Если верить современникам и самому мастеру - нет. По официальным документам гильдии художников города Дельфт, в котором родился и умер Ян Вермеер (нидерл. Jan Vermeer van Delft; 1632-1675), художником он не был.
Принято считать, что на картине Яна Вермеера "У сводницы" 1656 года мужчина, изображённый слева с бокалом из лесного стекла - автопортрет художника.
Как оказалось, по образованию Вермеер был ткачом каффы - плотного, но лёгкого материала, который так же называли фальшивым дамастом, потому что настоящий ткали из шёлка сразу с узорами, а каффу - однотонной, из смеси волокон, красили в различные цвета - в основном в красный, а потом уже поверх набивали или вышивали всевозможные узоры.[2]
Фото платья из шёлкового серийского дамаста. Музейное описание платья: Robe à l'anglaise, circa 1775, England, Red silk damask. The silhouette of this dress is enhanced by the fabric's rich color and vibrant pattern - a sumptuous display of fruit and flowers. The fabric was designed by Anna Maria Garthwaite, an important English textile designer and the only woman known to have worked in Spitalfields, a silk-weaving center in London. Via Museum at FIT.
В гильдии художников Дельфта Вермеер по собственному желанию записался как торговец картинами (нидер. Konstverkoper) и эксперт по живописи итальянского Возрождения. Уже в те времена Вермеер в присутствии нотариуса заверял цену и подлинность произведений искусства. Что, по мнению автора книги «Вермеер и его время»[1] Хайо Дюхтинга было совершенно нормальной вещью.
Ян Вермеер, "Вид на Дельфт", около 1660-1661г.
К середине 17 века в Нидерландах художников было настолько много, что по-настоящему зарабатывать искусством на жизнь могли только единицы.
Казалось, у Вермеера всё как будто сходилось: получил хорошее художественное образование от отца-художника и как минимум двух мастеров Дельфтской школы живописи, картины уходили за довольно большие деньги, он был одним из самых уважаемых людей города и даже периодически возглавлял местную гильдию художников «Lukasgilde». Однако жить на вырученные за живопись деньги было нереально.
Ян Вермеер «Аллегория Живописи», около 1666-1668г.
Чтобы прокормить себя, жену Катарину и футбольную команду Вермееров из 11 детей, художник дополнительно сдавал в аренду свои земели и получал выручку от пивной «Mechelen», которую унаследовал от отца. За свою короткую жизнь он создал лишь около 37 картин - примерно 2 в год, потому что, повторюсь, художником он сам себя не считал.
Ян Вермеер, "Маленькая улица", около 1657г.
Вермеера открыли лишь в конце 19 века. Импрессионисты были поражены чистотой цветов, которые использовал Вермеер, и как он использовал свет в своих работах. Оказалось, что Вермеер был на целых 200 лет впереди остальных художников. Он, как и позже импрессионисты, не использовал для изображения теней оттенки серого. Поэтому свет в его работах максимально похож на пленэрный.
Ян Вермеер, "Молочница", около 1668г.
Своей популярность целых 200 лет спустя Вермеер обязан французскому искусствоведу и художественному критику Теофилу Торе (фр. Etienne-Joseph-Théophile Thoré, 1807-1869), известному так же под именем Уильям Бюргер (William Bürger). Этот человек посвятил большую часть своей жизни тому, чтобы собрать забытые произведения Вермеера, описать и каталогизировать.
Engraving of Théophile Thoré-Bürger (1807-1869), French art critic
К счастью Вермееру присвоили статус одного из величайших живописцев Золотого века нидерландского искусства, хотя в 17 веке его упоминали в списке художников скорее как пометку на полях.
Сейчас уже ни у кого не возникает даже тени сомнения в том, что Ян Вермеер - художник с большой буквы!
Ян Вермеер, "Женщина в красной шляпе", около 1665-1666г.
-------------
Источники
[1] Hajo Düchting, «Jan Vermeer und seine Zeit», 11. 03.2011 издательство Belser, ISBN-13: 978-3763025831
[2]
Каффа