилища, выполненный Ле Корбюзье на территории Франции.
Как можно видеть на снимке, здание по своей архитектуре довольно-таки традиционное. Если не сказать заурядное - что для Жаннере в общем-то даже странно. Остается предполагать, что он ему приходилось испытывать давление со стороны, проектируя так, а не иначе. Трудно представить, что он просто "халтурил", работая для денег, - слишком для этого он уважал свое дело. Впрочем, кто знает?
Надо сказать, подобные поселки, с типовыми домами, были в то время явлением довольно распространенным в Европе - в Швейцарии, Германии, в северных странах.
В 191? году открывается дочернее предприятие фирмы, опять же под громким названием - «Общество индустриального предпринимательства и исследований». На правах менеджера этого нового отдела Жаннере закладывает фабрику по производству шлакового кирпича в Альфортвилле (городок-спутник Парижа, в юго-восточном направлении). И становится ее директором.
Трудно представить Корбюзье руководителем подобного предприятия. Совсем еще недавно архитектор богатых вилл, с большими амбициями - и вот вам! Впрочем, как мы знаем, его отец тоже руководил производством. Возможно и Эдуард, устав надеяться на что-то лучшее, сказал себе: "Что ж, надо попробовать"...
Для своих тридцати Жаннере выглядел довольно молодо. Пользовался ли он авторитетом? Почему бы и нет?.. Высокий, деловой, неизменно тщательно одетый, в своих неизменных круглых очках-велосипедах, педантичный, во все вникающий - настоящий швейцарский инженер, любимый герой его писаний. И всегда при галстуке - тут уж никаких сомнений не должно было возникать.
Жилой дом в поселке Оврьер, близ Дьеппа. Арх. Эд. Жаннере
Изготовление на фабрике «машинным» способом небольших элементов из бетона заставляет Жаннере задуматься. Ведь по сути, точно так же, на конвейере, с помощью механизмов можно производить и целые дома.
Судите сами: на заводе легко изготовить все необходимое - лестничные марши, блоки для стен, несущие стойки, балки перекрытий. Все, что нужно для этого, тут имеется: лебедки, краны, механизмы. Потом останется доставить эти элементы в нужное место. А затем лишь точно, быстро и без проблем собрать их воедино - примерно так же, как собирают часы в его родном Шо-де-Фоне.
Любопытная, причем, совершенно новая мысль.
Действительно, строительство - по тем временам - дело чрезвычайно трудоемкое и долгое. Одно здание могли возводить годами. Все работы приходилось делать на месте, почти полностью вручную, - класть стены из кирпича (в высоких зданиях толщина их в основании порой достигала двух метров), собирать лестницы, укладывать по балкам перекрытия, строить из огромных деревянных брусьев сложные конструкции под крышу. Подъемных кранов, какими мы их знаем, не существовало. Кирпич, как правило, подносили наверх сами рабочие, на специальных козлах за спиной. Тяжелые деревянные балки втаскивали наверх с помощью блоков.
Во времена Жаннере на больших стройках, правда, уже применялся электрический подъемник.
(Вспоминается Чарли Чаплин, усердно строящий небоскреб, в кинокартине «Чарли на строительстве небоскреба» - там как раз показан такой подъемник. С ним Чарли вступает в комическое взаимодействие, заставляя зрителей то смеяться, то хвататься за сердце. Кстати, этот фильм киностудии "Кистоун" как раз в то время появился на экранах Европы. Его вполне мог видеть и Эдуард в каком-нибудь парижском кинотеатре.)
Что ж, работа в "Обществе по применению армированного бетона" была опытом довольно своеобразным. У Жаннере была возможность проверить себя в новом качестве - администратора-управляющего, возможность потереться в коллективе, среди своих новых сограждан, французов. Наверняка он сделал для себя и здесь тоже какие-то открытия.
Вдобавок он пытался экспериментировать со строительными материалами. Не все эти эксперименты были удачными, но, тут, как говорится, - не попробуешь, не узнаешь.
Эти знания пригодились Эдуарду Жаннере позже, когда он начал возводить свои первые "белые виллы" из железобетона. А также строить целые городки - из стандартных жилых единиц, "типо-домов".
*****