Телеканал со звездочкой

Oct 17, 2012 13:33



На самом деле история с уголовным делом против Удальцова, возбужденным непосредственно и демонстративно по доносу НТВ, все-таки создает какую-то новую ситуацию и открывает некую новую эпоху.
Дело тут не в заведомой фальсифицированности "доказательств" его вины (разный текст, наложенный при монтаже на одни и те же кадры фальшивого "синхрона", - вещь доказанная и очевидная любому зрителю).
Я о другом: правящая группировка преодолела некоторый психологический барьер, который, очевидно, все-таки у нее был, справилась с некоторой "стеснительностью", элементы которой все же сохранялись, и перешла к открытому использованию контролируемой ею прессы в качестве элемента репрессивного аппарата, инструмента прямого насилия над гражданами.
То есть мы можем констатировать, что телекомпания НТВ (а вслед за нею, несомненно, в новое состояние будет приведен и статус других федеральных телеканалов, издательских концернов и т.п.) перешла в разряд силовых ведомств. Вчера это была просто очень лживая, сервильная, трусливо услужливая телекомпания, а теперь она стала министерством, причем, не простым, а "министерством со звездочкой". Это теперь такая федеральная спецслужба - выполняющая свои функции в системе прочих спецслужб.
Понятно, что форма собственности тут значения не имеет. Такой же точно спецслужбой является, к примеру, концерн Габреляновых, и формальная его принадлежность к разряду частных коммерческих компаний ничего здесь не меняет.
А насчет давнего случая с "человеком, похожим на генпрокурора", о котором мне тут напоминают о как о прецеденте открыто репрессивного использования телевидения, - то это неверная аналогия, мне кажется.
Никто не пытался судить генпрокурора Скуратова или, например, отбирать у него подписку о невыезде на основании съемки, в которой он (или кто-то на него похожий) барахтался в койке с двумя шлюхами. Одно дело - пытаться дискредитировать человека, повредить его репутации, - это занятие неприятное, иногда отвратительное, а иногда и весьма полезное (в зависимости от степени достоверности дискредитирующей информации и от состоятельности обвинений), но во всяком случае органически присущее прессе как индустрии.
А другое дело - использование профессиональных инструменов журналистики для фабрикации "доказательств" и "улик", которые потом послужат основанием для уголовного преследования. Вот просто садятся люди в "монтажку" в телецентре Останкино, и там вручную изготавливают "улику" для следствия. И передают ее в распоряжение следователей при помощи трансляции в эфире.
Это второе - нечто совершенно новое. И такой этап в постсоветской России пройден раньше никогда не был. Это из сталинского арсенала, несомненно (с поправкой на то, что там "улики" передавались в печатном виде, при помощи публикации в газете).
Previous post Next post
Up