Очередная классификация наук

Nov 13, 2010 20:06

Знание бывает научным либо практическим. Научное - это то, которое получено с помощью известной и воспроизводимой другими людьми процедуры ( Read more... )

философия, экономика, игра ума

Leave a comment

Comments 50

ancapi November 13 2010, 17:28:01 UTC
Практическое не сформулировано.

Reply

conceptualist November 13 2010, 17:35:39 UTC
Не научное.

Reply

ancapi November 13 2010, 17:49:16 UTC
Не известное и не воспроизводимое? Тогда это не совсем знание, а, скорее, воспоминание о чем-то.

Reply

conceptualist November 13 2010, 17:53:31 UTC
Воспоминание, интуиция, субъективная уверенность, готовность держать пари, принимать риск, делать предпринимательскую ставку. В большинстве практических случаев работает не хуже научного знания.

Reply


natrix_maura November 13 2010, 17:43:14 UTC
Как насчет гуманитарных и общественных наук?

Reply

conceptualist November 13 2010, 17:48:21 UTC
Частично они относятся к историческим, частично - к философским.

Reply


inadia November 13 2010, 17:55:05 UTC
Надеюсь, это шутка? ;)

Reply

vitus_wagner November 13 2010, 18:25:22 UTC
По-моему доля шутки в этой шутке крайне невелика. Когда я последний раз пытался с Репиным дискутировать на эту тему у него в журнале, он открытым текстом заявил, что считает образцом для построения экономической теории математику, то есть априорную науку по данной классификации. А так как до строгости формальной логики и математики любой экономической теории далеко, она попадает в категорию философских.

Для того чтобы построить описание экономики по принципам естественной науки, нужно отказаться от рефлексии и субъективизма как метода. Сказать "вот есть люди, которые участвуют в экономике. Как они устроены внутри мы не понимаем, и будем строить модель их поведения по наблюдаемым внешним проявлениям". Как правило, ни у одного экономического теоретика на это терпения не хватает. Соблазн сказать "это такие же люди как я, и я могу себе попробовать представить их мотивы на основании саманализа" - слишком велик.

Reply

inadia November 14 2010, 06:47:32 UTC
Велика/невелика не доля шутки, а небрежность классификации.
Мне сразу не понравилось деление знаний на научные и практические. Получается, что научные знания - не практические?! %))
Хорошая классификация проясняет, а эта - затуманивает.

Далее. Репин как раз работает над тем, чтобы наука об обществе, о поведении людей стала похожа на математику. Его аксиомы и классификации - серьёзный шаг в эту сторону, в сторону логики, науки.

Что касается построения модели поведения, то Репин как раз и пользуется самоанализом. А также "меня-анализом". И вообще всех людей вокруг себя. Здесь же главная проблема - обобщение. Любовь/нелюбовь к помидорам\водке есть не у всех. А вот если взять без спроса чужой кошелёк - никому это не понравится.

Ну, и, наконец, про априорные науки. Таких наук не бывает. Все науки опытные. Только опыт - разной глубины. И не надо мне тут про Мизеса. Это у него ошибка.

Reply

vitus_wagner November 14 2010, 12:23:00 UTC
Мне сразу не понравилось деление знаний на научные и практические
Тем, кто занимается практикой разница между теоретическим и практическим знанием очевидна. Равно как и то, что нет ничего практичнее хорошей теории.

Репин как раз работает над тем, чтобы наука об обществе, о поведении людей стала похожа на математику.И зря он это делает. Потому что общество физически существует вне сознания Репина. Оно внешний объект. А математика - это система абстрактных понятий которые вне сознания математиков не существуют. Ну разве что еще в написанных этими математиками компьютерных программах ( ... )

Reply


vinopivets November 13 2010, 18:03:44 UTC
Философских наук не бывает.

Reply

ancapi November 13 2010, 18:08:08 UTC
Скорее философию издревле тянут в априорность, по хожу разбавляя всякой мистикой и субъективщиной

Reply

vinopivets November 13 2010, 18:14:02 UTC
Если бы разбавляя. Все содержательное из философии вынималось в другие дисциплины и с куда большим успехом разрабатывалось там. Так что попросту предмета не осталось, одна эзотерика.

Reply

ancapi November 13 2010, 18:18:59 UTC
Философия интересна в разрезе времени, не столько сама по себе. Кто куда в какие времена тащил и зачем.

Reply


f_husainov November 13 2010, 20:12:47 UTC
Так Вы считаете, что экономическая наука - априорная, а не эмпирическая?
Но мне кажется, что трудно обосновать любыми логическими аргументами что-либо, касающееся поведения людей, но можно обосновать это используя опыт близких или похожих ситуаций прошлого.
Например не любого человека переубедит логическая цепочка рассуждений, скажем Ротбарда, но вот книга "Мешочники" историка Давыдова - простое, эмпирическое описание того, что бывает со снабжением, если государство регулирует цены ни оставляет камня на камне от всяческих идей сторонников государственного регулирования цен.
Иначе говоря, факт о том, что все люди, выпившие цианистый калий - умерли, гораздо более убедителен, чем логическая дискуссия между либертарианцами и социалистами о том, что (например) цианистый калий нужно пить из особой бутылки или же не пить никаких жидкостей вообще, включая цианистый калий. :-))

Reply

vitus_wagner November 14 2010, 04:12:26 UTC
В настоящий момент существует очень разнообразный набор явлений, объединяемых под названием "экономическая наука".
Она включает в себя и откровенную эмпирику, и вполне естественно-научные, котя и частные исследования, и априорные теории.
conceptualist писал не "экономическая наука", а "экономическая теория". И это по-моему, совершенно точно наблюденный эмпирический факт. Любая существующая на данный момент теория, будь она правой или левой, претендующая на более-менее целостное описание экономики, оказывается априорной.

Из этого, правда, не следует, что нельзя построить теорию человеческого общества, которая была бы естественно научной. Вот будет ли она называться экономической?

Reply

karharot_1 November 14 2010, 12:12:56 UTC
Могу ошибиться, но австрийцев больше волнует критерий истинности а не убедительности теории. Тоесть закон убывающей предельной полезности - он априори верен, но может быть неубедителен в случае, когда, скажем, я нахожу новое применение какой то вещи, и это применение принесет мне большую полезность в сравнении с предыдущим употреблением - это может быть убедительно в том плане что есть закон возрастающей предельной полезности, но никак не опровергает закон убывающей предельной полезности.
Или в случае с обменом, если для совершения обмена 2 бочек рыбы на бочку меда - мне надо 2 бочки рыбы, а есть только одна, и я обзавожусь еще одной бочкой рыбы - повышение спроса на рыбу, не свидетельствует о том, что закон убывающей предельной полезности неверен - это свидетельство лишь того, что я рассматриваю 2 бочки рыбы как единое целое. Хотя, 2 бочки рыбы определенно будут иметь для меня в данном случае большую полезность, чем одна.

Reply

f_husainov November 14 2010, 14:41:40 UTC
Я согласен, что критерий истинности - важнее, чем убедительность.
Но я хочу сказать, что невозможно (или скажем так: зачастую невозможно) определить истинность того или иного утверждения только путём логического рассуждения. Логика - слишком шаткие перила на такой лестнице.
Тогда как эмпирические наблюдения за экономическими процессами позволяют (пусть грубо)верифицировать теорию путём нахождения какой-то устойчивой связи между наблюдаемыми переменными.
Тем более, когда таких влияющих переменных много, легко ошибиться в правильном выборе причины и следствия при построении логической цепочки.
Более того, подозреваю, что один из участников дискуссии (выше по ветке) прав, когда утверждает, что выражение "из А следует Б" на самом деле означает лишь то, что "почти всегда кагда мы наблюдаем А за ним следует Б". Т.обр. это прикрытая логикой индукция.

Reply


Leave a comment

Up