Десять лет без настоящих "Итогов"

Apr 17, 2011 13:51

Десять лет исполняется сегодня.

Вот так было:



А они захотели, чтоб стало вот так:



Улавливаете разницу?

Ровно десять лет назад, 17 апреля 2001 года, во вторник, через двое суток после того, как оказался перехвачен контроль над НТВ, - был в один день уволен "по сокращению штатов" весь состав редакции жарнала "Итоги". От главного редактора до корректоров, верстальщиков и референтов. Если я правильно помню, 74 человека в общей сложности. Так что это брехня, будто редакция куда-то там сама ушла или кто-то ее куда-то увел "из принципа". Уволили силой: под лживым предлогом, заранее наняв и оттренировав штрейкбрехеров.

"Коммерсант" в тот день меня процитировал: "Просто власть по-новому выстраивает отношения со средствами массовой информации и обществом". Мне и сейчас кажется, что этой фразой можно исчерпывающе описать весь разворачивавшийся тогда процесс.


Уже на следующий день американский Newsweek, в сотрудничестве с которым работал журнал "Итоги", заявил о прекращении отношений с новыми владельцами издания и его новой редакцией.

Эта новая редакия была набрана заблаговременно - главным образом из журналистов ежедневной "Сегодня", которым заранее объявили о предстоящем закрытии газеты. Несколько недель команда штрейкбрехеров училась делать свои фальшивые "Итоги", сидя на соседнем этаже с еще живой настоящей редакцией. Некоторые из них приходили к тем самым коллегам, чье место только что согласились занять, - повиниться и поплакаться на то, что "жизнь сложна, а кушать что-то все же надо", что "мы народец подневольный", и вообще - "прости, старичок, ничего личного, ты ж знаешь, я к тебе всегда с большим уважением..."

Большинство этих людей до сих пор сидят на тех же стульях в "Итогах" - и делают журнал, скрупулезно, маниакально, молитвенно сохраняя его структуру, макет, рубрикацию, манеру верстки. Но не тематику, не смысл, не стиль, не профессиональный уровень. В конце концов получилось идеальное, совершенное произведение таксидермического искусства: чучело действующего журнала в натуральную величину, почти неотличимое на взгляд снаружи, но аккуратно набитое синтетическими опилками внутри.

Локаут редакции "Итогов" с тех пор остается единственным примером репресиий такого масштаба в среде россиских медиа. Политический характер этих репрессий в тот момент никто даже не хотел скрывать. Гендиректор издательства "Семь дней" должен был совершить это "ритуальное убийство", доказывая свою лояльность и преданность новому хозяину компании. И он это сделал - вопреки всякой логике, профессиональной и деловой, всякому смыслу и всякой совести.

Ведь никаких мотивов, кроме сугубо политических, для смены редакции в то время не существовало.

Журнал "Итоги" был прибыльным предприятием и, в экономическом отношении, самостоятельно встал на ноги уже через 10 месяцев после своего открытия, что до сих пор остается рекордным результатом. Для журнала была создана уникальная и очень эффективная система взаимоотношений с американским партнером, который также получал существенную прибыль от сотрудничества с российским изданием. Экономика эта после локаута редакции рухнула, партнерство с Newsweek было бесславно утрачено.

Журнал выходил тиражом, который до сих пор не превышен ни одним российским информационно-аналитическим еженедельником, несмотря на то, что за эти годы не раз устраивались разнообразные широкомасштабные лончи, релончи и перелончи, иногда с многомиллионными рекламными кампаниями в телеэфире, иногда с наймом ярких медийных звезд в редакторы. Никогда больше у "Итогов" не было такого тиража, как до локаута.

Тем, кто сегодня продолжает врать, будто "Итоги" были "инструментом в медийных войнах Гусинского", я в который раз говорю: идите в библиотеку, берите подшивку журнала за все годы его существования, читайте сами и ищите следы тех "грязных разборок". Их там нет. Там и не может быть ничего, что хоть отдаленно напоминало бы практикуемые сегодня методы согласованного заказного избиения политического или экономического противника. Тогдашние "информационные войны" - детские игры в солдатики по сравнению с теми омерзительными кампаниями, в которые с удовольствием ввязываются по одному начальственному щелчку пальцами сегодняшние телеканалы, газеты и журналы. Вообразите себе кино - вроде того, что снимает теперь Аркадий Мамонтов, - или телепрограмму - вроде тех, что ваяет теперь Глебушка Пьяных, - на тогдашнем, "олигархичекском" НТВ или ОРТ. Или представьте себе печатную кампанию, вроде запускаемых сегодняшними "Известиями", "Комсомольцем" или "КП" - в гезетах тех времен. Не выходит? То-то.

Если кто-нибудь хочет поговорить сегодня о том, как "Итоги" вместе с другими СМИ Гусинского улеглись под Лужкова с Примаковым" - пусть посмотрит вот на эту обложку:



Это - последний номер непосредственно перед парламентскими выборами 1999 года. Теми самыми, на которых, как это принято теперь врать , "издания Гусинского во всю работали на Лужка"... Вы как сами-то думаете: можно выйти с такой обложкой, если участвуешь в какой-то там заказной кампании?

На самом деле все просто: успех "Итогов" был полностью основан на его репутации, на стандартах отношения к профессии, "сертифицированных" Newsweek (который тогда переживал эру своего расцвета, не то, что теперь). И этой репутацией, этими стандартами дорожили все: и владельцы, и сотрудники, и рекламодатели, и герои наших публикаций. И именно с этой репутацией и этими стандартами не могли смириться те, кто прибирал в те дни "Медиа-Мост" к рукам. Прибирал к рукам - также, как и всю остальную российскую информационную индустрию, все российское журналистское сообщество.

Короче говоря, я тут через некоторое время повыкладываю некоторое количество "Итоговских" обложек. Просто чтобы те, кто подзабыл, могли теперь вспомнить, как это было. Как это бывает по-настоящему...

Эти обложки никуда не денутся. Они останутся в истории русской журналистики надолго. И журнал останется: не выковыряют же его из библиотечных собраний, из домашних архивов, из подшивок на дачах и чердаках, к которым тысячи людей обращаются время от времени, когда им хочется вспомнить и сравнить настощее с поддельным.

У меня не сохранилось фотографий того дня. Буду очень благодарен коллегам-фотографам, если пришлют свои тогдашние кадры или покажут, где их найти в сети. Вот тут "Сноб" вывешивает смешную картинку - вместе с моим комментарием.

А команда настоящих "Итогов" уцелела тогда - цела она и поныне, конечно. Без потерь не обошлось: блистательный обозреватель и политический репортер Дмиитрий Пинскер нелепо погиб от спортивной травмы в январе 2002 года; автор изумительных очерков и репортажей Галина Ковальская и замечательный фоторепортер Руслан Ямалов (это он в клетчатой рубашке на "снобовском" снимке) разбились в пожарном вертолете под Читой в мае 2003; ушли молодыми талантливые дизайнеры Алексей Афанасьев и Лиля Лион; умер надежный и верный выпускающий Володя Орлов.

Остальные живы - а значит работают и верны своему делу, "итоговскому" духу и слову. Где бы они ни оказались, чем бы сегодня ни руководили, чьим страницам ни отдавали бы свой талант, свое мастерство и свое отношение к делу .

Лучший на сегодняшний день аналитик и комментатор российской политики, признанный самыми авторитетными медийными компаниями и изданиями мира, Маша Липман.

Классик российского графического дизайна Аркадий Троянкер.

А дальше - перечислять и перечислять - журналистов, редакторов, репортеров, критиков, фотографов, бильдов, дизайнеров, секретарей, всех, всех: Гольц, Рубинштейн, Годер, Гладильщиков, Жуков, Гессен, Быковский, Соколов, Щербаков, Рыклин, Авдеенко, Сабов, Строкань, Велехов, Груева, Голубовская, Седов, Пахомов, Хитаров, Величко, Колбасюк, Фрейдлин, Радлов, Левина, Петрова, Олендская, Сендюрев, Косарева, Лазарева, Каменская, Аскери, Старцев, Розенберг, Солодовник... Еще, еще, еще. Все, все, все. Спасибо вам всем, спасибо что сделали эти "Итоги" и остаетесь со мною навсегда, навсегда.
Previous post Next post
Up