Базовый базис радикального феминизма. Оригинал текста взят
отсюда. О группе «Красные чулки» можно прочитать
здесь.
I Спустя столетия индивидуальной политической борьбы женщины объединяются с целью достижения окончательного освобождения от гнета мужского господства. Красные Чулки посвятили себя делу построения этого единства и завоевания нашей свободы.
II Женщины являются угнетенным классом. Наше угнетение абсолютно, оно затрагивает все аспекты нашей жизни. Нас эксплуатируют как сексуальные объекты, инкубаторы, домашнюю прислугу, дешевую рабочую силу. Нас считают неполноценными существами, единственной целью жизни которых является улучшение качества жизни мужчин. Нам отказано в человечности. Предписанного нам поведения от нас добиваются при помощи угроз физического насилия.
Поскольку все это время мы жили в чрезвычайно близких отношениях с нашими угнетателями, изолированные друг от друга, у нас не было возможности разглядеть политическую подоплеку наших страданий. Это создало иллюзию, что отношения женщины и ее мужчины - проблема взаимодействия между двумя уникальными личностями, которая может быть разрешена индивидуально. На самом же деле все межполовые отношения представляют собой отношения классовые, и конфликт между отдельными мужчиной и женщиной является конфликтом политическим, решение которого тоже может быть только политическим.
III Мы утверждаем, что мужчины являются агентами нашего угнетения. Мужское господство - древнейшая, базовая форма доминирования. Все другие формы эксплуатации и угнетения (расизм, капитализм, империализм и т.д.) произрастают из нее: мужчины господствуют над женщинами, некоторые мужчины господствуют над другими мужчинами. На протяжении истории человечества все властностные структуры находились в распоряжении мужчин и обслуживали их интересы. Опираясь на физическую силу, мужчины контролировали все политические, экономические и культурные институты. Они использовали свою власть, чтобы удерживать женщин в подчиненном положении. Все мужчины извлекают экономическую, сексуальную и психологическую выгоду из мужского господства. Все мужчины ответственны за угнетение женщин.
IV Имели место попытки перенести бремя вины с мужчин на социальные институты или на самих женщин. Мы считаем эти идеи уловками, призванными исказить реальное положение вещей. Институты не угнетают сами по себе; они всего лишь орудие в руках угнетателей. Перекладывание вины на институты подразумевает, что мужчины и женщины страдают в равной степени, скрывает тот факт, что мужчины получают выгоду от подчиненного положения женщин и снимает с мужчин ответственность за угнетение женщин. Напротив, любой мужчина может отречься от своего привилегированного положения, если только он готов к тому, что другие мужчины будут обращаться с ним как с женщиной.
Также мы отвергаем идею, что угнетение женщин совершается с их согласия или по их вине. Женщины повинуются не из-за промытых мозгов, глупости или психической болезни, но вследствие непрекращающегося каждодневного давления со стороны мужчин. Мы должны менять не самих себя, а мужчин.
Клеветническим измышлением является утверждение, что женщины могут угнетать мужчин. Эта иллюзия зиждется на вырывании отдельных примеров личных отношений из их политического контекста и на склонности мужчин видеть преследование в любом справедливом оспаривании их привилегий.
V В основу анализа общего для нас положения мы кладем свой личный опыт, а также мысли и чувства, этим опытом порожденные. Мы не можем полагаться на существующие идеологии, поскольку они - продукт культуры мужского господства. Мы ставим под сомнение любое обобщение и не принимаем на веру то, что не подтверждается нашим опытом.
В настоящее время нашей главной задачей является развитие женского классового самосознания путем обсуждения нашего опыта и публичного обличения сексизма, заложенного в основание всех наших институтов. Рост самосознания - не «терапия», которая подразумевает индивидуальные решения и ошибочно полагает межполовые отношения чисто личными, но единственная гарантия того, что наша программа освобождения будет основана на конкретных реалиях наших жизней.
Первое условие развития классового самосознания - это честность, в частной и общественной жизни, с самой собой и с другими женщинами.
VI Мы солидарны со всеми женщинами. Своим приоритетом мы считаем защиту интересов самых бедных и нещадно эксплуатируемых женщин.
Мы отвергаем все экономические, расовые, образовательные или статусные привилегии, которые отделяют нас от других женщин. Мы полны решимости признать и уничтожить все виды предубеждений, которые могут применяться против других женщин.
Мы берем обязательство достигнуть внутренней демократии. Мы сделаем все что потребуется для того, чтобы гарантировать, что любой женщине в нашем движении будет предоставлена равная возможность участвовать, брать на себя ответственность, развивать свой политический потенциал.
VII Мы призываем всех наших сестер присоединиться к нам в этой борьбе.
Мы призываем всех мужчин отказаться от своих мужских привилегий и поддержать женское освобождение в интересах нашей и их собственной человечности.
В борьбе за наше освобождение мы всегда будем выступать на стороне женщин и против их угнетателей. Мы не будем задаваться вопросом, является ли та или иная мера «революционной» или «реформисткой» - лишь пойдет ли она на пользу женщинам.
Время индивидуальных схваток прошло. Настал час идти до конца.
7 июля, 1969
Красные Чулки