Впервые опубликовано на "Портале Народных Новостей" в январе 2008-го
Сегодняшнее состояние, в котором находится те, кого у нас всегда было принято называть демократической общественностью после «выборов плана Путина» - иначе, чем паническим не назовешь.
А что, в общем-то, стряслось? Чем январь 2008-го так уж принципиально стал отличным от ноября 2007-го. А… ну да, в Думе больше не будет СПС. И «оппозиционным» СПС и «Яблоку» вроде пригрозили, что урежут финансирование.
Ну, а для страны, не побоюсь этого слова - для Демократии в России, что изменилось? Скажете ничего? А вот и нет. Попробую объяснить почему.
Что с нами происходило (точнее - что с нами делали) на протяжении последних 20 лет - я, как смог, попытался схематически изобразить в 2003г.
здесь. В каком состоянии находятся сегодня реальные политические конструкции Власти - недавно,
здесь.
Вторая статья, напомню, заканчивалась абзацем, который некоторым моим критикам показался излишне оптимистическим:
Во избежание управленческой катастрофы - номенклатурное руководство просто вынуждено в ближайшее время (а окончание президентского цикла Путина для этого - самый подходящий момент) начать осуществлять переход: от системы власти с жестким «ручным» управлением через специальные внеправовые «интерфейсы» - к принципиально иной государственной системе на основе обычного правового саморегулирования.
Но это означает, прежде всего - демонтаж политических декораций, к которым мы привыкли, начиная с фальшивой «демократической революции» 91-го года.
Так вот, если смотреть на ситуацию в перспективе такой новой номенклатурной «перестройки», то освобождение самой «Старой площадью» «демократической политической площадки» от сгнивших, ею же в свое время выстроенных, псевдо-демократических партий (их еще называли «структурами замещения») - есть никакая не «катастрофа демократии». Напротив, это - своего рода приглашение (не от «Старой площади», конечно - а как некий исторический вызов) к началу серьезной работы по выстраиванию неноменклатурной частью русского общества демократической альтернативы нынешней системе власти.
Но для начала надо, конечно, оценить ресурсы, которое у нас есть для такой работы.
Самый главный, и он же наиболее «труднодоступный» пока для «политики» - политически вменяемая часть наших граждан, которые, несмотря на все усилия Госагитпропа, отчетливо представляют себе сохранившееся в стране с советских времен деление на МЫ и ОНИ. Их не удалось сбить с толку и они понимают, что в руках все той же капээсэсовской номенклатуры «по-брежнему» сосредоточена вся политическая власть и она же контролирует всю крупную собственность и весь наш специфический российский «бизнес».
Эти же люди понимают и кто на самом деле взрывал в 99-м дома и зачем устраивались чеченские бойни. Только в Москве, судя по
результатам соцопросов, таких - не меньше миллиона.
Более 60% избирателей, несмотря на беспрецедентную давиловку стабильно игнорируют организуемые Властью выборные «лохотроны».
Этот массив пока пассивен, но его отношение к «добрым людям начальникам», их хоть латентная, но нешуточная оппозиционность - совершенно очевидны.
Социально и политически активных граждан, в нынешних условиях принимающих участие в тех или иных формах сопротивления Системе - на порядок меньше.
Это - прежде всего члены «свободных» профсоюзов, участники различных движений и групп гражданской самозащиты (обманутые соинвесторов жилищного строительства, защитники прав собственности на жилье и землю, защитники сельскохозяйственных земель, борцы против уплотнительной застройки и за сохранение городской среды), «зеленые», движения молодых политических радикалов, правозащитные организации, не входящие в подконтрольные Власти объединения и др.
В последние годы продолжает расти число участников гражданских протестных групп и число этих групп, так же как и поводов для гражданского протеста в связи с повсеместно все более беспардонным поведением номенклатурных властей. В борьбу за свои права и в защиту собственных насущных интересов стихийно вовлекается все больше граждан.
Лишенные возможности отстаивать свои законные права и интересы в суде или через конституционные политические институты - протестные движения заметно радикализируются.
У нас на глазах практически сошло на нет влияние «официально оппозиционных» политических партий и организаций. Практически все независимые профсоюзные, гражданские, протестные организации и группы отказывают им в доверии.
Породивший вначале большие надежды проект ОГФ - в результате грубых политических просчетов руководства, допустившего к тому же активную агентурную разрушительную работу внутри своих организаций - также не смог осуществиться.
КПРФ является лишь кажущимся исключением из этого правила, поскольку крайний конформизм ее центральных органов, как и большинства ее региональных организаций - заставляет отнести и эту партию скорее к существующей номенклатурной политической системе, чем к антиноменклатурной оппозиции. Лучшей иллюстрацией тому стало 31 марта прошлого года, когда по указке со Старой площади зюгановское руководство демонстративно сорвало готовившееся несколько месяцев совместное выступление гражданских протестных групп всех политических ориентаций «Защитим Москву».
Так что, можно сказать, что инструментарий партийного представительства интересов граждан, активно несогласных с политикой властей страны, с существующим порядком, на сегодняшний день по крайней мере - практически отсутствует.
И это - при постоянно нарастающих кризисных явлениях в социально-экономической сфере, при все увеличивающейся пропасти между роскошью немногих и жалким прозябанием миллионов, при огромном разрыве в развитии и жизненном уровне между регионами, при прогрессирующем разрушении технической инфраструктуры, грозящем гуманитарными катастрофами.
В этих условиях, для канализации нарастающей негативной социальной энергии в конструктивное русло, а также и для создания базы дальнейшего нормального социально-политического развития в стране - наиболее естественным решением, по моему мнению, было бы приступить к строительству широкого по спектру задач общенационального движения в защиту прав граждан. Можно было бы условно назвать его «За Справедливость».
Первоначальной целью такого Движения должно было бы стать объединение, независимо от политической ориентации (как показал имеющийся опыт - это важно), максимального числа гражданских протестных организаций, вынужденных бороться против царящего в стране правового беспредела, в защиту и за восстановление нарушенных прав своих членов. В случае успеха в строительстве такого движения, оно может стать основой для привлечения граждан к строительству еще более широких по кругу задач, независимых от номенклатурных властей самодеятельных гражданских структур, от квартальных советов и постоянно действующих общественных центров - до полноценных органов местного самоуправления.
Актуальные задачи, которые могло бы поставить и решать такое Движение, я бы назвал в следующем порядке, это:
1. Восстановления конституционного права граждан на свободную общественную деятельность, включая ограниченные в настоящее время антиконстуционными законами и решениями местных властей права на свободу собраний, ассоциаций и демонстраций, а также на свободу получать и распространять информацию.
2. Восстановление полной свободы и гарантированной государством безопасности профсоюзной деятельности на всех предприятиях независимо от вида собственности, включая право на забастовку.
3. Прекращение т.н. «уплотнительной застройки» до проведения полного межевания земли, утвержденного земельным кадастром, с закреплением прилегающей к жилым домам земли по установленным нормам. Прекращение выселения жильцов из домов без их согласия для нужд нового строительства.
4. Признание и возвращение гражданам РФ Государственного долга по следующим позициям:
4. 1. Полная компенсация гражданам России обесцененных в результате государственных реформ сбережений в Сбербанке СССР до 10000 р. по реальному паритету с последующей народной приватизацией Сбербанка.
4.2. Закрепление за бывшими работниками колхозов и совхозов и их наследниками в вечной, неотчуждаемой и освобожденных от земельного налога собственности реальных земельных участков сельскохозяйственного назначения взамен «паев».
4.3. Полная компенсация гражданам актуальной рыночной стоимости находившихся в их бессрочном пользовании неприватизированных участков земли, которые тем или иным образом были у них изъяты госструктурами. Возложение на чиновников, ответственных за принятие неправовых решений материальной ответственности.
4.4. Бесплатная приватизация в пользу жителей многоквартирных домов прилегающих к этим домам внутридворовых земельных участков таким образом, чтобы исключить «точечную застройку».
4.5. Бесплатная приватизация в пользу жителей многоквартирных домов нежилых помещений этих домов с компенсацией по рыночной стоимости владельцам, ранее выкупившим эти помещения, за государственный счет.
4.6. Предоставление за государственный счет всем жителям рабочих общежитий со стажем проживания более 15 лет и совместно с ними проживающим детям полноценного жилья по нормам очередников.
4.7. Материальна компенсация ущерба, понесенного жертвами террора и военных действий на территории РФ.
4.8. Полная, за государственный счет, компенсация материальных потерь понесенных обманутыми соинвесторами в жилищном строительстве.
4.9. Предоставление полноценного жилья всем не получившим его воспитанника детских домов.
4.10. Обеспечение полноценным жильем по месту жительства всех не получивших его офицеров.
4.11. Полное восстановление прав граждан, жертв или потомков жертв депортации «репрессированных народов» на возвращение к местам прежнего проживания.
4.12. Возвращение в муниципальную социальную сферу объектов недвижимости социально-культурного назначения, изъятых из нее со сменой собственника (кроме сооружений, возвращенных религиозным общинам).
Автору представляется очевидным, что в сохраняющихся условиях режима бесконтрольной номенклатурной власти - только через организованное в общенациональном масштабе неполитическое гражданско-защитное и гражданско-протестное движение мы сможем начать строительство прочной ткани гражданского общества, которое со временем сможет стать фундаментом демократической государственности в России.
Впервые с «перестроечных» времен сама номенклатурная власть, неизвестно (да и неинтересно) по какой причине сама зачистила общественно-политического поле от своих же вспомогательных «структур замещения», которые 20 лет успешно препятствовали какой-либо независимой общественно-политической активности.
Теперь площадка для самодеятельного общественного и демократического строительства свободна. Пока свободна… Кому дороги свобода и демократия - есть работа!