В эти дни Великого Поста мне прислали ссылку на
текст военного эксперта Владислава Шурыгина, где он яростно нападает ... на Русскую Православную Церковь. Вынужден отреагировать, тем более, что с автором мы как-то пересекались на одном из круглых столов в Орле, 5 лет назад.
Мне всегда было интересно мнение Шурыгина, когда он писал свои замечательные статьи, давал многочисленные комментарии по военной тематике. У меня не было причин оспаривать написанное им, поскольку военная тематика - не мой профиль. Думаю, что если бы стал говорить ему о том, какие виды бронетехники, истребители или боевые корабли нужны нашей армии и флоту, он заявил бы, что я - дилетант, и моё мнение никому не интересно. И был бы прав.
Но теперь сам Шурыгин вдруг стал "религиоведом" и "экспертом по новейшей церковной истории" и истории вообще, и в соцсетях даже нападает на митрополита Тихона (Шевкунова), обвиняя Владыку в "распространении фейков". Между тем, митрополит Псковский и Порховский блестяще разбил тезисы о "лапотной дореволюционной России", что и вызвало несдержанную реакцию товарища Шурыгина в социальных сетях.
Тов. Шурыгина возмущает "шквал выступлений и публикаций различных церковных иерархов и просто рядовых священнослужителей" против мозайки с изображением гонителя Русской Церкви Иосифа Сталина в главном храме Вооружённых Сил России и памятника потомственному шляхтичу Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади и он приводит в пример "дисциплинированных военных", которые "не проявляют своих политических убеждений", т.к. связаны воинской дисциплиной. Пример неудачный, от слова вообще.
Дзержинский и Русская Православная Церковь
В своей записке в Политбюро "железный Феликс" писал:
"Патриарх и его банда... открыто противодействуют изъятию церковного имущества... Сейчас уже более чем достаточно оснований для ареста Тихона и наиболее реакционных членов Синода. ГПУ полагает, что:
1) арест Синода и патриарха вполне своевременен;
2) избрание нового синода не должно быть допущено;
3) всякий священник, сопротивляющийся изъятию церковных ценностей, должен быть отнесен к врагам народа..." (Российский Центр хранения и изучения документов новейшей истории, 5/2/48/36)
Вот другая записка "рыцаря революции":
«Мое мнение: ЦЕРКОВЬ РАЗВАЛИВАЕТСЯ, ЭТОМУ НАМ НАДО ПОМОЧЬ, НО НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ ВОЗРОЖДАТЬ ЕЕ В ОБЫКНОВЕННОЙ ФОРМЕ.
Поэтому ЦЕРКОВНУЮ ПОЛИТИКУ РАЗВАЛА ДОЛЖНА ВЕСТИ ВЧК, а не кто-либо другой. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ИЛИ ПОЛУОФИЦИАЛЬНЫЕ СНОШЕНИЯ ПАРТИИ С ПОПАМИ НЕДОПУСТИМЫ. НАША СТАВКА НА КОММУНИЗМ, А НЕ РЕЛИГИЮ. ЛАВИРОВАТЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО ВЧК ДЛЯ ЕДИНСТВЕННОЙ ЦЕЛИ - РАЗЛОЖЕНИЯ ПОПОВ». (ЦПА ИМЛ, ф. 76, оп. 1, д. 3546).
Каждый день во время проскомидии перед началом Божественной Литургии в определённый момент службы, вынимая частицы из девятичинной просфоры, священнослужители открывают церковный календарь и поминают святых, память которых совершается в этот день. И календарь, помимо христианских мучеников первых веков, святителей, преподобных, князей - пестрит именами митрополитов, архиепископов, епископов, священников, диаконов, монашествующих и мирян, причисленных к лику святых как Новомученики и Исповедники Российские. Наиболее частые даты смерти: 1918-1922, 1937-1938. И мы понимаем, что жертв большевистских гонений на Церковь гораздо больше, чем те имена, что уже есть в церковном календаре. Кто отдавал приказы их умучить? Ленин, Троцкий, Дзержинский...
Сталин не виноват?
А что же Сталин? Ведь именно он в 1943 году принял политическое решение о возрождении церковной жизни, созыве Поместного Собора и избрании Патриарха. Да и покойного Феликса Дзержинского он называл "троцкистом", что было правдой. Может быть, нам события 1943 года нужно трактовать таким образом, что мудрый Иосиф Джугашвили исправил ошибки троцкиста Дзержинского и самого Троцкого? Однако факты говорят об обратном, а именно - о полной поддержке товарищем Сталиным истребления Русской Церкви.
В конце 1927 г., в политическом докладе на ХV съезде ВКП(б) Коба бросает многозначительное замечание:
«У нас имеется еще такой минус, как ослабление антирелигиозной борьбы».
Планируя своё собственное наступление на Церковь, он пишет о кампании по изъятию церковных ценностей с особым цинизмом:
«Получилась в известной степени такая же комбинация (конечно, с соответствующими оговорками), какая имела место в 1921 г., когда партия во главе с Лениным, ввиду голода в стране, поставила вопрос об изъятии ценностей из церквей на предмет приобретения хлеба для голодающих районов, построив на этом широчайшую антирелигиозную кампанию, и когда попы, уцепившись за ценности, выступили на деле против голодающих масс и тем самым вызвали озлобление масс против Церкви вообще, против религиозных предрассудков, в частности, против попов и их руководителей, в особенности. Были тогда такие чудаки в нашей партии, которые думали, что Ленин понял необходимость борьбы с Церковью лишь в 1921 году (смех), а до того времени он будто бы не понимал этого. Это, конечно, глупость, товарищи. Ленин, конечно, понимал необходимость борьбы с Церковью и до 1921 года. Но дело вовсе не в этом. Дело в том, чтобы связать широкую массовую антирелигиозную кампанию с кровными интересами масс и повести ее таким образом, чтобы она, эта кампания, была понятна для масс, чтобы она, эта кампания, была поддержана массами».
(Сталин И.В. О работах апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК. Госиздат, 1928. С. 28-30).
О чём идёт здесь речь? О голоде в Поволжье в 1921 году. Сталин выставляет здесь духовенство стяжателями, не желавшими помочь народу во время этого бедствия. Обратимся к материалам церковной истории.
Историческая справка.
"Сострадая великому народному горю, святитель Тихон обратился к своей пастве, к Восточным Патриархам, к папе Римскому, к архиепископу Кентерберийскому и епископу Йоркскому с посланием, в котором во имя христианской любви призывал провести сбор продовольствия и денег для вымирающего Поволжья:
"Помогите! Помогите стране, помогавшей всегда другим! Помогите стране, кормившей многих и ныне умирающей от голода. Не до слуха вашего только, но до глубины сердца вашего пусть донесет голос мой болезненный стон обреченных на голодную смерть миллионов людей и возложит его и на вашу совесть, на совесть всего человечества. На помощь немедля! На щедрую, широкую, нераздельную помощь!" В ответ на обращение Патриарха в храмах начались сборы денег для голодающих.
В результате переговоров с А. М. Горьким под председательством Патриарха Тихона был организован "Всероссийский комитет помощи голодающим" (Помгол), в обязанности которого входило распределение помощи голодающим, в том числе и той, что поступала из-за рубежа."
(Протоиерей Владислав Цыпин, История Русской Церкви, 1917-1997)
Другой церковный историк, прот.А.Щелкачев, говорит (стенограмма лекции):
"сделано было немало и, в сущности говоря, благодаря помощи из-за границы (и только благодаря ей; руководил этими работами известный полярный путешественник Нансен) в конце концов помощь была оказана....Большевистские деятели ..., .. почувствовав, что многочисленные общественные деятели ..., и самое главное Церковь, благодаря тому, что начинается в комитете помощи голодающим такая организованная помощь, ... больше у населения приобретают авторитет, вообще решили повернуть все это дело по-новому и в принципе удалить все небольшевнстские элементы, которые там раньше составляли большинство, из т. н. Помголода (т. е. Комитета помощи голодающим), взять все в свои руки. Но, в сущности, в свои руки они взяли только распределение иностранной помощи. Благодаря именно этой помощи, в общем-то, и было спасено население [Поволжья]." (Новая и новейшая история Русской Православной Церкви, лекции, А. В. Щелкачев, ПСТБИ)
Изъятие церковных ценностей в храме Христа Спасителя
Можно снять оклады с икон, можно продать сами иконы. Единственные предметы, не подлежащие отчуждению - это евхаристические сосуды, которые могут использоваться только для служения Божественной Литургии. Они не подлежат выдаче ни при каких обстоятельствах и священнослужители их обязаны защищать ценой собственной жизни. Если священник выдал евхаристические сосуды, он по канонам подвергается прещениям, вплоть до извержения из сана.
Читаем дальше:
"Но вскоре активная деятельность Помгола вызвала решительное недовольство властей, и 27 августа 1921 г. этот комитет распустили декретом ВЦИК, а собранные им денежные средства конфисковали. Вместо него стала действовать государственная "Центральная комиссия помощи голодающим" при ВЦИКе. В декабре эта комиссия обратилась к Патриарху с призывом к пожертвованию ценностей, принадлежащих Церкви, на нужды голодающих. 19 февраля 1922 г. Патриарх Тихон издает новое воззвание к православной пастве, в котором призывает церковно-приходские советы и общины жертвовать для голодающих любые драгоценные церковные украшения, если они не имеют богослужебного употребления.
В газетах, однако, появлялись статьи, обвинявшие церковных иерархов в безразличии к бедствиям народа, хотя российское духовенство, православные миряне ни на один день не прекращали сбор денег, ценностей и продуктов питания. Как оказалось, обвинения и нападки готовили почву появлению 23 февраля декрета ВЦИК о порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих. На этот декрет Патриарх Тихон ответил посланием, в котором говорится, что "с точки зрения Церкви подобный акт является актом святотатства... Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается ею как святотатство: миряне - отлучением от нее, священнослужители - извержением из сана (73-е апостольское правило, 10-е правило Двукратного Вселенского Собора).
Послание Патриарха было разослано епархиальным архиереям с предложением довести его до сведения каждого прихода, власти же сочли это нелегальной акцией и ужесточили давление на Церковь.
6 марта митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) вместе с юрисконсультом Александро-Невской лавры И. М. Ковшаровым явился в Помгол в Смольный и оставил там заявление, в котором было сказано, что Церковь готова пожертвовать все, но что верующие должны жертвовать добровольно. Митрополит требовал, чтобы во избежание кровавых столкновений в комиссию по изъятию введены были верующие люди, представители духовенства и мирян. Если же власти все-таки решат провести насильственное изъятие, то он, митрополит, благословить насилия не может. Сперва в Помголе благожелательно отнеслись к инициативе митрополита. В газетах появились сообщения о соглашении с Церковью, но через несколько дней все переменилось. Холодный, враждебный прием ожидал представителей владыки в Смольном. Тогда митрополит Вениамин сделал новое заявление в Помгол, настаивая на соблюдении достигнутых прежде договоренностей, однако ответа не последовало. На Пасху митрополит Вениамин обратился к пастве с воззванием сохранять спокойствие, не волноваться. Владыка разрешал жертвовать на голодающих больше, чем Патриарх: ризы со святых икон и сами иконы, за исключением особо чтимых и кроме того, что лежит на святом престоле.
Комиссии приступили к описи имущества храмов, предстояло изъятие святынь из главных храмов Петрограда. Опасаясь кровопролития, митрополит Вениамин предпринял еще одну попытку уладить отношения с властями и назначил для переговоров с Помголом священников обновленцев Введенского и Боярского. Им удалось добиться некоторых уступок, в частности, возможности заменять равноценным имуществом подлежащие изъятию святыни. Это соглашение напечатали в газете, но комиссия Помгола не соблюдала его, а, наоборот, усилила грабеж особо чтимых святынь Петрограда. Как и везде, возле храмов собирались толпы прихожан, роптали, негодовали, пытались не впускать святотатцев, но власти вызывали милицию и войска, разгоняли беззащитных людей. Эти столкновения послужили поводом для судов над священнослужителями и мирянами, для жестоких приговоров к тюремным срокам и расстрелам." (Прот.В.Цыпин, История Русской Церкви, 1917-1997)
Изъятие церковных ценностей. Картина не для слабонервных: красноармейцы выломали Царские врата и восседают в алтаре на престоле, к которому могут прикасаться только священнослужители.
Что мы видим из этих текстов? Видим, что власти действовали провокационно, все попытки того же митрополита Вениамина в Петрограде уладить конфликт, сделать всё для избежания или сглаживания ситуации были властями проигнорированы. Большевикам нужен был конфликт и кровавые расправы над верующими и духовенством.
Особенно ярко это проявилось в судилищи, устроенном Дзержинским в отношении митрополита Петроградского Вениамина при помощи самых подлых методов.
Священномученик Вениамин на суде
(
Продолжение )