Релятивистская онтология (см. "
Темпоральность", доклад "
Темпоральная онтология"), по сути, не нуждается в понятии "сознание" - оно полностью заменяется понятием "действительность", тождественно ему. Я говорю "субъект существует в своей действительности", что равносильно утверждению "действительность субъекта дана ему в его сознании". Понятно, что
(
Read more... )
Comments 39
Reply
Получается где-то между п.4а и п.4б :)
Как, наверное, и все в мире - просто многое по необходимости мы просто упрощаем до п.2.
В поставленном вопросе есть еще одна сложность: соотношение науки и философии. Философское решение проблемы "сознания" - это далеко не научное решение. Думаю, многие проблемы аналитической философии сознания связаны с непониманием этого момента.
Reply
В книге по этому поводу все очень просто: под наукой понимаются только естественные науки. Автор знаком с филосовскими работами, например термин Hard Problem идет от Charlmers, однако решение автор ищет только в рамках естественных наук. В своей книге он ограничивается conscious experience, которую он сводит к квалиа, но далее в отличие от многих других нейробиологов он признает существование квалиа. Далее он считает (позиция 3), что необходимо модифицировать естественные науки для того, чтобы включить квалиа в объект исследования.
У меня вопрос, что вы понимаете под "принципиально научно непознаваемо". Не могли бы вы пожалуйста более подробно описать это понятие.
Reply
>>что вы понимаете под "принципиально научно непознаваемо"<Можно дать несколько ответов на этот вопрос ( ... )
Reply
Reply
Вам покажут красный стол, мне покажут красный стол - оба мы скажем "красный". Но тут мы имеем дело только с соотношением слова "красный" со светом определенной длины волны. Квалиа тут нет - нет нашего субъективного опыта. Вполне возможно я вижу красный как вы зеленый, но поскольку мы для обозначения этих разных квалиа используем одно слово, и невозможно представить ситуацию, в которой мы столкнулись бы с проблемой коммуникации и совместной деятельности, где проявилась бы разница в наших квалиа, то и исследовать квалиа невозможно.
>> Тут действительно получается, что для моделей с участием квалиа в естественных науках нужны новые идеи.<Я уже писал, что не представляю как квалиа - субъективный опыт - может быть включен в модель. Логика тут проста: наука работает только и исключительно с объективным, а квалиа по определению субъективно. И как бы далее не развивалась техника, и возможно мы и выскажем предположение, что у робота есть квалиа, они будут так же ( ... )
Reply
Reply
Reply
Вы можете сравнить ваше высказывание с Jeffrer Gray: "Our brains construct the world, and it exists inside them".
Здесь однако возникает проблема соотношение реальности и ее представлении в мозге. У Jeffrer Gray на этот счет есть любопытная цитата:
"For the good fit between conscious experience and outside reality, the idealist philosopher Berkley called in God. In this more materialist age, it is Evolution that we must thank."
http://blog.rudnyi.ru/2011/07/evolution-vs-god.html
Как этот вопрос решается в вашей теории?
Reply
Reply
Leave a comment