Итак, напоминаю, на дворе у нас Франция, весна 1871 года.
Начнем с литературы.
Понятно, что наши герои, в меру своей образованности, могут отлично знать всю классическую французскую литературу и не только (уже все-все написали Бальзак, Стендаль, Дюма-отец и многие прочие), но мы кратко обозрим нашумевшие новинки, которые могут быть на слуху, и которые можно обсуждать - и тех авторов, которые могут вызывать вокруг себя споры. Надо заметить, что отношение к живым деятелям культуры в этот момент уже изрядно зависит от того, какого они происхождения (понятно, что немцев подозревают), а также как они отнеслись к Коммуне и вообще каких политических воззрений придерживаются.
Основное направление в литературе нынче, очень близкое к общим настроениям - «натурализм», а если по-человечески, то достаточно социально острая реалистическая литература, рассказывающая о жизни простого народа. Это романы братьев Гонкур 60-ых годов («Жермини Ласерте», «Манетт Соломон»» и т.д.) это «Госпожа Бовари» (56) и «Воспитание чувств»(69) Флобера.
Одна из ключевых фигур времени - Виктор Гюго. Он известнейший поэт, публицист, драматург и прозаик, уже давным-давно написан «Собор Парижской Богоматери» (1831 г).
После 1851 года Гюго живет в эмиграции в Брюсселе, там он активно и пишет последние 20 лет (Из относительно недавнего - «Отверженные» (62), «Труженики моря» (66), самый последний роман - 1869 года - «Человек, который смеется». ), а во Францию возвращается как раз в 1870 году, так что это недавняя новость, Париж встречал его триумфом. Но во время Парижской коммуны Гюго снова нет в Париже - весной 1871 года у него умирает сын и он едет обратно в Брюссель приходить в себя и разруливать дела, связанные с наследством и прочими вещами - однако за Парижскими событиями следит и Коммуну поддерживает. Так что Виктора Гюго Коммуна любит и знает, на революционных концертах читают его стихи, ставятся его драмы и тд.
Из прочих новинок французской литературы: уже вовсю пишет молодой Жюль Верн. - «Дети капитана Гранта» - это 1867 год, «20 тыс. лье под водой» - 69.
Только что (69-70) появился «Тартарен из Тараскона» Альфонса Доде. (Доде скорее аполитичен, и не поддерживает ни Комунну, ни Тьера («Как же вы, черт возьми, хотите, чтобы совесть моя разобралась во всей этой каше?»).
Из низкой литературы популярны романы-фельетоны типа «Парижских тайн» (42-43) Эжена Сю или «Марсельских тайн» молодого Эмиля Золя (на момент Коммуны Золя больше ничем особенно и не известен, он журналист), или «Рабов Парижа» Эмиля Габорио. Различные «Тайны» пишутся километрами и выходят в газетах (кажется, ничто не мешает начать писать и какие-нибудь «Тайны Парижской коммуны» - это будет вполне в духе эпохи).
Впрочем, в литературе есть и направление, провозглашающее «искусство ради искусства» - литературная группа «Парнас», к которой принадлежал, например, не так давно умерший (67 г) Шарль Бодлер или старенький Теофиль Готье. Но это - старички, а им на смену идет очередное, новое поколение. Не так давно (все в том же 69, урожайный был год перед войной) вышли «Песни Мальдорора» недавно умершего 24-летнего Лотреамона - но этот предтеча символизма, кажется, в революционном Париже популярен не был. Или, например, Поль Верлен. Формально он не принадлежит к «Парнасу», но понятно, что продолжает эту линию. При этом он вполне участвует в политике, идет добровольцем в Национальную Гвардию, во время Коммуны находится в Париже, работает при мэрии. С Рембо он еще незнаком (и вообще юного 16-летнего поэта Франция еще не знает, все случится уже после Коммуны). Но вот молодой Верлен есть прямо в Париже! И уже написал «Галантные празднества» (69). Словом, новые веянья в поэзии уже вполне существуют и веют.
Из поэтов, которые прямо-таки активно участвуют в коммуне и пишут - Эжен Потье. Интернационал еще не написан, но количество популярных песен и стихов он уже написал. Честно - я не могу сказать, какой он поэт - но во всяком случае его тексты остро-социальны и поэтому ложатся на общий дух эпохи. Есть еще некоторое количество «социальных» поэтов, но перечислять всех, наверно, не надо. Можно для повышения культурного уровня заглянуть вот в эту книжку:
http://istmat.info/node/27625 - Данилин, «Поэты Парижской коммуны». Книжка сугубо советская, но там есть имена и некоторое количество обстоятельств.
Из близкой к народу и известной нам сейчас классики. В Америке уже написана «Хижина дяди Тома» (52 г). Уже есть «Алиса в стране чудес» Льюиса Кэррола (64) (А вот «Алисы в Зазеркалье» еще нет, да и первая Алиса - только для тех, кто знает английский, французского перевода еще нет). Вовсю пишет Генрих Ибсен («Пер Гюнт» - 66 год). Уже есть «Легенда об Уленшпигеле» Костера (67 год), так что пепел Клааса смело может стучать в ваше сердце (тем более, что написан роман изначально по-французски - мне вот потребовалось какое-то время, чтобы это осознать).
Чисто игровые выводы из вышеизложенного: у нас Франция, тут ценят острое слово и хороший слог. Помимо того, что во времена коммуны процветает журналистика всякого рода - совершенно нормально писать стихи, песни, политические эпиграммы, стихотворные и прозаические памфлеты на самые разные актуальные темы , стихотворные подписи к карикатурам, рукописные листовки и прочие произведения народного революционного (ну или антиреволюционного) творчества.
Несмотря на то, то начали мы с «литературы» - не стоит забывать, что как минимум драматургические произведения, театральные и музыкальные постановки составляют примерно один культурный процесс. В Париже любят театр. Парижская Коммуна вполне поддерживает театральное искусство и пытается его контролировать, издает некоторое количество указов, касающихся театров в том числе. Один из способов культурного просвещения - раздача бесплатных билетов в театры солдатам Национальной гвардии и рабочим. Самый крупный и известный театр Парижа Comеdie Franсaise вполне открыт (другое дело, что именно они стараются оставаться вне политики и ставить сугубую классику - и к этому можно относится по-разному, от всецелой поддержки, до обвинений в саботаже). Впрочем, сами по себе люди театра могут занимать любую позицию - например, самая известная трагическая актриса этого театра, красавица Мари Агар поддерживает Коммуну, выступает с пением «Марсельезы» и чтением стихов Виктора Гюго на патриотических концертах.
Вообще в революционном Париже (и нереволюционном Версале), разумеется, поют популярные песни - от народных, до совсем свеженаписанных (собственно, одна из них - «Время вишен» и дала название игре). Герои знают об известнейшей кафешантанной певице Розали Борда (ее выступления выглядели примерно так: : «...Борда, великолепная в своем развевающемся пеплуме, охваченном пунцовым шарфом, с длинными, распущен¬ными волосами, обрамляющими ее широкое и красивое лицо, с пышной декольтированной грудью и обнаженными руками, появляется, как воительница..». Об истории многих популярных песен (собственно, о «Времени вишен» или «Черни» - читайте каталог Раисы по тегу «История одной песни».
Игровые выводы: ничто мешает организовать театральную постановку или концерт, и попеть с Марселезу с декольтированной грудью.
Но вот кроме чисто песенного творчества, герои вполне могут обсуждать и прочие музыкальные новинки. Это время, когда роль мировых блокбастеров играют театральные и оперные постановки, поэтому сюжеты опер, музыкальные темы из опер и вообще разные оперные сплетни отменно занимают умы публики.
В Париже в 60-ы годы (на самом деле и раньше, и позже, но я беру тут ровно последнее десятилетие - то что могут помнить и обсуждать) существует несколько ориентированных на музыкальные постановки театров, борющихся за популярность. Это прежде всего Гранд Опера, в котором ставится в основном классика - «большие» монументальные опыт с хорами на классические (в основном исторические) сюжеты - и потихоньку эта классика теряет популярность, а набирает ее новых жанр - «лирическая опера», которая ставится во (внезапно!) Театре лирической оперы. Самые популярный, известные и новые образцы этого жанра - это оперы Гуно («Фауст» (57), «Ромео и Джульетта» (67) и оперы Ж. Бизе («Кармен» еще не написана, а зато уже есть например «Пертская красавица» (67), а еще любители русской жизни могли видеть и слышать оперу Бизе «Иван 4» про странного и грозного русского царя
(Вот передача про нее, желающие могут ознакомиться:
https://youtu.be/esXXLi2DeTs)
Ну и не забываем про известнейшего (хоть и не французского композитора) Д. Верди - потому что, например, «Риголетто» написан по мотивам пьесы Виктора Гюго, а «Травиата» - по мотивам пьесы Александра Дюма-сына - то, что сейчас для нас далекая классика, для них - примерно как голливудская экранизация современного популярного романа:).
Герои вполне могут знать Вагнера - и в пятидесятых годах его оперы ставили в Париже, но сейчас, в связи с известными событиями, немецкая опера, увы, непопулярна. Но на всякий случай - часть «Кольца Небелунгов» (54, 56) уже есть, «Тристан и Изольда» (59) тоже есть.
Еще один популярнейший и более «низкий» жанр - оперетта. В 60 годы Париж мог наблюдать за враждой и конкуренцией двух театров (Буфф-Паризьон и Фоли-Драматик), ставящих популярные оперетты двух композиторов - Оффенбаха и Эрве. Жан Оффенбах бешено популярен во всем мире, число написанных им опер и оперетт и постановок исчисляются сотнями… но с франко-прусской войной все стремительно заканчивается. Проблема Оффенбаха в том, что он немец (да, в отличие от живущего себе в Мюнхене немецкого патриота Вагнера - для живущего во Франции и влюбленного во Францию Оффенбаха - это большая проблема) - его начинают его обвинять в симпатиях к Германии и подозревают в шпионаже… В общем, на момент событий Коммуны театр закрыт, сам композитор путешествует вне Франции, а герои отлично могут это обсуждать на его примере проблемы национального самоопределения.
Что характерно, театр Флоримона Эрве - «Фоли-Драматик», где ставились в частности пародии на популярные оперы, в наш период тоже закрыт, и сам Эрве тоже пребывает заграницей (Эрве нашему человеку может быть знаком по старому советскому фильму «Небесные ласточки» - музыка там своя, но вот сюжет - это сюжет популярной оперетт Эрве «Мадмуазель Нитуш»).
Из новинок, которые являются одновременно и музыкальными и литературными - в 1870 году посмертно вышли воспоминания Г. Берлиоза - где он немало понаписал об истории Франции между всех предыдущих революций.
Живопись.
Во Франции этого время существует система выставок, которые являются ключевыми художественными событиями. Самая известная - это официальная выставка Парижской Академии изящных искусств - Парижский салон, где выставляются все хоть сколько-нибудь известные художники (и хотя выставлять все, кто хочет добиться известности. Если вы начинающий художник - вы хотите там участвовать!:). Существует жюри, которое отбирает работы - и ряд историй о том, как это жюри отвергало художников, которых мы ныне считаем признанными классиками. В основном жюри ориентируется на академическую живопись.
Но как и в литературе, преобладающим и наиболее близким к народным чаяниям в этот период оказывается направление реалистическое. Тут ключевой фигурой является известнейший художник Гюстав Курбе - его реалистическую живопись любит, например, сам Прудон:). «Живопись - предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей» - вот его кредо. Курбе в числе деятелей Парижской коммуны, руководит свержением Вандомской колонны и заведует всеми художественными музеями Парижа.
Начинает зарождаться и направление совсем новое. Нет, они еще не «импрессионисты» (это слово возникнет только в 1874 году). Но уже есть некоторая тусовка молодых художников, которые в основном группируются вокруг «Салона отверженных» - выставки, организованной в 1863 году после очередного скандала вокруг приема работ на Парижский салон. Тут выставляются Писсаро, Сезанн, Ренуар, Моне - все те, кто отчётливо не вписывается в понтовые рамки Парижского салона. У них еще нет особенной программы и осознанного «направления», есть одно - они не вписываются в классические рамки академической салонной живописи, но и чистыми реалистами по примеру Курбе, назвать их невозможно. Они ищут новые формы и новые способы писать.
Во время Парижской коммуны в Париже находится Ренуар - он не поддерживает коммуну (хотя по ее итогам версальцев не поддерживает тоже, позиция вполне понятная и распространенная: «Вы должны представить себе, насколько я ненавидел всех их, но когда я увидел вблизи версальцев, я не мог не признать, что они были такими же глупцами, как и другие». Его выходы на пленэры с мольбертом и кистями вызывают вопросы у парижан, которые подозревают его в шпионаже - на самом деле он, дескать, снимает карту местности, чтобы представить ее в Версаль. Во время кровавой недели художника уже нет в Париже - связи позволили ему получить пропуск что с одной стороны, что с другой, и в военных действиях он не участвует.
Впрочем, непосредственно в среде простых людей много популярней жанр политической карикатуры. Вот тут есть некоторое количество графики (на мой взгляд выложено довольно криво, без подписей и объяснений, но примерный художественный стиль этой понятен:
http://www.diary.ru/~vive-liberta/p151294013.htm#519485819http://www.diary.ru/~vive-liberta/p151294013.htm#519672599http://www.diary.ru/~vive-liberta/p151294013.htm#519797441Рисуют много - не забываем, что это время, когда фотография еще не развернулась и на месте нынешних фотографий в желтой и не очень прессе - живые рисунки и карикатуры. Карикатурист, которого вы точно можете знать - это Андре Жилль из газеты Ля рю - это одна из самых известных газет Комунны.
Кроме того, помимо высокой культуры, герои могут интересоваться цирком и борьбой - развлечениями простанородья. Цирк - это не столько клоуны и дрессированные медведи, сколько гимнастические трюки и верховая езда. Главный наездник Франции, знаменитый борейтор и циркач Франсуа Боше уже совсем старенький, но у него остались ученики. Кроме того, примерно в середине 19 века складывается и оформляется как стиль сават или французский бокс. Изначально это - уличная борьба, но уже вполне существуют заведения, где проходят бои по несколько облагороженным правилам.