Оригинал взят у
andp2027 в
Лучший фантастический роман о коммунизме Мир конца второго десятилетия ХХI века стоит на грани глобальной войны, которая, впрочем, и так ведется, методами неклассических гибридных войн. Левый поворот в Латинской Америке переживает жесточайший кризис. Казалось бы, никакого просвета в светлое будущее. И как раз самое подходящее время поговорить о коммунизме. «Сова Минервы вылетает в полночь», сказал когда-то великий Гегель, и он тогда не мог предположить, насколько пророческими окажутся его слова спустя два столетия. Я бы хотел сказать несколько слов о самом лучшем по моему (и моих друзей) мнению советском романе о коммунизме. Итак, начнем:
Обращение к литературе подчас может оказаться более эффективным по сравнению с теоретическими трудами марксизма. Даже с методологической точки зрения художественные образы проще для восприятия, нежели философские категории. Я представляю перед собой своего идеального оппонента, разделяющего либеральные капиталистические ценности, который ни при каких обстоятельствах не стал бы обращаться к Марксу, у которого даже имя его вызывает отвращение и ненависть. И, думается мне, что литература есть тот предмет, который может быть использован в диалоге с ним, с моим оппонентом. Пока еще есть время вести диалог, пока еще мы не стоим по разные стороны реальных уличных баррикад.
Этот пост - не рецензия на книгу, о которой я собираюсь сказать. Это лишь вводные замечания. Рецензия будет позже, когда книга будет дочитана, точнее перечитана.
Первый я раз прочитал эту книгу лет десять назад. И почти сразу возникло желание перечитать, но что-то мне помогло не сделать этого в течение десяти лет. Почему помогло? Потому что воспринимается она сейчас совершенно по-новому. Для меня эта книга вошла в десяток других книг, по отношению к которым я испытывал буквально физическую потребность перечитать. Собственно, для меня это и есть критерий идеальной, «моей» книги. Если книга просится перечитать ее - значит стопроцентное попадание в мое мировоззрение и самоощущение и ощущение мира.
Передо мной лежит книга Георгия Мартынова «Гость из бездны» - один из полутора десятков крупных советских романов о далеком коммунистическом будущем. Роман, задуманный автором в 1951 году, а изданный только в 1962-м. Этот роман - практически совершенное (по крайней мере для меня) литературное воплощение образа коммунистического будущего. В нем нет пафоса, нет хвалебной истерики, это, скорее, спокойное бытоописание мира как в самом обычном романе о повседневной жизни человека. И вот это удивительное пересечение бытового, вроде бы обыденного уровня описания с мировым подлинно общечеловеческим уровнем преобразований, в которые вписан этот быт, эта повседневность - дает потрясающий эффект присутствия.
По-новому этот роман у меня читается еще и потому, что произошло удивительное и неожиданное совпадение. Мало кому повезет испытать такое, но мне вот повезло. Начав читать (перечитывать) этот роман, я обнаружил, что мы с главным героем ровесники.
Мне представилась уникальная возможность как бы примерить на себя его мысли, слова, поступки. И одновременно я осознал пропасть, лежащую между нами - как и он, Дмитрий Волгин, ощутил пропасть, лежащую между ним, человеком ХХ века и людьми 39-го века. Пропасть, которую, мне еще, видимо, предстоит преодолеть. Надеюсь на это. Как нам еще далеко до советских людей, советских людей прошлого само собой, и будущего тоже. Роман Мартынова стал для меня возможностью примерить на себя тот мир и ощущения людей того, будущего мира. «Не Сеньке шапка»? Может быть. Но одно дело разом, одним махом выбросить эту шапку, а другое - все-таки попытаться примерить.
Я не буду говорить ни о сюжете, ни о героях, пока это ни к чему. Это, скорее, заметки для себя. Дойдет дело и до полноценной рецензии. Осталось читать примерно 150 страниц романа, и зная, чем все закончится, я все равно с трепетом предвкушаю еще раз пусть литературное, зыбкое, эфемерное, но погружение в тот мир, который я уверен ждет нас впереди.
Роман Г. Мартынова - это возможность ощутить коммунизм на близком расстоянии, на расстоянии дыхания, прогулки по городу, шелеста листьев в Октябрьском парке, разбитом на месте Ленинграда, в котором бережно и заботливо были (будут) сохранены все исторические легендарные места того самого города, по временной ошибке истории переименованного в название, которое хотел оставить за ним Гитлер в случае завоевания. Пройдитесь по Ленинграду спустя две тысячи лет, прочтите этот роман. И вы убедитесь в тленности и переходности нынешнего исторического времени.