Оригинал взят у
eho_2013 в
Одна из мистических тайн русской историиПару дней назад в комментах в дружеском ЖЖ мы говорили об одном загадочном событии: обращалось ли советское руководство в самые тяжелые дни 1941 года, когда немцы стояли под Москвой и могли взять столицу, за помощью к чудотворной иконе Богородицы, или нет. Многие люди уверены, что это было, но... наверное, столько же и противников этой версии можно найти.
Когда пытаешься разобраться в этом деле, тут же воедино сплетаются разные истории, иногда уходящие корнями в глубь веков. Некоторые из них хорошо известны, но поодиночке, а не в единой цепочке событий. Конечно, здесь много труднообъяснимого, мистического, много событий, связанных с верой, но есть и достоверные исторические факты, не позволяющие просто отмахнуться, говоря, что "этого не может быть потому, что этого не может быть никогда".
Каждый раз, когда приходится касаться подобных тем, прошу всех, кто будет читать - "не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет".
За помощью к чудотворному образу Богоматери в Москве обращались не впервые...
Страшный, полный мистических событий след в истории России оставил великий завоеватель Тимур или Тамерлан (так произносили его имя и прозвище - Тимур Ланг, то есть Хромой Тимур - в европейских странах).
Конец четырнадцатого века… Из Азии в Европу движутся полчища Тамерлана. Восточный завоеватель мечтает подчинить себе весь мир и захватывает один город за другим, неся разорение и смерть. Кажется, что спасения от Тамерлана нет. Там, где проходило его войско, на месте цветущих городов и селений оставались лишь обезлюдевшие пепелища. Все на его пути было разграблено и сожжено, а население вырезано, перебито либо отдано в рабство. В 1395 году Тамерлан, разрушив Рязань и Елец, подошел к Москве…
Князем Московским был в то время Василий, сын Дмитрия Донского, правителя, прославившегося в числе величайших героев, военачальников и святых подвижников Руси. Но князя Дмитрия давно не было в живых, и Василий должен был сам противостоять нашествию. Он решил не сдаваться, а принять вызов Тамерлана, хотя отчетливо сознавал, что этот бой, скорее всего, будет последним, и для Москвы, и для московского князя. Город был заранее обречен - москвичи при всем желании не могли долго противостоять бесчисленному войску покорителя мира. И пощады ждать не приходилось. Нравы восточных владык молодой князь знал очень хорошо - еще подростком он попал в Золотую Орду, где его несколько лет удерживали в качестве заложника, пока Василию чудом не удалось бежать и окольными путями вернуться на родину.
Великий князь Московский Василий I
Тамерлан был еще страшнее ханов из Золотой Орды. Но безропотно покориться его силе молодой князь не мог. Василий помнил: когда на Москву шел со своим войском татарский хан Мамай, многим тоже казалось, что город обречен. И все же князь Дмитрий решил оказать сопротивление. Он собрал войско и попросил у Сергия Радонежского благословения на битву. Когда княжеское войско выступало из Москвы на битву, Дмитрий, обняв на прощание рыдающую жену, княгиню Евдокию, сказал ей: «Оставь слезы. Бог защитит нас».
Тогда, в 1380 году, дружинам князя Дмитрия удалось одолеть войско хана Мамая на поле Куликовом. В честь героической битвы князь Дмитрий и был назван Донским. Но победа стоила большой крови. Из 400-тысячного русского войска на поле брани осталось 360 тысяч ратников. Большинство взрослых и сильных мужчин, способных воевать, были убиты, и почти в каждой семье княжества Московского остались вдовы и сироты. Но испытания продолжались…
Через три года хан Тохтамыш, знавший, как обескровлено Московское княжество, решил, что возьмет Москву с легкостью. Жители пригородных посадов при приближении ханской орды сами жгли свои дома, чтобы ничего не досталось врагу. Тогда хан решил схитрить, пока и москвичи не сожгли свой город и не пустили в огонь всю его потенциальную добычу. Он попросил у горожан разрешения лишь осмотреть город и намекнул, что намерения у него мирные, но было бы желательно получить дары побогаче для закрепления дружбы.
Москвичи с дарами вышли навстречу ханскому войску из городских ворот. Тохтамыш, воспользовавшись тем, что ворота распахнуты, ворвался в город. Его воины грабили, убивали, жгли дома и церкви. Тогда же произошла страшная культурная катастрофа: все найденные в Москве книги - и из княжеской библиотеки, и из других хранилищ города, были свалены в Кремле в огромные кучи и сожжены. Книжные костры горели несколько дней…
Святой благоверный князь Дмитрий Донской
Князь Дмитрий, успевший с женой и детьми бежать в Кострому, вернулся в разоренный город. Большинство из тех москвичей, кто еще оставался в живых после сражения с Мамаем, не пережили штурм Тохтамыша. Обезлюдевшую и выжженную Москву пришлось отстраивать и обживать практически заново.
К моменту, когда на Русь явился Тамерлан со своим войском, прошло всего пятнадцать лет после Куликовской битвы и двенадцать лет после взятия города Тохтамышем. Москва не была готова к битве с таким противником как Тамерлан… Но Василий решил, что лучше пасть в сече с оружием в руках, чем сдаться на милость завоевателя или позорно бежать. Однако княгиня Евдокия, мать Василия, женщина глубоко верующая, разработала другой план…
Если князь Василий полагался лишь на военную силу, то княгиня Евдокия - на помощь и заступничество Божией Матери. Евдокия была уверена, что чудотворный образ Богородицы, который находился во Владимире, поможет отстоять Москву, и умоляла сына послать во Владимир за древней иконой.
Икона Богородицы с младенцем Христом, названная на Руси Владимирской, была известна с древних времен. По преданию, образ был написан евангелистом Лукой еще при жизни Девы Марии. Божья Матерь благословила этот образ, сказав: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет с сей иконою». С 450 года образ находился в Константинополе, а в середине двенадцатого столетия константинопольский патриарх Лука Хризоверг приказал снять с иконы копию и послал образ в Киев русскому князю Юрию Долгорукому. Сыну князя Юрия Андрею Богоматерь явилась во сне, повелев поставить икону во Владимире. Андрей, прозванный за усердие в делах веры Боголюбским, выстроил во Владимире новый храм и поместил в нем чудотворный образ. С тех пор икона и стала называться Владимирской. Эта икона не раз помогала людям - останавливала бунты, приносила победу в сражениях, исцеляла и спасала…
Василий с войском ожидал Тамерлана под Коломной, но тот обошел княжескую засаду стороной, продолжая двигаться к Москве. Когда завоеватель стоял уже у ворот города, Василий по совету матери послал во Владимир митрополиту Киприану распоряжение: срочно доставить в стольный град чудотворную икону Богоматери. Владимирскую Богоматерь с максимальной поспешностью препроводили в Москву.
Сретение (встреча) иконы Божьей Матери Владимирской
Княгиня Евдокия вместе с невесткой Софией, митрополитом, священниками, боярами, купцами и прочими горожанами торжественно, с крестами и хоругвями встречала икону на въезде в город. Увидев образ, люди пали перед ним ниц, моля о заступничестве: «Матерь Божия! Спаси Землю Русскую!» Икону пронесли крестным ходом вокруг городских стен…
Светлана Ивлева. Сретение
В ту же ночь Тамерлан, уснувший в своем шатре, увидел странный сон: на него с громадной горы наступало воинство с золотыми жезлами в руках; во главе летела женщина небывалой красоты. Грозно взглянув на завоевателя, она повелела ему оставить Русь, иначе накличет он на свою голову страшные беды. Тут же окружавшие ее воины, сыпля молниями, устремились к Тамерлану, и он проснулся в страшном волнении, не зная, как истолковать события сна.
Как повествуется в Никоновской летописи
*, Тамерлан «усну, и виде сонъ страшенъ зело, яко гору высоку велми и з горы идяху къ нему святители, имущи жезлы златы въ рукахъ и претяще ему зело; и виде надъ святители на воздусе жену въ багряныхъ ризахъ съ множествомъ воинства, претяще ему лютее».
Будучи человеком, далеким от христианства, он никак не мог связать свой сон с образом Богородицы, о которой ничего не знал.
Созвав советников, Тамерлан поведал им о своем видении. «Что это значит?», - спросил он, и мудрейшие из его приближенных решили, что грозная женщина из сна - это мать Христа, в которого веруют русские люди, ибо она - заступница Руси. «Ну, раз так, то мы их не одолеем!», - ответил Тамерлан, дал приказ войскам отступать и в тот же день двинулся прочь из Московского княжества…
«…Убоася и устрашися зело, и смятеся умомъ, и ужасеся душею, и мнети ему яко некоему многу воинству, грядущу на не отъ Рускиа земли, и вскоре възвратися отнюду же приде, и быстро идяше яко некоему гонящу по немь (…Убоялся и устрашился, и в смятение впал, и ужаснулся душой, и видилось ему некое многочисленное воинство, идущее на него от Русской земли, и вскоре возвратился туда, откуда пришел, и так быстро шел, словно кто-то гнался за ним)», - свидетельствует древнерусская «Повесть о Темир-Аксаке»
**.
Правда, Тамерлан оставался верным себе и, отступая по Дону, взял столько пленных, что донские селения опустели и берега великой реки обезлюдели. Но такой беды не случилось со всей Русью…
«Нельзя не пасть до земли в благодарственном духе пред Материю Божией, - писал святой Иннокентий Херсонский, - помыслив о том, что было бы с нашим отечеством, если бы от него дивным заступлением Ее не была отвращена ужасная туча Тамерланова. Нынешнее благоденствие России еще было бы замедлено на целые века; и кто знает, может быть, мечом завоевателя был бы положен конец самому нашему бытию государственному. Посему достойно и праведно петь и величать небесную Заступницу нашу… Ибо всегда, как токмо оставляли нас силы и средства естественные, как токмо приближались мы к самому краю бедствий и теряли всякую надежду, кроме упования на помощь свыше, Богоматерь являла Свою Дивную помощь»…
Образ Владимирской Божьей Матери стал одним из самых почитаемых на Руси. На месте сретенья (встречи) княгиней Евдокией и горожанами чудотворной иконы был построен монастырь, получивший название Сретенского.
В 1941 году, когда враг стоял у окраин Москвы, советскому руководству, несмотря на все атеистические установки, пришлось вновь тайно просить помощи у Владимирской Божьей Матери. Тщательно засекреченное дело, обрастая слухами, превратилось в легенду. Но факт обращения руководства страны за помощью к чудотворной иконе в декабре 1941 года подтверждается различными свидетельствами, и по крупицам события можно восстановить.
Однако в 1941 году, накануне войны, снова всплыло также имя Тамерлана и связанные с ним легенды, ибо само начало Великой Отечественной войны мистическим образом совпало с другим событием, породив легенду о «проклятии Тамерлана»...
* Никоновская летопись была создана в более поздние времена, в первой половине ХVI века. В ней собраны различные церковные и народные предания и исторические факты.
** «Повесть о Темир Аксаке» была известна уже в первой четверти ХV века, то есть была написана примерно через 10-20 лет после нашествия Тамерлана.
Продолжение следует.