Весьма в тему подвернулось на ЛитЭре обсуждение
в комментариях к посту. Пост сам по себе спорный, но не суть; любопытна одна из веток комментариев. Это и к вопросу о читательском выборе, и, что главное в обсуждаемой теме, об издательском выборе, и все к тому же старому доброму вопросу "зачем авторы рвутся в издание", который не раз тут
поднимался.
===
Х: /.../ Во-вторых, даже если автор русскоязычный, я хочу качественный текст, прошедший через профессионального редактора, корректора, кто там еще этим занимается. То, что выдает автор, называется черновик. Читать черновик не охота.
Я просто не узнаю об авторе, если он не появится на фантлабе. А там появляются только те. кто вышел на бумаге.
У: увы, ситуация такова, что издательства морально не готовы удовлетворить весь спектр читательских запросов. они банально не издают то, что не в вписывается в заданные лекала, поэтому в нашей стране самиздат - это выбор, а не позор. кстати, издающийся самиздатовец зачастую радеет о качестве текста в разы активнее, чем само издательство /.../
Х: Думаю, эти все издательские лекала - миф, который кто-то запустил в самиздатную среду, может, только для того, чтоб оправдать перед самим собой собственный пролет мимо издательств. А остальные подхватили.===
Итого - имеем замкнутый круг.
Читатели читают изданное, доверяют изданному, первым делом ищут новинки в изданном. Издатели издают только форматное, и если неформату удается прорваться в печать - это чудо. Неформат может взлететь (по великому множеству причин, среди которых качество не всегда на первом месте), а может и нет. Неформатные авторы пишут в сеть. Издатели гонят вал, все сужая форматные рамки и выжимая последнее из наличной аудитории.
Читатель разделяется на две группы - всеядные, читающие и из сети тоже, и бумажники, читающие изданное. Первые все больше переходят на систему "прямого расчета с авторами" или читают бесплатно. Вторые все больше консервируются и хватаются за последние остатки годной изданной литературы, искренне считая, что, раз такое издают, то неизданное еще хуже и там ловить нечего, а все жалобы авторов и читателей на узкие форматы издательства - придуманный ими миф, чтобы оправдать неудачи сетевых графоманов. Совсем малая подгруппа второй группы покупает книги наугад, для первого ознакомления, бОльшая подгруппа - только для коллекции, по советам доверенных лиц, по личному знакомству с автором.
В процессе обсуждений, идущих не один год и здесь, и в других блогах или на форумах, обсуждающие не могу сойтись в главном: а будущее какой именно книги они обсуждают? Проблемы в какой именно сфере призывают решать? Чье именно будущее всех так волнует? Авторов? Издателей? Читателей? "Качественной литературы"? Ведь на самом деле - эти четыре категории вовсе не идут в одной колее.