Общение с социопатом после развода
Автор: Quinn Pierce
Я сидела на краешке спортплощадки. Для моего сына это было первое соревнование по баскетболу. Я знала, что мой бывший муж тоже здесь, потому что возле стадиона я увидела его машину. В том, что он пришел, не было ничего удивительного, хотя он сказал, что не пойдет. Он часто меняет свои планы в самую последнюю минуту, или попросту врет, чтобы не давать ясного ответа и держать всех в напряжении.
Когда я увидела его возле игроков, у меня возникло смешанное чувство раздражения и отвращения из-за того, что на людях он продолжает играть роль "лучший папа года", хотя за закрытыми дверями обращается с детьми грубо и вовсе не по-отцовски. Но, по крайней мере, я знала, что со мной он общаться не будет; поэтому я уселась поудобнее и принялась издалека наблюдать за сыном.
Социопату нужно, чтобы им восхищались
Через час я съездила домой и привезла второго сына и племянника, чтобы вместе досматривать игру. К нам присоединился и мой отец. Когда сын увидел, что приехали брат с кузеном, то подбежал к ним обняться, и все вокруг радостно ему заулыбались; потом он вернулся к команде.
Тут я почувствовала, что атмосфера изменилась: оказалось, к нам подсел мой бывший. Когда он увидел, сколько похвал и восхищения получили ребята, то моментально просчитал ситуацию и поменял свои планы, потому что захотел, чтобы им тоже любовались.
Для меня остается непостижимым то, что, когда ему выгодно, он перестает третировать меня своей холодной ненавистью, возмущениями и обвинениями. В этот раз причина его сближения со мной - а ведь он только что считал меня своим врагом - была как на ладони: на него не обращали внимания.
Показное
Для него это равнозначно тому, как если бы его отвегли; поэтому он готов лезть из кожи вон, лишь бы оказаться в центре внимания. Мне об этом известно и, все равно, я была шокирована его эгоизмом: ведь он был уверен, что я буду разговаривать с ним, как с добрым другом. Он повернулся к моему отцу и, улыбаясь, словно звезда политического олимпа, стал с ним болтать о том, о сем. Он глянул на меня, и я тоже улыбнулась, но моя улыбка говорила: "Я знаю твои трюки, но ты ими никого не обманешь".
Когда социопата отвергают, он показывает свое истинное лицо
Это не произвело на него никакого впечатления. Он игнорирует тот факт, что в его присутствии люди чувствуют себя неуютно; для него важнее всего - его собственное эго. Сейчас ему нужно было только одно - погреться в лучах славы рядом со спортсменами из лидирующей команды. И вдруг случилось такое, чего он не смог игнорировать.
Мой сын взял и отошел от него. В эту секунду мой бывший муж осознал свою истинную цену. Другие, скорее всего, ничего не заметили, но я хорошо знакома с этими признаками: он стиснул челюсти, сузил глаза, шея покраснела - в другой ситуации за этим последовал бы взрыв гнева. Сейчас же это продолжалось лишь мгновение; и, все же, у меня похолодело внутри и сердце застучало. Потом я поняла причину: мой сын ушел от него.
Сочувствие к людям - это не слабость
Симптомы моей былой психической травмы быстро прошли. Порой мне по-прежнему приходится напоминать себе, что мы уже в безопасности; зато теперь я поняла, почему мы так долго терпели его издевательства. Если вкратце, то мы все обладаем эмпатией, чувством сопереживания, мы стараемся понять, что чувствуют другие. Если мы кого-то обидели, нас мучают угрызения совести. Мы чувствуем ответственность за то, что делаем, и за то, как мы относимся к окружающим.
Мой бывший муж ничего этого не испытывает. Он перекладывает ответственность за свои действия и винит в них других людей. Для него имеет значение только один человек - он сам. Он лишен способности понимать чувства других и жалеть их. Вот почему он мог сначала обидеть меня, а потом злиться, что я холодно к нему отношусь. Его поступки абсурдны, потому что он поступает иначе, чем нормальные люди. Я потратила годы на то, чтобы понять, как мне следует строить отношения с этим человеком. Я придумывала ему оправдания и убеждала себя, что у него есть качества, которые мне нравятся, хотя было ясно, что это не так. Это был путь тревог и разочарований, и я слишком долго шагала по этому изматывающему пути.
Зато сегодня все пошло иначе. Когда я наблюдала, как мой сын общается со своим отцом, у меня возникло ощущение, что я освободилась. Сын позволил себе больше не быть жертвой; он позволил себе выздороветь; он показал всем нам, что можно просто взять и уйти.
Мы не перестаем учиться. Мы не прекращаем исцеляться. На жизненном пути мы можем кого-то задеть, обидеть, но в том-то и состоит разница между нами и социопатами, что в нашей способности встать на место другого, понять его и ощущать настоящие чувства - и состоит наша сила.
From: Co-parenting and Interactions with the Sociopath After the Divorce by Quinn Pierce
http://nblo.gs/13fCTa