Эксперимент "Прошу похвалы"

Jul 27, 2013 19:29

Помните в прошлом году я по многочисленным просьбам устроила эксперимент "Прошу совета"? Если нет, то коротко: в постинге можно было показывать свои работы, а в комментариях разрешалось оставлять только конструктивную критику. Т.е. никаких "не моё" или "не нравится". Только аргументированные ответы и советы.

Опыт был неожиданно приятным и полезным, поэтому хотелось бы возобновить эту рубрику. К тому же люди, которые оставляли там свои работы и просили советов, точно знали, что их не облаят и действительно что-то подскажут. Получилась такая солидная группа поддержки! Ведь каждый знает, как трудно достичь чего-то в одиночку. Любой повод бросить работу над собой рассматривается как достаточно веский: сломался карандаш, не нашлась бумага, позвонила подруга со срочной проблемой... Вы бросаете свои начинания и, самое ужасное, что этого даже никто не замечает. Грустно-то как! Помогите себе - попросите о помощи тех людей, которые на вашей стороне, поддержат и не оставят ваши старания незамеченными.

Прежде чем возобновить рубрику "Прошу совета", я предлагаю потренироваться в раздаче... похвалы.

Во времена моего немецкого студенчества вся система образования была построена на том, чтобы в течение семестра люди открыто обсуждали на занятиях свои работы и работы сокурсников, получали конструктивную критику и точно знали, как исправить ошибки. В основном для того, чтобы принести на следующее занятие весьма улучшенный вариант. Т.е. профессор не сидел букой и не раздавал чудодейственные пинки. Истина рождалась в здоровом споре.

Порядок был обычно такой. Выскажи свои наблюдения от первого лица в форме "я заметил" и похвали. Расскажи о сильных сторонах работы и о том, какое она произвела впечатление. (Рассказ от первого лица уточняет, что работа не вообще такая "фу мерзкая" или "вах красота какая", а конкретно на вас произвела такое-то впечатление.) Потом можно всё от того же первого лица высказаться о недостатках, но обязательно с конкретным предложением по решению проблемы. Например, если в рисунке кувшин сливался с задним фоном, предлагали что-то одно сделать темнее или светлее. Т.е. говорили о конкретных шагах по улучшению. Слушаться предложений или нет - это уже дело слушателя. Кстати, мы ставили таймер. Каждому давалось слово, но не больше чем на 3-5 минуты.

Правильно высказанная критика выгодна и тому, кто раздаёт и тому, кто принимает. Слова критики или похвалы, сложенные в стройные предложения, помогают застолбить навык, лучше осмыслить увиденное, вынести что-то для себя, а так же структурировать свои собственные знания. Вы же наверняка уже сто раз слышали утверждения, что говорить можно научиться только в разговоре, а писать - при письме. Так же и высказывать критику можно научиться только в ситуациях, когда она уместна и просима. Создадим эти ситуации, чтобы научиться?

Для этого я и предлагаю оживить рубрику "Прошу совета", но обязательно чередовать с постингами "Прошу похвалы". Для эксперимента "Прошу совета" правила уже описаны. Для "Прошу похвалы" я бы предложила действовать следующим образом.

Вы показываете свои работы в комментариях. К ним можно оставлять ТОЛЬКО положительные комментарии. При этом говорить ложь или просто "понравилось" - запрещено. Т.е. нужна конструктивная похвала! Для этого следует внимательно рассмотреть работы и попытаться найти в них самое достойное. Например, если вам понравилось сочетание цветов, композиция и прочее, но не понравилась работа в целом - оставьте весь негатив за кадром. Скажите только хорошее! Найти достоинства и сформулировать их - трудная задача. Ведь многим кажется, что если они не поругали работу, значит автору и так понятно, что его похвалили. Но это не так. Никто не умеет читать чужие мысли. Поэтому лучше уметь формулировать похвалу (кстати, принимать её тоже, но это уже отдельный разговор).

Человек, который высказывает только критические замечания, как правило уверен в том, что критикуемый и так знает свои сильные стороны, а к собственным ошибкам явно слеп. Однако часто бывает совсем наоборот. Многие из нас совершенно не догадываются о своих умениях или привыкли задвигать их (то, что мы делаем хорошо - мы делаем автоматически, не задумываясь над последовательностью шагов). А об ошибках как раз догадываемся или точно знаем, где промазали. И когда нам сыпят соль на эту ранку, становится нестерпимо больно. Так зачем же сыпать соль, если есть столько полезных "препаратов лечения"?

Думаю, что эти эксперименты будут полезны не только новичкам. Что скажете?




Если вы всё ещё сомневаетесь, походите по постингам с рисовальными флешмобами, по проектам и сообществам "365 зарисовок", чтобы заметить, какой скачок в развитии сделали даже мега-опытные люди, которым не нужно было бояться удара в виде непрошенной и жёсткой критики. Потому что их хвалили искренне, а ругали осторожно и со смыслом.

- Еженедельные рисовальные флешмобы
- Мой проект 365 зарисовок
- Сообщество "Рисунок каждый день" или "Клуб 365"

проект прошу совета, спрошу у вас

Previous post Next post
Up