Запись опубликована
КОМУНА.ORG.UA. Вы можете оставить комментарии здесь или
здесь.
Согласно последним сообщениям, в ЮАР создан общенациональный стачком, фактически рабочий совет (хотя такой термин и не используется). В стране продолжаются стачки шахтеров, также в забастовках участвуют водители грузовиков и другие транспортники. Всего бастует около 100 тысяч человек, что для 50-миллионной ЮАР - приличная цифра. Это как если бы в РФ единовременно бастовали 300 тысяч рабочих. Национальный стачком намерен координировать протесты.
Большинство стачек - нелегальные, “дикие”. И хотя в стачечном движении широко представлены различные профсоюзы, в нем так же участвуют непрофсоюзные рабочие. Более того, на местах трудящиеся часто действуют вопреки мнению профсоюзного начальства. Забастовки сопровождаются столкновениями с полицией и среди рабочих есть убитые и раненые, не считая тех, кто погиб в августе на шахте компании “Лонмин” [1].
По поступающей информации, состоялось совещание делегатов различных шахт, в результате которого был создан межзаводской стачком.
На совещание впервые прибыли делегаты не только из Северо-западной провинции, но также с золотодобывающих шахт провинции Гаутенг и платиновых шахт Лимпопо. Таким образом, сделан важный шаг вперед: стачечный комитет Рустенбурга расширился и превратился в общенациональный стачечный комитет. Комитет получил приветствия с угольных шахт провинции Мпумаланга, золотодобывающих шахт провинции Фри-Стейт и даже с алмазных копей Северной Капской провинции. Что еще важно - в совещании участвовала и делегация из компании “Лонмин”, прибывшая в знак солидарности, несмотря на то, что сейчас забастовка в этой компании прекратилась… Общие требования таковы: оплата труда в размере минимум 12 500 рандов (1500 долларов США), равная оплата за одинаковый труд, прекращение практики заемного труда. Также работники протестуют против полного отсутствия мер безопасности под землей и против нечеловеческих условий жизни в шахтерских поселках… Поскольку есть беспокойство о том, что не уделяется должного внимания жалобам работающих по контракту, то было принято решение, что координационный комитет будет базироваться на принципе регионального представительства, что каждый третий в нем будет “контрактником” и что в нем будет обеспечено представительство для работниц-женщин. Участники координационного комитета изберут также более постоянный руководящий орган - исполнительный комитет. Координационный комитет выпустил призыв организовать 3 ноября всеобщую забастовку и марш к зданию правительства в Претории - столице ЮАР. Требованием всеобщей забастовки станет установление месячного минимума оплаты труда в размере 12 500 рандов - именно с таким требованием выходили на стачку рабочие компании “Лонмин” [2].
Слабости движения бросаются в глаза. Оно не выдвигает никаких требований, кроме экономических, не ставит своей целью изменение социальной и политической системы страны. Оно не стремится взять под контроль территорию страны, ликвидировать сам капиталистический способ производства, передав все предприятия в руки самоуправляемых ассоциаций работников, организованных в советы. Движение во многом контролируется профсоюзами (тред-юнионами), нацеленными на компромисс и социальное партнерство с бизнесом. Не приняты меры по созданию рабочих милиций (вооруженного ополчения) для охраны забастовщиков.
И все же рабочие ЮАР зашли уже очень далеко, много дальше большинства европейских рабочих, бастовавших в последние годы. Радикализм и массовость движения, его низовой характер бросаются в глаза.
Во-первых, рабочие ответили вооруженным насилием на действия властей, менеджмента и штрейкбрехеров, то есть показали, что готовы защищать свои интересы, не взирая на законы государства, не говоря уже о нелегальном характере стачек. Во-вторых, рабочие до некоторой степени освободились от контроля умеренных профсоюзов и их лидеров, продемонстрировав определенную способность действовать автономно. В-третьих, наконец, их организация вышла на совершенно новый уровень. В тот момент, когда делегаты от предприятий создали межзаводской стачечный комитет (совет), оказались разрушены рамки отдельных компаний и профсоюзов, была продемонстрирована реальная солидарность. Возможно, эти события придадут дополнительную динамику движению, формируя почву для совершенно новых требований и целей.
И еще одно. Везде, где в движении работников появляется революционный импульс, обнаруживаем советы [3].
Михаил Магид
Примечание:
1. ЮАР - угроза рабочей революции. Анализ ситуации в стране:
http://shraibman.livejournal.com/883654.html 2. ЮАР: бастующие шахтеры создали общенациональный стачечный комитет
http://socialistworld.ru/materialy/mir/afrika/yuar/bastuyushhie-shaxteryi-sozdali-obshhenaczionalnyij-stachechnyij-komitet 3. Советы; прошлое и будущее социализма.
http://komuna.org.ua/?p=1949