Знаком ли Вам, дорогие друзья, логотип концерта Live Aid? Наверняка знаком. На мой взгляд, бедным детям в Африке после всех организаторских расходов не остается ничего, но как-то так принято считать, что остается и помгается и вообще. Но я не об этом. Интересно ли Вам, как это лого появилось на свет, какими методами, эскизами и т.д? Тогда Вам под кат и читать-смотреть.
Морфологическая матрица и ее жизнь с дизайнером.
Вообще-то морфологический анализ - пример системного подхода к решению проблемы, более известный в области изобретательства. Это один из методов мышления, отцом которого принято считать известного швейцарскго астрофизика Фритца Цвики (1898-1974). Благодаря этому методу ему удалось за короткое время получить значительное количество оригинальных технических решений в ракетостроении. Метод морфологической матрицы (далее в тексте ММ) позволяет охватить и проанализировать за достаточно короткое время практически любую сложную задачу так, что логически возможные комбинации систематизируются, анализируются и приводятся к одному знаменателю - быстрому и неординарному решению.
Для создания и дальнейшего использования ММ производят довольно простую и непростую работу одновременно: сложно взаимосвязанные компоненты расчленяются на более маленькие. Эти мини-элементы как правило поддаются лучшему анализу и комбинированию. И если все так прекрасно, сказали дизайнеры, почему бы нам не применить эту технику на практике в нешей отрасли, когда поиск неординарных решений для всевозможных флайеров, брошюр, упаковок и логотипов стоит ребром ежедневно на повестке. Причем по моему скромному мнению, иллюстратор и даже художник нуждаются не менее в подобном системном подходе, потому что удивить зрителя становится с каждым днем все сложнее.
Что же делать, с чего начинается ММ? Как и любая работа - с четкой постановки задачи. Что хотим достичь конечным продуктом? Какова целевая группа? Ценовая категория? Вызываемое настроение? Сроки сдачи и изготовления? И список этот можно продолжать, главное, чтобы в конечном итоге Вы знали, в какое направление двигаться. Если Вы успешно прошли для себя этот этап и выяснили все до последней детали, то дальнейший процесс ничем не отличается от мук поисков в повседневной жизни - «ищите женщину», т.е. ищите пути, которые приведут Вас к цели.
Книгу „Creative Advertising: Ideas and Techniques from the World's Best Campaigns“ я уже многократно советовала во всевозможных дизайнерских сообществах.
Это одна из моих любимых книг по дизайну, без которой я себя зачастую, под гнетом гонки сдачи проектов, чувствую как без рук и сетую, что нет этой книженции в карманном варианте. Хотя автор и попытался создать и пропихнуть на рынок некое подобие игры «Мемори» для закрепления предоставленного в книге материала.
Но вернемся к ММ. Автор книги „Creative Advertising“ Марио Прикен (Mario Pricken)
приводит весьма любопытный пример подобного ассоциативного мышления в стиле ММ. По полочкам разбирается один из известнейших логотипов для благотворительного концерта Live Aid. Т.е. речь идет о логотипе для музыкального концерта, доходы от которого жертвуются Африканскому континенту. Таким образом неизвестный дизайнер имел скорее всего следующую постановку задачи: Придумать лого, объединяющее в себе музыку, Африку и название самого концерта.
Теперь перейдем к расчленению.
Слово логотип происходит от древнегреческого «слово+отпечаток». В современной интерпретации логотипом называют или шрифтовое начертание, или фирменный знак, или же сочетание первого со вторым:
1. Оригинальное графическое начертание названия.
2. Фирменный знак.
3. Фирменный блок - комбинация названия и знака.
Получаем наше формальное разбиение сложной системы на более простые параметры: слово и символ (изображение). И вот какую картинку по этому поводу показывает нам Марио Прикен (подписи на картинке - мой вольный перевод).
При поиске новых идей для печатной продукции, в параметры записывают еще и материал (бумага, картон, пластик, дерево и т.д), методы фальцовки, способы рассылки и прочие, применимые к трехмерным объектам.
На практике я уже многократно использовала подобную матрицу и именно при создании логотипов. Элементов у меня получалось как правило намного меньше и в клеточки матрицы я ничего не врисовывала. Смотрела просто по пунктам, например, какие изображения используют обычно, какими инструментами или предметами обихода пользуется клиент, нуждающийся в логотипе, какое они имеют переносное значение и уже потом смотрела, какой шрифт или его легкое изменение принесут желаемый эффект.
Но нужно конечно не забывать, что в своей книге Марио и исходит из нереальной ситуации, что на разработку того же логотипа могут быть брошены силы всей команды дизайнеров, а не одного единственного человека.
Просьба: Если Вам непременно хочется поделиться этой инфрмацией, не забывайте указывать мое авторство и источники, на которые я сама ссылаюсь. Спасибо!
С этой кнопкой Вы можете быстрее утащить это к себе