Гуляя в выходные по Екатерининскому парку обрадовался увидев что "мечеть" на Большом пруду отреставрирована и притягивает внимание фланирующей общественности свежей краской и позолотой.
А при подходе ближе оказалось, что это только с виду мечеть, а на самом деле -
Турецкая баня!
Баню, я по понятным причинам, пропустить уже не мог и отдав честно заработанные 100 руб. за вход, устремился внутрь...
Начнем с истории...
Павильон "Турецкая баня" был построен в середине 19 века по решению императора Николая I в честь победы русского оружия над турками и в память о заключении в 1829 году
Андрианопольского мирного договора. Форму мечети с двумя куполами и минаретом банному павильону придали намеренно: во-первых, по свидетельствам участников войн России с Турцией в XIX веке, турки на завоеванных русских землях устраивали свои бани в православных церквях. А во-вторых, согласно известному ироничномувыражению, это сооружение должно было символизировать ту "баню", которую русская армия устроила туркам во время войны.
Тем не менее, по прямому назначению, насколько мне известно он не использовался - сюда даже не было проведено отопление и вместо водных процедур, посетители наслаждались тихим отдыхом в изысканном мавританском убранстве.
Во время Великой Отечественной войны в здание попал снаряд, который пробил мраморные полы, а начиная с 50-х годов, после скромного ремонта в нем была устроена местная лодочная станция, а потом просто подсобка. Поэтому я помню ее именно такой - оставалась только "коробка" и немного покосившийся минарет:
Поэтому перед реставраторами стояла серьезная задача по воссозданию интерьера - буквально по фрагментам и осколкам, плюс в подвале павильона были обнаружены разбитые мраморные плиты, не известные историкам. Когда их подняли и расчистили, на мраморе проступила арабская вязь - нашлись трофейные мраморы из бани гарема султана
Эски-сераль.
Одноэтажное кирпичное здание имеет в плане форму пристроенных друг к другу прямоугольника и многоугольников, в которых находятся шесть помещений: сени, раздевальная, мыльная, купольный зал с альковом, шестигранная комната и служебное помещение.
Реставраторам удалось вернуть на свои места мраморные фонтаны, пристенные панно, доски с надписями (к примеру, «чтобы прибывал на троне в роскоши»), чаши, капители...
Банкетки, столы в мавританском стиле, диваны, подставки для чубуков и курительных трубок украшают павильон и дополняют его восточный колорит.
Центральный восьмиугольный зал перекрыт кирпичным куполом с окнами-лукарнами, в которые были вставлены разноцветные выпуклые стекла.
Вход в павильон решен в виде ниши-михраба с восточным лепным орнаментом и сталактитами.
Большой купол покрыт металлическими листами с накладным медным позолоченным орнаментом.
Пушкин, сентябрь 2009 года