Папа Пий XII.
Досточтимым Братьям Патриархам, Примасам, Архиепископам, Епископам и иным местным Ординариям, пребывающим в мире и общении с Апостольским Престоном.
Преподобные Братья, Привет и Апостольское Благословение.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ ХРИСТИАН В ЦЕРКОВЬ. Ко всем восточным Церквам Римские Первосвященники, как это показывает история, всегда относились с самой большой доброжелательностью и любовью. Поэтому-то они с печалью смотрели на отделение их от единого стада и, «руководствуясь любовью Божьей и желанием спасения душ»1, постоянно обращались к ним, чтобы те как можно скорее восстановили разорванное несчастным образом единство. Ибо эти Первосвященники были убеждены, что восстановление утраченного единства будет счастливым событием и принесет самые лучшие плоды для всего христианства, а особенно для народов восточного обряда, поскольку полное и совершенное единство всех христиан, в силу обстоятельств, приведет к великому успеху Мистического Тела Иисуса Христа и его членов.
Здесь надлежит отметить, что верующие восточных обрядов не имеют никакой причины для опасений, что, возвращаясь к единству веры и управления, они будут вынуждены оставить свой обряд и свои обычаи. По этому вопросу Наши Предшественники многократно со всей решительностью заявляли следующее: «Вы не имеете причин для опасений, что что-либо из ваших прав, из привилегий отдельных патриархов или из обрядовых обычаев какой-либо вашей Церкви будет отменено или Нами, или кем-либо из Наших Преемников»2.
Хотя не пришел еще тот счастливый день, который привел бы все восточные народы в Наши отцовские объятья, но однако уже теперь Мы с радостью видим, сколь многие народы восточного обряда признали Престол Святого Петра твердыней католического единства и охраняют это единство с величайшей стойкостью и упорством.
РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ. Среди них Мы хотим ныне обратить внимание на русскую Церковь. Причины к тому являются особенно важными. Ибо Церковь эта не только идет впереди по количеству исповедников и предусмотрительному постоянству в сохранении веры, но, более того, минуло уже 350 лет с момента ее возвращения к единству с Апостольским Престолом. Это счастливое событие будет торжественно и с надлежащей признательностью отмечаться, главным образом, верующими этой Церкви. Однако Мы признали необходимым напомнить о нем всем католикам мира, чтобы и они тоже поблагодарили Бога за это великое благодеяние, а также, чтобы вместе с Нами молили Бога, дабы Он соблаговолил смягчить нынешнее притеснение и страдание этого дорогого Нам народа, защитить его пресвятую религию, поддержать постоянство, направить сопротивление, сохранить невредимой его верность.
ИСТОРИЯ БРЕСТСКОЙ УНИИ
ЕДИНСТВО РУССКИХ С АПОСТОЛЬСКИМ ПРЕСТОЛОМ. Преподобные Братья! Мы полагаем полезным представить кратко те факты, о которых идет речь, в свете исторической правды. Вначале следует отметить, что задолго перед фактическим соединением русских с Апостольским Престолом, совершившимся в Риме в 1595 году и принятом в Бресте в 1596 году, русские народы многократно обращали свои очи на Римскую Церковь, как на единую мать христианского сообщества, относились к ней с происходящим из внутреннего убеждения послушанием и уважением. Так, к примеру, Св. Владимир, выдающийся князь, которого многие народы, говорящие по-русски, почитают как творца и защитника своего обращения в христианскую веру. Хотя литургические книги и святые обряды он принял от восточной Церкви, но, однако, помня о своих обязанностях, не только пребывал в католическом единстве, но также усердно старался, чтобы между Апостольским Престолом и его народом царила взаимная дружба. Также довольно многие его потомки принимали папских легатов с надлежащим почтением и поддерживали братскую связь с католическими сообществами даже тогда, когда византийская Церковь отпала в схизму.
УНИЯ НА ФЛОРЕНТИЙСКОМ СОБОРЕ. Поэтому-то Исидор, митрополит Киевский и всея Руси, действовал согласно с духом старой традиции, когда в 1439 году подписал на Флорентийском Соборе декрет торжественной унии греческой Церкви с латинской. Но, тем не менее, хотя по возвращении с Собора он был принят в Киеве, своей епископской столице, с великой радостью и почтением, вскоре, однако, был посажен в узилище в Москве, а в конце концов принужден бежать и отправиться в изгнание.
Память об этом счастливом соединении русских с Апостольским Престолом не исчезла с течением веков, хотя прискорбные события и обстоятельства породили много причин для ее полного исчез новения из сознания народа. Известно, что в 1458 году патриарх Константинопольский Григорий Мамма именно в Риме совершил архиерейскую хиротонию некого Григория как митрополита русских народов, которые в то время подчинялись великому князю Литовскому. Является также исторически достоверным, что не один из преемников этого митрополита пытался вернуться к единству с Римской Церковью, хотя торжественно провозгласить совершенную унию не позволяли несчастные тогдашние события.
УПАДОК И ВОССТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ЦЕРКВИ. Однако в конце XVI века было уже ясным делом, что желанного восстановления и реформирования пришедшей в сильный упадок русской Церкви нельзя ожидать с другой стороны, как только от обращения к единству с Апостольским Престолом. Несчастное состояние этой Церкви описывают и широко открывают даже схизматические и протестантские историки. А вожди русских, собранные в 1585 году в Варшаве, излагая горькими и выразительными словами свои жалобы, утверждали, что зло так глубоко разъело их Церковь, что ничего подобного никогда доселе не было и в будущем быть не может. Они не поколебались даже призвать к ответу самого митрополита, епископов и настоятелей монастырей. Уже сам факт выступления мирян против иерархии указывал на немалое разложение церковной дисциплины.
Итак, не следует удивляться, что, в конце концов, сами епископы, когда все доселе используемые средства оказались безуспешными, пришли к убеждению, что единственным спасением для русской Церкви является ее обращение к католическому единству. Князь Константин Острожский, наиболее влиятельный в то время среди русских, благоприятствовал этому начинанию, но, однако, с условием, что к унии с западной Церковью придет вся восточная Церковь. Позже, когда он увидел, что замысел не осуществляется так, как ему было угодно, то стал яростным противником соединения.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ К УНИИ. Несмотря на это, 2 декабря 1594 года состоялось соглашение шести епископов во главе с митрополитом, которые затем выступили с заявлением, в котором выразили свою готовность к установлению согласия и желанной унии. «К этому решению мы пришли, - писали они в своем заявлении, - принимая с болью в сердце во внимание великие препятствия, с которыми встречаются люди в стремлении к спасению из-за отсутствия этого единства Божьих Церквей, в котором пребывали наши предки со времен Спасителя нашего Христа и Святых Его Апостолов. Они ис-поведывали единого только Верховного Пастыря и Епископа в Церкви Божьей на земле - как это со всей очевидностью показывают постановления Соборов - и таковым признавали ни кого иного, но Его Святейшество Папу Римского, а также оказывали ему послушание во всем. И пока этот порядок вещей сохранялся, всегда возрастали в Церкви Божьей порядок и почитание Бога»3.
Однако прежде чем они смогли счастливо осуществить это похвальное решение, вынуждены были вести очень долгие и трудные переговоры. После подписания русскими епископами 22 июня 1595 года нового подобного заявления дело продвинулось так далеко, что представители всего епископата в лице Кирилла Терлецкого, епископа Луцкого и экзарха Константинопольского патриарха, а также Ипатия Поцея, епископа Владимирского, смогли в конце сентября отправиться в Рим. Эти представители привезли с собой послание с предлагаемыми условиями, на которых русские епископы готовы были принять унию. Наш Предшественник, Климент VIII, принял послов очень благожелательно, а представленный ими документ повелел внимательно изучить совету кардиналов. Результат изучений всего дела был быстрый и, согласно с пожеланиями, счастливый. В день 23 декабря 1595 года послы были приняты Святым Отцом, которому на торжественной аудиенции передали заявление всего епископата. От своего и всех епископов имени торжественно совершили исповедание католической веры и присягнули в послушании и надлежащей лояльности.
РАДОСТЬ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ. В тот самый день Наш Предшественник, Климент VIII, поделился этой радостной новостью со всем миром в апостольской конституции «Magnus Dominus et laudabilis nimis»4. С какой радостью и любовью Римская Церковь приняла русский народ в единое стадо, свидетельствует также апостольское послание «Benedictus sit Pastor» от 7 февраля 1596 года, в котором Верховный Пастырь официально уведомил митрополита и других русских епископов о счастливо совершенном совокуплении и соединении их Церкви с Апостольским Престолом. В этом послании Римский Первосвященник, кратко изобразив ход римских переговоров и воздав благодарность Божественному Милосердию за совершенное дело, заявил, что русская Церковь может по-прежнему сохранять без изменений свои законы, обычаи и обряды. «Мы позволяем вам сохранять ваши обряды и Богослужения, которые не противоречат чистоте веры и взаимному с нами единству, так же, как позволил это Флорентийский Собор»5. Затем он заверил, что просил короля Польского, дабы тот соизволил не только заботиться о епископах и всех их делах, но также предоставил им наиболее защищенное положение и допустил их, согласно с их пожеланием, в сенат королевства. В заключение Папа по-братски призвал их, чтобы как можно скорее собрались на поместный Собор для ратификации и принятия унии русских с католической Церковью.
БРЕСТСКАЯ УНИЯ. Этот Собор состоялся в Бресте. В нем приняли участие не только все русские епископы, множество священников и королевские посланцы, но также латинские епископы из Львова, Луцка и Холма, как представители Папы. И хотя русские епископы из Львова и Пе-ремышля отказали, к сожалению, в своем согласии, однако 8 октября 1596 года соединение русского общества с католической Церковью было счастливо утверждено в своей силе и оглашено. И можно было ожидать, что из этого согласия и соединения, так необходимого русскому народу, произрастут плоды очень богатые, если это согласие будет всеобщим.
ПЕРВЫЕ ТРУДНОСТИ. Пришел, однако, «враг» и «посеял между пшеницей плевелы» (Мф 13, 25). Ибо, вследствие корыстолюбия некоторых магнатов, политической вражды и упущений в предварительной подготовке и воспитании клира и народа, наступили острые споры и длительные бедствия. Часто казалось, что дело, начатое среди столь благоприятных обстоятельств, погибнет достойным сожаления образом.
То, что посреди запутанных споров и борьбы, ответственность за которые несут не только схизматики, но также некоторые католики, дело не погибло в самом начале, надлежит отнести к заслугам, главным образом, Ипатия Поцея и Иосифа Рутского, которые полностью отдали себя этому делу. Их усилия были, прежде всего, направлены на воспитание священников и монахов согласно требованиям церковного права и богословской науки, а народа - в добродетелях и заповедях истинной веры.
МУЧЕНИЧЕСТВО СВ. ИОСАФАТА. Прошло немного лет, а начатое дело было освящено мученической кровью. В день 12 ноября 1623 года Иосафат Кунцевич, архиепископ Полоцкий и Витебский, отличающийся святостью жизни и апостольским усердием, непреклонный защитник католического единства, был схвачен и убит упорными схизматиками. Но святая кровь мученика стала в определенной степени семенем, из которого выросли новые христиане. Ибо сами убийцы, все, кроме одного, перед приведением в исполнение в отношении них смертного приговора, отреклись от схизмы, раскаялись в грехе и осудили свое преступление. Так же к заступничеству этого мученика можно отнести обращение Мелетия Смотрицкого, который упорно стремился завладеть Витебским архиепископством вместо Иосафата, но вернулся к вере в 1627 году и, хотя первоначально проявлял колебания, однако вскоре стал крепким защитником унии русских с католической Церковью.
Трудности всякого рода с годами возрастали, и начатое дело соглашения постоянно подвергалось притеснениям. Хуже всего было то, что польские короли, которые вначале считались покровителями дела унии, позже делали все больше уступок врагам католического единства, будучи принуждены к этому давлением со стороны внешних врагов и распрями внутренних партий. Это было причиной возникновения такого положения для дела унии, что, как признавали сами униатские епископы, оно ни от кого не имело поддержки, как только от Римских Первосвященников. Они твердо и по-отечески покровительствовали униатской Церкви, направляя полные любви послания, оказывая помощь, какая только была в их силах, а особенно действуя через апостольского нунция в Польше.
УСЕРДИЕ УНИАТСКИХ ЕПИСКОПОВ. Чем более трудные наступали времена, тем более усердными оказывались униатские епископы. Они вкладывали много труда, чтобы воспитывать простой народ в христианских заповедях, поднимать необразованное духовенство на более высокий уровень знаний, укреплять разложившуюся монашескую дисциплину, а монахов наполнять стремлением к святости. Они не пали духом даже тогда, когда была восстановлена . схизматическая иерархия, которой в 1632 году была передана значительная часть церковного имущества, а также тогда, когда в результате договора, заключенного польским королем с казаками, единство униатов со Святым Престолом должно было быть разрушено. Несмотря на это, униатские епископы упорно защищали доверенную им паству.
РАЗВИТИЕ УНИИ. Однако Бог, Который не допускает, чтобы Его народ подвергался слишком тяжким преследованиям, соделал, наконец, что для униатской Церкви после стольких несправедливостей и страданий наступили более спокойные времена. Это стало после заключения в 1667 году Андрусовского перемирия. С наступлением мира святая религия развивалась все более благополучно, а христианская вера и обычаи оказывали столь спасительное влияние, что все в больших местах начали размышлять о возвращении в католическое стадо, даже в тех двух епархиях, которые в 1596 году не присоединились к Унии. Это завершилось счастливым образом, когда обе эти епархии соединились с Апостольским Престолом: Перемышльская в 1691 году, а Львовская в 1700 году. Таким образом почти все русские, жившие в то время в границах Польши, имели счастье наслаждаться католическим единством. Вскоре же дело унии поднялось на уровень еще большего расцвета с большой пользой для христианства. Митрополит и все епископы униатской Церкви съехались на Собор, состоявшийся в 1720 году в Замостье, чтобы вместе обсудить способы удовлетворения возрастающих нужд исповедников веры Христовой. Решения этого Собора, утвержденные конституцией Папы Бенедикта XIII «Apostolatus officium» от 19 июля 1724 года, принесли униатам немалые духовные блага.
ТЯЖЕЛЫЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ПОД РОССИЙСКИМ ВЛАДЫЧЕСТВОМ. Однако по неисповедимым Божьим предначертаниям это общество в конце XVIII века постигли тяжкие потрясения и преследования, оказавшиеся наиболее острыми и суровыми в тех частях, которые в результате разделов Польской Республики были присоединены к Российской империи. Таким образом, после смерти императора Александра I сознательно проводилась твердая политика, направленная на полный разрыв униатов с Римской Церковью. Уже прежде все униатские епископы преднамеренно были почти полностью лишены всякой возможности сношений с Апостольским Престолом. Вскоре после этого состоялись назначения епископов, проникнутых схизматическим духом до такой степени, что они могли стать послушным орудием государственных учреждений. В Виленской семинарии, созданной Александром I, клирикам обоих обрядов внушалось учение, проникнутое враждебностью к папству. Базилианский орден, столь полезный для католиков восточного обряда, был лишен орденской автономии, а его монахов и особенно монастыри полностью подчинили юрисдикции епархиальных консисторий. Наконец, священникам латинского обряда под угрозой строгого наказания было запрещено окор-мление Таинствами униатов и совершение для них прочих треб. И тогда, после проведения всего этого в жизнь, в 1839 году совершился прискорбный акт торжественного присоединения униатской Церкви к схизматической российской Церкви.
Кто выразит, Преподобные Братья, страдания, потери и гнет, которым подвергался в то время благородный униат по обвинению в одном только преступлении, что, принуждаемый силой и обманом к отступничеству, не позволял принудить себя и старался всеми силами сохранить свою веру.
Поэтому совершенно справедливо Наш предшественник, Папа Григорий XVI, в своей аллокуции от 22 ноября 1839 года перед всем католическим миром осуждал, оплакивал и изобличал бесчестность этих действий. Но даже эти торжественные требования и протесты не нашли отклика, и Католической Церкви оставалось только скорбеть над детьми, вырванными нечестивой силой из материнского лона.
Как будто и этого было мало, несколько лет спустя даже Холм-скую епархию, принадлежащую к соединенному с Российской империей Царству Польскому, постигла та же несчастная судьба. Каждый христианин, который отверг отступничество от истинной веры и по долгу совести оказал сопротивление навязанной в 1875 году унии с схизматической Церковью, недостойным образом наказывался штрафами, розгами или ссылкой.
ПОЛОЖЕНИЕ ПОД АВСТРИЙСКИМ ВЛАДЫЧЕСТВОМ. Совершенно иначе складывались в это самое время события в Львовской и Перемышльской епархиях, присоединенных после раздела Польской Республики к Австрийской империи, где дело унии развивалось спокойно и благополучно. В 1807 году там была восстановлена Галицкая митрополия, соединенная навечно с Львовским архиепископством. Новая архиепархия стала столь процветающей, что два ее митрополита, а именно Михаил Левицкий (1816 - 1858 гг.) и Сильвестр Сембратович (1882 - 1898 гг.), пастыри великого благоразумия и усердия, были за свои выдающиеся способности и особые заслуги удостоены кардинальского сана и призваны в высший сенат Римской Церкви. Когда же число католиков еще более возросло, Наш предшественник Папа Лев XIII учредил в 1885 году новую епархию, Станиславовскую. Через шесть лет счастливое состояние галицийской Церкви особым образом укрепилось, когда все епископы вместе с папским легатом и при участии многочисленного духовенства провели во Львове поместный Собор, на котором были приняты полезные литургические и нравственные предписания.
ЭМИГРАЦИЯ УНИАТОВ. УСТАНОВЛЕНИЕ ОРДИНАРНЫХ ЕПИСКОПОВ. В конце XIX - начале XX веков многие униаты из-за экономической нужды эмигрировали в Севе-ро-Американские Соединенные Штаты, в Канаду и в Южную Америку. Тогда Наш предшественник, Папа Пий X, беспокоясь и заботясь, чтобы эти люди, не знающие местного языка и не привыкшие к латинским обрядам, не попали в сети пропаганды схизматиков и сектантов или, терзаемые сомнениями и окруженные заблуждениями, совсем не оставили религию, поставил в 1907 году для них епископа, которому даровал соответствующие специальные полномочия в отношении этой народности. Когда же число и нужды этих католиков выросли, он назначил отдельных ординарных епископов для униатов, происходящих из Галиции: одного в Соединенных Штатах, другого в Канаде. Кроме того, был поставлен ординарный епископ греческого обряда для народности, происходящей из Закарпатской Руси, Югославии и Венгрии. Впоследствии как Священная Конгрегация Пропаганды Веры, так и Конгрегация, занимающаяся вопросами Восточной Церкви, привели в порядок церковные дела униатов, живущих в упомянутых выше странах, в том числе и в Южной Америке, путем необходимых предписаний и согласований.
Продолжение следует...
ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ «ORIENTALES OMNES EСCLESIAS», Ч.2. ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ «ORIENTALES OMNES EСCLESIAS», Ч.3