Структура человеческих отношений. Часть 1 - структура и аналогии

Aug 25, 2013 10:54



Продолжим восхождение от биологии к политике. Рассмотрим многоуровневость общественных отношений, функции составных частей (уровней) и взаимодействие между ними.

Уровни общественных отношений (общая схема)



Рис. 1

Эволюционно обусловленные «инстинкты», о которых речь шла ранее, в экономическом и социальном бытии служат принципиально тем же целям, каким они служат в биологической эволюции вида, органично ложатся в экономические рамки. Здесь эти цели осознаются как потребности. Те самые потребности, которые теоретики всех мастей регулярно с пафосом переоткрывают как Америку и любят складывать в пирамиды. Дабы возвести на данном фундаменте пирамиды другого, идеологического свойства, утверждающие незыблемость установившихся порядков. Почему эти потребности именно таковы, и кто их выдумал? Никто. Они объективно обусловлены. Это условия продолжения жизни и развития. И их общей целью, как и в мире животных является воспроизводство. Только к биологическому размножению в существенной мере добавляется воспроизводство нематериальное. Т. к. человек по своей природе это общественная сущность, «волей» эволюции и случая возникшая на данной биологической платформе. За рамками общественных отношений человека нет вообще (религиозное сознание, чувствуя, но не умея понять и объяснить это, застывает в благоговейном страхе перед этой общественной, надиндивидуальной силой, как перед чем-то сверхестественным, противостоящим индивиду, диктующим ему свою волю). Вырванный из общественных отношений человек может какое-то время существовать автономно, естественно угасая, но ни воспроизвестись, ни самозародиться автономно человек не может. Подобно тому, как ныряльщик может существовать в чуждой ему водной среде ровно до тех пор, пока не истощится запас дыхательной смеси.
Обозначенные потребности - это драйверы-направляющие, побуждающие к деятельности как отдельных индивидуумов, так и социумы в целом. Наше поведение всецело определяется ими. Мы все, осознанно или нет, стремимся к удовлетворению высших (социальных) потребностей: к самореализации, к общению, к передаче опыта, к опеке. И все мы вынуждены заниматься обеспечением низших (материальных, базовых) потребностей: жизнеобеспечение, безопасность. И если способ, которым Вас научили их обеспечивать содержит элемент творчества, позволяет приблизиться к удовлетворению высших потребностей, то Вы, можно сказать, счастливый человек (для большинства трудящихся в силу условий их труда - не содержит и не позволяет).
Материальные и социальные (нематериальные) потребности находятся в противоречии. В общем случае, невозможно удовлетворять нематериальные потребности, реализоваться в этой сфере, пока нет материальной обеспеченности. Частные примеры обратной практики, конечно, можно без труда подыскать (жизнь и творчество Алоизиюса Бертрана, напр.), но это всегда образцы личной трагедии, лишь доказывающие правило. Впрочем, это также и общественная трагедия, т. к. огромный потенциал творца в условиях вынужденной борьбы за существование оказывается далеко не реализованным (по причине сниженной производительности или преждевременной кончины; нематериальное воспроизводство, самореализация здесь происходят вопреки обстоятельствам, как подвиг, прорыв, подвижничество, ценою вспышки-самопожертвования, несмотря ни на что. О полном раскрытии потенциала здесь не идёт и речи). С другой стороны, погруженность в деятельность по удовлетворению материальных потребностей, опять же, как правило, не оставляет возможности для полноценной реализации в нематериальной сфере. Примеры-исключения здесь более многочисленны и не столь трагичны (многие шедевры культуры, научные открытия и проч. появились на свет на правах хобби, см., напр., Гёте, Гофман). Но можно только гадать, какой огромный потенциал этих творческих сил так и остался нереализованным, не вышедшим из стадии замыслов, набросков и планов, просто по причине того, что львиная доля времени жизни ушла на добывание хлеба насущного (тот же Гофман писал свои сказки по ночам, некоторые русские художники-самоучки, ставшие классиками, вставали в 4 часа утра, чтобы выкроить время для живописи). Поскольку для большинства разрешение данного противоречия возможно и представляется только как функция «исключающего или», - либо работа, либо самореализация, - последняя, сама будучи специфическим трудом, начинает восприниматься как форма безделья (что-то, что противоположно труду). Тем более, что часто она требует деятельности, прямо не ассоциируемой с производством продукта, вроде общения, наблюдений, фантазий, рассуждений и всего того, что в последующем служит почвой для инсайтов, прозрений, синтеза, для обобщений и лишь косвенно или опосредованно влияет на результат. Тяга к потреблению художественных произведений или общению это лишь некоторые вырожденные или зачаточные формы высших социальных потребностей.
Если Вы не одноклеточный организм с одной извилиной и Ваши интересы хоть в какой-то мере простираются дальше животных пожрать и почесаться, то, скорее всего, Вы прекрасно понимаете, что здесь имеется в виду. Где-нибудь в дальнем ящике Вашего стола или сознания похоронена мечта (или несколько), реализация которой отложена и, вероятно, никогда не будет воплощена. И даже не потому, что Вы пустая балаболка, обычный прожектёр или ленивый тип (всё это, при желании, лечится). А потому, что всю жизнь Вы заняты только жизнеобеспечением, с периодическим потреблением всяческой мусорной статусной чепухи в качестве компенсации (не стал великим писателем или поэтом, сумевшим передать своё мироощущение с такой силой, которая будет формировать духовный мир многих поколений после твоей смерти? Съезди, сука, в Чехию на 7 дней и уверяй окружающих, что жизнь удалась. Купи статусную говнотачку с перделками и свистками стоимостью в полгода твоей вынужденно проданной никчёмной жизни и уверяй себя и окружающих, что жизнь удалась).
Полнота реализации потребностей есть одна из основных проблем и трагедий человеческого бытия. Вариантов реакции немного: искать пути для самореализации (удовлетворения всех насущных потребностей); ограничивать потребности (скотине, в сущности, надо немного, были б желуди); заниматься самообманом (подмена мечты и смысла жизни пустышками, откладывание на потом и проч.).
В разные эпохи это противоречие снимается по-разному. В антагонистических обществах, особенно на ранних этапах развития, эксплуатируемое большинство, удел которого работа и ничего кроме работы, обеспечивало эксплуатирующему меньшинству (за счёт освобождения от принуждения к жизнеобеспечению) достаточный простор для творчества и самореализации. Когда сложившиеся общественные отношения подталкивали представителей эксплуатирующего меньшинства к продуктивной реализации этого творческого потенциала, это было благословением в историческом плане и служило прогрессу. Когда не подталкивали, и весь потенциал самореализации уходил, напр., в чревоугодие, наркоманию и жопоёблю, такие исторические общественные образования долго не жили, по мере развития более здоровых общественных образований становясь нежизнеспособными, неконкурентными и кандидатами на вылет. По их душу приходили амбициозные, злые и здоровые и превращали застой и сухостой в гумус, тем самым доводя до закономерного логического конца разложенческую тенденцию.
Коммунистическая идеология постулирует необходимость всемерного и всеобщего развития высших потребностей человека. Поэтому первейшей основной задачей социалистических режимов является форсированное развитие производственного потенциала, с целью массового удовлетворения базовых потребностей, гарантия их удовлетворения, и высвобождение времени и энергии для самореализации человека. Интенсивный и ударный труд ради жизнеобеспечения здесь является не на века установленным законом бытия (как в антагонистических обществах), а диалектическим этапом на пути к большей свободе: чтобы высвободить человека для творчества, нужно сначала как следует потрудиться. В конечном счёте, иного пути к свободе человека кроме труда нет. Ни при каком строе, ни при каком режиме. Но в одних обществах интенсификация труда - это автоматическое действие стихийного экономического закона (несвобода как принуждение), в других - сознательная идеологическая установка (свобода как осознанная необходимость). В капиталистическом обществе, к примеру, максимально возможный рост это требование существования капитала (нет роста, нет капитала, поэтому кап. экономика должна и будет расширяться пока не выжрет все доступные ресурсы). В социалистическом обществе никакого внутреннего обязывающего к росту фактора нет. Здесь общество на основе заданных критериев определяет, каким должно быть развитие и куда направить имеющиеся ресурсы. Имевший место ускоренный рост социалистических обществ также был сознательно обусловлен: с одной стороны, как средство наращивания производственных мощностей для удовлетворения базовых потребностей; с другой - как необходимость держаться наравне с капиталистическими конкурентами, дабы не отстать (особенно в военном плане) и не быть пожранными этими патентованными хищниками, истреблявшими не моргнув глазом целые этносы, цивилизации, и неоднократно делавшими попытки силой задушить молодые социалистические режимы.

Для обеспечения потребностей люди вступают в устойчивые общественные отношения. Если бы за отношениями не стояло никакой потребности, то единственным устойчивым отношением, скорее всего, оказывалась бы голова пришельца на колу за чьей-то оградой. Поскольку за вычетом всего того положительного, что вносят в нашу жизнь другие, не остаётся ничего, кроме опасности, угрозы и геморроя со стороны внутривидового конкурента. И тогда проще всего держать дистанцию радикальными методами. Как и поступали на протяжении довольно длительного времени первобытные семьи и племена (пока не наступил очередной качественный перелом в экономическом развитии человека).
Общественные отношения условно делятся на уровни (формы), см. рис. 1. На экономическом уровне осуществляется непосредственное удовлетворение потребностей, обеспечиваются процессы производства и воспроизводства. На социальном уровне группируются все отношения, непосредственно не связанные с производством, но играющие вспомогательную роль той или иной степени важности. Идеологический и политический уровни - уровни управления. Идеологический уровень формирует картину мира, в котором должно ориентироваться общество, идеальное отражение действительных отношений и реальности. Здесь присутствуют как позитивные (объясняющие и описывающие действительность) так и нормативные (целеполагающие или запрещающие) установки и положения. На политическом уровне осуществляется управление обществом с использованием всех доступных возможностей.
Условность деления заключается в том, что чётких границ нет, даже при внятном определении критериев различения. Где, к примеру, заканчиваются производственные отношения и начинаются иные типы отношений? В узком смысле мы можем ограничиться отношениями, непосредственно связанными с производством общественно полезного продукта. В широком - всякий общественно востребованный труд, скорее всего играет свою особую роль в общественном производстве и воспроизводстве, которая может быть неочевидной, но существенной. Например, эстетика. Какова её роль в производстве? Но, если мы присмотримся, скажем, к дизайну, то увидим, что опирается он на сугубо рациональные и практически ориентированные основания, каким бы произвольным он нам при этом ни казался. Его основная задача - экономия усилий при использовании вещей (юзабилити). Реально красиво то, что функционально и практично (и на эту тему можно весьма плодотворно поразмышлять).
Где заканчиваются социальные отношения и начинается идеология? В иных случаях невозможно сказать, поступаем ли мы так, как поступаем, потому, что того требуют нормы морали или закона, или просто не можем действовать иначе в сложившихся условиях общежития, что бы мы там себе об этих условиях ни думали. Грубо говоря, мы не хамим другим потому, что так предписывают нам нормы морали (дома и в школе научили вежливости), или потому, что весьма вероятны возникновение конфликта и возможность огрести?
Где заканчивается идеология и начинается политика (сфера права, например)? Где заканчивается политика и начинается экономика (напр., копирастия, кредитно-денежные институты)?
Материя в своей основе непрерывна, наблюдаемая нами то тут, то там дискретность есть лишь качественное состояние непрерывной материи в процессе её движения. В силу нашего происхождения и становления дискретность глубоко присуща человеческому мышлению (возможно, мышлению вообще; осуществимо ли оно без противопоставления субъекта и объекта? тема для научной фантастики или реферата по философии), и мы смотрим на мир через призму этой дискретности. Впрочем, дорастая до взаимосвязности и всеобщности через системность. Философия будущего, надо полагать, будет отличаться суровейшей контринтуитивностью, при том, что она и сейчас-то не слишком очевидна и прозрачна.
Ещё одно замечание по поводу схематичности. Когда мы говорим об уровнях, мы имеем в виду упрощённую схему, обращаясь к аналогии пластов или торта, или чего-то иного, что легко уложить в привычные представления и зафиксировать для удобства использования. В реальности это, скорее, взаимопроникающая система полюсов. А сами уровни ближе не к коржам в пироге, а к системе дифференциальных уравнений, где изменение в одном из уравнений влечёт изменения в других, что возвращается в виде обратной связи, опосредованной ими (взаимовлияние уровней обозначено полупрозрачными вертикальными стрелками).
Чем выше уровень, тем выше в нём скорость изменений, тем быстрее идёт развитие. Сцепленность и взаимозависимость процессов, скорее всего, подразумевают взаимосвязь и регулярность циклических колебаний, происходящих на разных уровнях с разными периодами (привет Кондратьеву, Шумпетеру и проч.).
Дабы не ограничиваться только кулинарно-математическими параллелями можно провести ещё несколько произвольных аналогий. Из сфер технологической, корпоративной, мифолого-идеалистической (этот ряд можно продолжить). При желании, можно нарисовать матрицу и медитировать (если больше нефиг делать).

Возмутительные аналогии и подобия

ИТ-аналогия



Рис. 2

Снова возвращаемся к подобию с областью ИТ. Хотя само это подобие весьма условно, а реализация вообще имеет мало общего, тем не менее дифференциация на составляющие и специализация уровней в сфере ИТ происходила примерно по тем же самым причинам, что и в процессе человеческой эволюции: приспособляемость (в данном случае, инструмента), универсализация, ускорение развития за счёт обособления, инкапсуляции и виртуализации информационных процессов и функций.
Аналогично вышесказанному, здесь также, чем выше уровень, тем проще и быстрее осуществляются изменения.
Существуют и другие подобия, напр., общие закономерности общеэкономического развития и эволюции отношений в отрасли ИТ. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Компания, как уменьшенное отражение общественной организации

Уровням общественных отношений вполне соответствуют уровни отношений в компаниях.
Экономический - производство (производительная деятельность, где создаётся прибавочная стоимость).
Социальный - отношения, формальные и неформальные связи, позитивная корпоративная культура.
Идеологический - правила, нормы, установки, регламенты, видение, миссия и проч., нормативная корпоративная культура.
Политический - менеджмент, руководство.
Так же как и в общественном масштабе в рамках компании (отдельной соты общественного производства) отражены все общественно-экономические отношения. Базой здесь также служит производство, определяющее всё остальное (можно, напр., проследить связь корпоративной культуры и стилей управления с конкретными условиями производства и конкретной предметной областью, сравни корпоративные культуры IBM, молодых Apple, Microsoft; IKEA и т. д.). Отражаются здесь и типичные особенности господствующего строя. Так, при капитализме, участникам внутрикорпоративных процессов кажется, что всё устроено наоборот: что именно менеджеры кормят рабочих, и создают стоимость. Такая иллюзия возникает с неизбежностью потому, что сами капиталистические отношения непременно порождают иллюзии, что определяет многие отличительные свойства капитализма.
Мелкого буржуа насилием лишают средств производства и превращают в рабочего. Чтобы добыть себе средства к существованию, он вынужден идти продаваться в рабство к собственникам присвоенных средств производства (или к посреднику в лице промышленного капиталиста, что сути не меняет). Таким образом собственник закрепляет своё паразитическое существование (ведь совокупный рабочий соединённый со средствами производства самодостаточен). У собственника, следовательно, власть над рабочим и рычаги принуждения. Рабочий выражает покорность и подчинение перед собственником (ещё бы, ведь этот лишённый функции паразит может по своему произволу вырвать из производства необходимую компоненту и тем самым парализовать весь процесс воспроизводства, поставив его участников на грань выживания). Но так как принуждение к труду обставляется как свободная сделка (не хочешь, не нанимайся = сдохни с голоду), то начинает казаться, что собственник или капиталист облагодетельствовал рабочего, «позволил ему заработать». Часто тут идут рассуждения о том, что капиталист «создаёт рабочие места», «платит налоги» и проч. вынужденные системные расходы и операции, представленные как благодеяния и акты доброй воли.
Скорость процессов и плотность времени на разных уровнях разные. От потогонной системы внизу, вплоть до полной нирваны наверху в сферах «эффективного менеджмента». Что встречается у нас до пугающего часто.
Вместо схемы, зарисовка Бидструпа.



Рис. 3

Буддизм

Как известно, религия является фантастическим отражением реальной действительности, перевёрнутой в этом отражении с ног на голову.
Занятную аналогию многоуровневости бытия мы можем найти в буддизме. Буддизм на фоне других мировых религий заметно выделяется своей философской составляющей. По причине постулирования относительности и изменчивости всего, а также иллюзорности воспринимаемого бытия, буддисты не очень-то и настаивали на непреложности конструируемых ими картин мира, легко отказываясь от дословного понимания и намекая на метафоричность.



Рис. 4

В соответствии с буддистскими религиозными представлениями в системе бытия одновременно сосуществуют шесть миров. Человек, согласно его деяниям (по отношению к другим), движется в этих мирах или переходит между ними. Существование человека это поток: человек не столько управляет ходом вещей, сколько его несёт течением, которому он вынужден подчиняться. Причём это движение не произвольно, а закономерно. Причём эта закономерность имеет как объективную, так и субъективную составляющую (что фантастически определяется через закон кармы). То же происходит и в нашей повседневной жизни, где мы постоянно подчинены внешним обстоятельствам и инерции общественных отношений. Мы живём в плену иллюзий на счёт собственной независимости и выбора, но часто логика событий радикально ломает уклад жизни и бросает огромные массы людей в чуждые им обстоятельства и ситуации. Сегодня мы мило и либерально треплемся в ЖЖ и переживаем о пустяках, а завтра голодные и больные месим осеннюю глину в зоне боёв, которая когда-то была нашим родным, с детства знакомым городом. Что-то подобное происходит сейчас с сирийцами (можно и нужно говорить о драйверах происходящего, но я сейчас о роли простого человека: его часто несёт потоком как щепку). В плане субъективном, чем дольше мы живём и вступаем в отношения с другими, обрастаем привычками, тем больше наши прошлые действия и поступки довлеют над нами. В счёт идёт всё от занятий, на которые мы тратили своё время в школьные годы, до выбора профессии. И по мере того, как мы всё дальше и дальше движемся в этом потоке, всё больше обрастаем общественными отношениями и связями, вектор нашего движения изменить становится всё труднее вплоть до полной невозможности (что бы там ни врали нам агитаторы-пропагандисты). Хочешь сменить род занятий, а готов ли в твои-то годы всё бросить и начать с нуля, с непонятными перспективами? Уйти с работы? А детей, семью как содержать? Даже, казалось бы, собственный выбор, это в большинстве случаев принятие того, что предложено другими в условиях неопределённости (бери, что есть), продолжение вектора движения предыдущих поколений (наша профессиональная принадлежность, скорее всего, коррелирует с профессиональной принадлежностью наших родителей или иных лиц, опыт которых мы заимствуем; то же с обучением; то же с поведенческими стереотипами в половой сфере - см. ранее про пластичность психики).
Единственный способ освободиться, это понимание того, как всё устроено, и постепенный выход из сансары, не через сопротивление и упрямство, а через использование её же энергии.
В этой религии централен человек (бога нет, души тоже нет). Страдание - то, что мучает человека и от чего следует избавиться. Страдание же и очищает. Такое, вот, противоречие. Снимается оно через синтез: очищайся и не пачкайся больше, чтобы не пришлось очищаться.
Меня лично всегда занимал вопрос, почему страдание рассматривается здесь как нежелательный элемент? Ведь страдание в той или иной форме это путь к истинному наслаждению и совершенствованию. Об этом знает любой спортсмен, любой творец, любой игрок, любой первопроходец и революционер. Ни один из них не променяет эти страдания, неотделимые от результата, ни на что. Между ними неразрывная диалектическая связь. Убери страдание, не будет ни достижений, ни счастья, ни совершенства. К тому же, как гласит пословица: «Кто несчастья не видел, тот счастья не поймёт». Сама буддистская практика, при этом, проповедует сложный процесс преодоления себя и иллюзии, требующий недюжинных усилий. Предполагаемая причина изначального погружения просветлённого сознания в сансару мне также не вполне ясна (не припоминаю, как это объясняется и оправдывается), но если бы преодоление, т. е. борьба, а не состояние безмятежности, т. е. аутизм, были бы объявлены смыслом бытия и религиозной практики, то данная идеалистическая система стала бы гораздо концептуальней, вместо бегства (не имеющего в конечном счёте смысла) в её основе было бы итеративное и бесконечное (само)развитие: просветлённый разум погружается в эту сансару снова и снова, чтобы совершенствовать свои качества через преодоление. Но, возможно, что такой элемент, таки, присутствует в буддизме (по кр. мере в некоторых его форках), просто потерялся в череде переводов, интерпретаций и злоупотреблений испорченным телефоном. Диалектика страдания и разрушения (не в смысле продвижения, а в смысле «как относиться») тоже отдельная и небезынтересная тема.
Занятно, что в буддийских мирах выраженность страдания уменьшается от нижнего уровня к высшему. Подобным же образом смещается фокус от физического к духовному: на нижних уровнях и страдания и радости носят низменный, телесный характер; на верхних - и те и другие становятся всё более нематериальными, духовными. Асуры-полубоги, к примеру, то ли завидуют богам, то ли не удовлетворены морально (нетерпимы к несправедливости и привилегиям), и находят радость в борьбе, в преодолении. Пребывающие в аду испытывают неметафорические физические страдания, хотя бы временное избавление от этих страданий для них и то в радость (не до жиру, не до высоких материй).
Ещё одно занятное сходство это разная плотность времени. В буддийской мифологии время жизни существ на нижних уровнях коротко (в аду, вообще, постоянно убивают, с последующим возрождением здесь же, что длится оч. долго, но не бесконечно, как в авраамических религиях с их догматической статикой и фатализмом, и возможен прогресс). На верхних же боги живут так долго, что начинают заблуждаться на счёт своего бессмертия. Если мы примем физическое время неизменным, то такое различие в сроках жизни указывает на различную скорость процессов в различных мирах: за промежуток времени, который для обитателей нижних миров ничто (здесь ничего не успевает произойти), обитатели верхних успевают прожить целую вечность. Поэтому для какого-либо развития в нижних мирах (подобно эволюции в живой и неживой природе) необходимы огромные промежутки времени (индийцы, которые баловались философией и придумали буддизм, умели считать не на пальцах, и время пребывания здесь определяется какими-то совсем космическими величинами).
Поскольку нас интересует аналогия, мы можем условно сопоставить этим фантастическим мирам определённые социальные (классовые) типажи:
Мир богов (дэвов) - топ-менеджеры, собственники, короли...
Мир демонов, полубогов (асуров) - революционеры, инноваторы, лидеры, предприниматели...
Мир людей - рабочая аристократия, верхи мелкой буржуазии...
Мир животных - пролетарии, низы мелкой буржуазии...
Мир голодных духов (претов) - люмпены, наркоманы, сумасшедшие, мракобесы-фанатики, игроки; капиталисты, спекулянты и воры, одержимые жаждой наживы; маньяки...
Мир обитателей ада (нараков) - больные, пытаемые, раненые, душевнобольные...
Эти миры (в сказке и в реальности) могут сосуществовать в одном и том же пространстве-времени, вплоть до того, что одна и та же ситуация может оцениваться по-разному в зависимости от смотрящего (одна и та же работа одному может казаться верхом мечтаний, другому пыткой; в одном и том же месте могут сходиться представители «богов», «полубогов» и «животных», с соотв. отношением друг к другу). Возможен также и переход между этими мирами. Если у Вас, к примеру, когда-либо была серьёзная травма, или Вам делали операцию под местным наркозом, а то и без, или Вас не дай бог пытали, то Вы должны помнить как физическое страдание сужает фокус потребностей. Нет ничего кроме боли и желания от неё избавиться. Речи здесь уже не идёт не то, что о высоких материях, типа эстетических потребностей и тонких наслаждений, а даже о насущных, вроде питания и размножения. Остаётся только боль. И имея такой жизненный опыт Вам должно быть понятно, насколько должны быть сильны воля и идеалы тех, кто прошёл через пытки и не сломался. Кто даже в аду не потерял установок и жизненных (высокоуровневых) ориентиров. Такими персонажами полны религиозные сказки любых конфессий, и реальная история большевиков. Последние могли даже в аду оставаться полубогами. Ну а какой контраст с ними представляют собой нынешние господствующие голодные духи, вы и сами знаете.
При подобных резких переходах в другой мир заметными становятся и феномены времени. Если Вы, к примеру, на регулярной основе вкалываете на папу Карло ради заработка, Вы знаете как летит время (не успеешь оглянуться, а года жизни нет; при этом в ЖЖ за пару недель могут смениться целые эпохи, здешние либеральные ебанько могут успеть поругаться, развестись и снова пожениться. Полон кипучей деятельностью ЖЖ). Но если для Вас такая работа в новинку, то рутинный рабочий день может тянуться мучительно медленно, пока Вы не привыкнете к режиму. Для человека, испытывающего физическую боль, время растягивается, секунды для него становятся как вечность, действия совершаются невероятно медленно. Лёжа на операционном столе человек скрипит зубами и думает одну мысль на разные лады: «Хули так долго!!» Его субъективное мировосприятие ещё не соответствует миру, в который он попал. Ему сейчас вкатят снотворного или он сам впадёт в обморочное состояние, будет страдать, бредить и не заметит, как в аду проскочат многие сутки. А когда очнётся, потянутся долгие, нудные дни, когда всё стоит и ничего не происходит. Особенно это невыносимо и бесконечно, когда невозможно удобно лечь или просто перелечь, когда хочешь пить и не можешь встать и т. д. Биологическое восстановление идёт медленно, и совсем не соответствует операционным скоростям, к которым привыкла наша психика.
…А ещё бывало, сидишь в своей уютной комнатушке в «мире людей» и играешь в Doom II или Heroes M&M III, не успеешь оглянуться, глядь, а ночь прошла. А потом идёшь на дежурство в ночную смену в «мир животных» и время становится на ручник - время тянется, тянется, ничего не происходит... Единственный выход, это выключить психику (лечь спать). И, ведь, ночи эти сами по себе неотличимы одна от другой. И даже более того, в каждую отдельно взятую ночь, кто-то играется (с компом или с подружкой, не суть), а кто-то мается на дежурстве.
Некоторые из нас за свою насыщенную событиями жизнь успевают побывать во многих мирах. Каддафи, напр., из «мира животных» (из малообеспеченных бедуинов-кочевников в колониальной провинции) выбился в «мир людей» (стал офицером). Под впечатлением тектонических сдвигов по всему миру имел решимость перейти в «мир полубогов» (стал революционером) и, победив, большую часть жизни провёл в «мире богов» (глава государства, хотя оппозиционный настрой не оставлял его никогда, за что и поплатился). Ну и на старости лет давним своим врагом (после стольких-то попыток) был сброшен в «мир обитателей ада», где раненый и принял мученическую смерть.
Мы с вами, друзья, в этой фантастической системе координат болтаемся где-то между «миром людей» и «миром животных», жалуемся, плачем, жуём сопли, и тому Каддафи, не говоря уж о большевиках, даже в подмётки не годимся. Такие, вот, восточные сказки.

аналогия, манипуляция, как все устроено, управление, капитализм, социализм, анализ

Previous post Next post
Up