Серия постов об истории Коммунистического интернационала прямо продолжает завершенную серию постов о борьбе интернационалистов и шовинистов в социал-демократии Первой мировой войны.
Мероприятие, ставшее I конгрессом Коммунистического интернационала (хотя изначально часть участников рассматривала ее как подготовительную конференцию коммунистов), открылось 2 марта 1919 г. в Москве, и состав его участников ярко отражает переходный характер эпохи после распада Циммервальдского движения.
Так, отдельные коммунистические партии уже существовали (помимо России, Болгарии и Голландии, где раскол произошел еще до Первой мировой войны), в осколках Российской Империи от Финляндии и Польши (где создание компартии стало следствием не раскола, а объединения - в ее рядах объединились не только «зажондовцы» и «розламовцы» СДКПиЛ, но и ППС-левица) до Армении, а также в Венгрии (где до провозглашения советской республики и временного воссоединения коммунистов с социал-демократами оставалось меньше месяца), Австрии (где коммунисты оказались заметно слабее социал-демократов именно из-за относительно левой позиции последних), в Швеции (где левый откол от СДПШ еще именовался Левой социал-демокоатической партией), а главное - в Германии. В ноябре 1918 г. НСДПГ стала одной из правительственных партий вместе с СДПГ, и в конце декабря 1918 г. окончательно убедившиеся в неспособности независимовцев занять революционную позицию спартаковцы покинули НСДПГ и создали Коммунистическую партию Германии.
За этим последовало восстание в Берлине и убийство Либкнехта и Люксембург; на момент конгресса КПГ возглавлял Лео Йогихес, но вскоре был убит и он.
На момент конгресса СДПГ выступала за буржуазную республику (учредительное собрание которой было избрано в январе), покинувшая правительство НСДПГ - за придание Советам, образованным после Ноябрьской революции, части государственных функций) и лишь КПГ - за советскую республику.
Тем временем в победивших странах Антанты, несмотря на сдвиг влево, формирования компартий еще не произошло. Италия (несмотря на значительное влияние левых в ИСП) и Великобритания не были представлены делегатами с решающим голосом вовсе (с совещательным голосом Великобританию представлял вернувшийся в Россию бывший эмигрант Файнберг, член БСП; член ИСП Балабанова представляла циммервальдское движение, а не свою партию). США представлял делеонист Ротштейн, а Францию - Анри Гильбо от еще не оформленных организационно французских циммервальдистов и Садуль от французских коммунистических групп в России.
Не оформленную в отдельную партию левую оппозицию в рядах социал-демократов представлял и швейцарский делегат Платтен (представительница независимой от СДПШ коммунистической группы Кашер имела совещательный голос). Аналогичная группа с совещательным голосом была представлена от Чехословакии.
Единственной страной, в которой делегата прислала старая социал-демократическая партия, стала Норвегия (Рабочая партия Норвегии, хотя так и не приняла программу провозглашения советской республики, оставалась в Коминтерне до 1923 года).
Пока еще крайне слабым было представительство неевропейских стран (по одному представителю Персии, Кореи и Турции, двое от Китая - все с совещательным голосом).
Помимо РКП(б), советские республики представляли делегаты от компартий Литбела, Латвии и Украины. Были представлены также коммунисты Эстонии, Армении (с решающим голосом), Азербайджана и Грузии (с совещательным голосом), контролировавшихся буржуазными правительствами.
В составе делегации РСФСР, кроме РКП(б), были представлены Союз немцев-социалистов Поволжья и Объединенная группа восточных народов России.
Балканские страны представлял Раковский от Балканской революционной социал-демократической федерации и делегаты с совещательным голосом от Болгарии и Югославии (при этом на конференции Раковский обвинил югославов в отходе от интернационализма).
Предложение о немедленном создании интернационала внесли Раковский, венгр Руднянский, австриец Грубер (Штейнхардт) и швед Гримлунд; несмотря на возражения представителя КПГ Эберлейна, решение о создании интернационала было принято 4 марта при одном воздержавшемся (Эберлейн).
Постановление о создании Коминтерна предоставило партиям решить вопрос о членстве в нем в течение 8 месяцев. Отдельным решением Циммервальдское объединение было объявлено распущенным.
Для руководства Коминтерном создавался Исполнительный комитет (ИККИ) из представителей (по одному от страны) России, Германии, Австрии, Венгрии, Швейцарии, а также Скандинавии и Балкан (партии других стран при присоединении к Коминтерну до II конгресса получали место в ИККИ), и Бюро ИККИ из 5 человек.
Первым председателем ИККИ был избран Григорий Зиновьев, занимавший эту должность до 1926 года.