Софонисба Ангишола и судьба женщины в эпоху Возрождения

Jan 09, 2016 09:00

В продолжение темы "Знаменитые женщины" - истории в картинках, расскажу об одной из самых известных художниц Возрождения - Софонисбе Ангишоле (Sofonisba Anguissola, 1532-1625). Ее наставлял Микельанджело, молодые Питер Пауль Рубенс и Антониус Ван Дэйк учились у художницы, cоздавали копии произведений Софонисбы, а знаменитый Джорджо Вазари беспредельно восхищался. Кем была эта женщина? Какой судьбы? Оказывается, очень необыкновенной! Там были и интриги мадридского двора, и конкуренция, и страстная любовь. Но и годы борьбы за свободу и свое место в этом мире.

Книга Самые знаменитые женщины в мировой истории дает о художнице довольно сухую справку. Причем даже год рождения указан 1535, а все остальные источники утвержают, что родилась она 1531/1532. Говорится только, что мол, выучилась девица, папа дал всем 6 детям прекрасное гуманитарное образование (хотя вроде бы детей было 7), при этом Софонисба и ее сестра Елена отличались особенным изобразительным талантом. Именно их он и отправил учиться к мастерам, а остальных детей обучал сам.

Отец возил девочку - сверходаренную Софонисбу - по знаменитым дворам так долго, пока ее заметил сам король Испании и назначил сначала учительницей рисования своей 14-летней невесты, а потом придворной художницей. В таких книгах все звучит просто - пришел, увидел, победил.

А если присмотреться - не перестаешь удивляться, какие барьеры приходилось брать хрупокой женщине, которую судьба закинула в одиночестве в чужую страну. Причём прожить она могла только своим талантом, так как была незамужней до довольно преклонного по меркам 16 века возраста. И как же хорошо, что был кто-то в состоянии рассмотреть потенциал этой женщины, принять и поддержать. Художница прожила долгую, интересную и достаточно бурную жизнь.





В довольно раннем возрасте увлеченный искусством отец направил своих дочерей Софонисбу (14 лет) и Елену (11 лет) на 3 года в ученицы к знаменитому в то время Бернардино Кампи (Bernardino Campi, 1522-1591). Он был, безусловно, потрясающим художником, однако прославился в итоге в основном тем, что мог прекрасно копировать Тициана и был учителем знаменитой Софонисбы Ангишолы (или Ангиссолы). Надо отдать ему должное, Бернардино очень хорошо научил девочек технике масляной живописи именно посредством копирования великих мастеров, правильному штриху и композиции.



Автопортрет Софонисбы с учителем Бернардино Кампи, холст и масло, 1550г (via)

Представьте только, что всего пару десятков лет до рождения Софонисбы женщин вообще за людей не считали. И именно Возрождение и распространение гуманизма в Европе дало им право, пусть на сравнительно короткое время, на саморазвитие и реализацию.

Прямо в голове не укладывается, что в 19 веке такой мыслитель как Артур Шопенгауэр утверждал, что как художники женщины совершенно бездарны. (Пока ему одна художница не подарила идеально выполненный бюст, изображающий его самого в наилучшем виде.) Слова Шопенгауэра ложились на благодарную почву. Большинство мужчин, да и самих женщин того времени были уверены в том, что материнство и прислужничество, в том числе и сексуальное, - предел мечтаний для особей женского пола. Шовиниста Шопенгауэра ещё даже в 20 веке охотно цитировали при аргументации целостности мужского искусства и глупости женского. Но, вернемся к потрясающе одаренной Софонисбе - не будем о грустном и дурном.

Вторым учителем Софонисбы (17 лет) и Елены (14лет) был тоже Бернардино, только теперь Гатти (Bernardino Gatti, c.1495 - 1576) по прозвищу il Sajaro - бондарь. Почему его прозвали ремесленником, выделывающим бочки, история умалчивает. Вернее не умалчивает, а говорит только в итальянских источниках о том, что скорее всего это из-за профессии отца. В любом случае il Sajaro тоже вошел в историю лишь как локальный художник (хотя некоторые его призведения хранятся в Лувре) и учитель выдающейся Софонисбы Ангишолы.

Мне не удалось отыскать его портрет, но почти все источники утверждают, что он даже женские лица писал с себя, глядя в зеркало. Так что вот две его работы слева направо: THE MYSTIC MARRIAGE OF ST. CATHERINE, oil on canvas, laid on panel и "Crocifissione e Santi" in the cathedral, Parma, Italy (Parma, Cattedrale)




Сложно отрицать, что в доме Гатти что-то произошло с сёстрами-художницами. Потому что всего 2 года спустя Елена бросила искусство и ушла в монашки. Не хочется думать о плохом, что с девочкой в доме художника произошло что-то непоправимое, но мне показалось странным, что Софонисба с благодарностью отзывалась о первом учителе - Кампи, а о Гатти у нее нет ни слова. Правда, причины могут быть и совсем иного характера - может Гатти был более плохим и менее сдержанным учителем, чем Кампи. О последнем говорили, что он очень уважительно относился к ученикам - никогда не грубил, но и излишней похвалы воздерживался. А Елена может давно мечтала стать невестой Христа, вот и ушла в монастырь. И никакого криминала. Скорее всего мы никогда не узнаем, что же именно произошло. Тайна ушла в могилу со всеми участниками событий.



Портрет сестры Елены кисти Софонисбы Ангишолы, 1551г.

Лючия, Минерва и Анна Мария Ангишола - другие сестры Софонисбы, так же стали художницами. Ещё одна сестра - Европа - посвятила себя литературе, а Елена так и осталась до конца своих дней в монастыре.

Интересно было бы прочесть свидетельства современников - как семья отреагировала на решение Елены. Я бы, наверное, все глаза выплакала, если бы моя дочь ушла в монашки. Но тогда были другие времена. Может родители восприняли решение дочери с радостью и облегчением по принципу "одну уже выдали замуж за самого великого и их осталось всего 5".

Один из источников рассказывает, что Лючия, которая была младше Софонисбы на 5 лет, получала уроки у старшей сестры, чье влияние было столь велико, что порою было трудно разобрать, где рука какой сестры. К сожалению, Лючия умерла довольно молодой - в возрасте 29 лет, оставив лишь десяток произведений.



Lucia, Minerva and Europa Anguissola Playing Chess, 1555г.

На автопортрете ниже Софонисбе 24 года. К тому времени ее и её талант уже оценили и заметили, что само по себе чудо чудное. В этом возрасте женщины той эпохи все чаще при родах 10го ребенка умирали, а не за мольбертом сидели. Софонисба же занималась саморазвитием и карьерой. К тому времени она побывала в Риме у Микельанджело - получила его одобрения и наставления. Успела стать придворной дамой короля Филипа II Испанского и наставницей его 14-летней невесты Изабеллы Валуа, а о её таланте говорили по всей Европе.



Sofonisba Anguissola, Autoportrait, 1556, Pologne, Lancut Museum

На изображении ниже Софоносбе всего около 27-28 лет. В этом возрасте она уже важная птица - придворная художница при мадридском дворе. Она пишет портреты королевской семьи и наставляет других художников. Если вы знакомы с биографиями других придворных художников, то наверняка можете себе представить, какие связи, средства и интриги были нужны, чтобы художник мог заполучить теплое местчеко придворного художника. И теперь задумайтесь, насколько велик был талант этой женщины и его влияние на могущественных людей того времени, что хотя Софонисба и была молодой девицей, иностранкой и до самого замужества в возрасте 40 лет девственницей, никто не оспаривал её право на почётное и прибыльное место придворного художника.

Однако даже несмотря на своё положение и признание, Софонисба была человеком зависимым и подневольным. Испанский король был её официальным опекуном и распоряжался жизнью девушки по своему усмотрению.




Когда Софонисбе было уже за 30, в королевской семье произошло горе. Во время третьей беременности скончалась молоденькая жена испанского короля - Изабелла Валуа. Эта утеря была и для Софонисбы большим ударом. За годы жизни при дворе женщин связывала нежная дружба. Ниже портрет Изабеллы Валуа кисти Софонисбы:




«Год прошел, как сон пустой, царь женился на другой.» И хотя с новой женой испанского короля Софонисба быстро нашла общий язык, художницу терзала депрессия и горе утраты подруги. Ниже портрет новой жены Филиппа II - Анны Австрийской - и самого Филиппа кисти Софонисбы.




Как я уже сказала выше, при дворе Филиппа II Софонисба оставалась девственницей-художницей-иностранкой. Некоторые источники утверждают, что после смерти Изабеллы Софонисба впала в настолько глубокую депрессию, что не могла больше находиться при дворе и попросила короля отпустить ее на волю. Однако придворной даме, судьбой которой целиком и полностью управлял король, было негоже уходить со двора без мужа. А значит художнице предстояло вынужденное замужество.

Софонисбе было что-то около 40 лет, когда Филипп II решил сам подыскать для любимой художницы приличную пассию. На что она неожиданно для всех представила королю свой выбор - ее мецената, богатого сицилианского аристократа Фабрицио ди Монкада (вот вам и девственница ;-)).

Филипп, который испытывал самые тёплые чувства к Софономье, дал свое согласие на этот брак и отпустил художницу с новоиспеченным мужем в Палермо.

К сожалению мне не удалось отыскать изображение Фабрицио, но, судя по гравюрным портретам его двоюродных братьев и дедьев, красавец был мужчина.

Однако семейное счастье Софонисбы было слишком коротким. Всего через 5 лет брака ее мужа зверски убили пираты. Подавленная горем, художница вынуждена вернуться в Испанию ко двору к распорядителю своей судьбы и опекуну. Но здесь случается чудо - прямо сюжет для захватывающего любовного романа!

По дороге из Сицилии в Испанию Софонисба садится на корабль в Геную и влюбляется на борту судна в молодого дворянина (намного моложе ее самой), капитана корабля - Оразио Ломеллино. Не дождавшись разрешения короля Испании, Софонисба выходит за Оразио замуж. Какое вольнодумство после стольких лет заточения, однако! Король был в гневе, но не долго.




В Генуе возлюбленные и свили свое гнездышко. Там прошли годы счастливой жизни и плодотворной работы художницы. Мастерская уже пожилой Софонисбы стала местом встреч для художников и поэтов Генуи. Худодница с большим удовольствием учила своему мастерству других женщин-художниц. Кстати, вышеупомянутая книга о знаменитых женщинах утверждает, что молодой Питер Пауль Рубенс так же был частым гостем в мастерской художницы. Испанский герцог фон Мантуа заказывал Рубенсу копии работ Ангишолы, то есть Питер Пауль изучил в своё время штрих и мазок Софонисбы и ее манеру писать весьма досконально.

Со временем художница стала терять зрение из-за близорукости, которую тогда ещё никто не лечил, а ревматизм добавил с нарастающим возрастом масла в огонь.

Софонисба стала все реже писать, но тем не менее умудрялась почти до смерти хотя бы иногда работать.

Такой художница написала себя в 78 лет. Вы помните, да, что к тому времени она уже почти ослепла?



В 88 она явно чувствовала себя моложе, потому что написала себя уже вот так - лет так это на 60 :-)



А такой ее увидел за год до смерти молодой и гениальный Антонис ван Дейк - фламандский живописец и график, мастер придворного портрета, которому судьба отвела всего 42 года. Говорят, что когда художница позировала молодому коллеге, она ещё умудрилась рассказать ему, в какой комнате свет на её лицо падает так удачно, что морщины почти исчезают. Женщины в любом возрасте думают о красоте :-) Позже в своем "Итальянском скетчбуке" Антонис утверждал, что научился у Софонисбы за несколько дней больше, чем за все годы копирования других великих мастеров.




Когда Софонисба Ангишола покинула наш мир в возрасте, внимание, 93 лет (на минуточку - мы говорим о беспощадном 17 веке без толковой медицины с полнейшей антисанитарией), любимый муж оставил ей такую надпись на надгробном камне: «Моей супруге Софонисбе из рода Ангишола, которая своей добропорядочностью, красотой и необычным природным даром принадлежит к самым знаменитым женщинам мира. Она могла изображать лица так, что еще при жизни никого не ценили больше. Прими в минуту моей глубочайшей скорби, любимая, последний мой дар почтения - слишком малый для такой женщины, как ты, но большой для смертного.»

Ну что я вам скажу. Чтобы всем нам так жить и так любить - с таким пылом!

--------------------
Источники
GATTI, Bernardino, detto Sojaro
Frauen in der Kunst
Elena Anguissola
Самые знаменитые женщины в мировой истории
Sofonisba_Anguissola : de.wikipedia.org
Iitalian Renaissance painter t
www.sothebys.com
pinterest.com

знаменитые люди, art & artists, мои статьи, art projects, мужчины и женщины

Previous post Next post
Up