Аюрведа. Общие принципы.

Sep 05, 2016 02:23

Сегодня  как  и  обещала,  напишу об  общих  принципах  аюрведы,  чтобы  было  понятно,  на  чем  все  строится=)  Для  стиля  там  будет  мало  чего,  но  для  познания  себя  и  мира, думаю, полезно.





В  аюрведе мир  воспринимается  как  взаимодействие пяти  первоэлементов - пространства,  воздуха,  огня,  воды  и  земли.  Пространство (эфир) - то,  что  появляется  вначале.  Затем  появляется  воздух и  движение,  затем  от  трения  появляется  огонь и  свет,  затем  вода,  после  испарения  воды  появляется  твердая  субстанция (земля).
Согласно  этому  учению, в  мире  все есть  проявления  первоэлементов,  и  материальные  события  и  психологические, и  более  "тонких" планов.  Если  объяснить  на  примере - что  гнев,  что  повышение  температуры - это  природа  огня.

Пять  элементов  обладают  определенными  качествами  и  оказывают  определенное  влияние  на  наш  внешний  вид  и  мышление, а  также  на  то, как  мы  воспринимаем  мир  вокруг  нас.  Качества,  присущие  каждому  из элементов  такие: Пространство  обширно  и  стремится  к  расширению.  Воздух  подвижен, легок, холоден  и  шероховат.  Огонь проникающ,  горяч,  маслянист,  подвижен  и  относительно легок.  Вода  мягкая,  влажная  и  текучая, относительно тяжелая. Земля тяжелая, холодная,  жирная, плотная.

При  хорошо развитом  абстрактном  мышлении  и  погружении,  можно вполне  научиться  различать  и  отслеживать  проявления  этих  первоэлементов  в  вашей  жизни.  Однако,  качество  и  сила  их  проявления  для  каждого индивидуальны,  благодаря  индивидуальному  балансу, присущему  каждому,  о чем  речь  пойдет  позже,  когда  будем  определять  свой  тип.

Эти  пять  элементов  объединяются  в  три  силы,  управляющие природой на  материальном  уровне  и  уровне  сознания.  Эти  силы  называются  "доши". Доши  управляют  не  только  человеческим  организмом,  но  и  проявляются,  например, в  смене  времен  года  или времени  суток.



Эфир  и  воздух  составляют  Вата - дошу. Вата  - это  движение  в  организме - дыхание,  нервные  импульсы,  движение  мышц, транспортировка  питательных  средств  и  выведение  ненужного, а  также  в  естественных  позывах (моргание,  чихание, икота  итд). Вата - источник  жизни,  но  при  ее  дисбалансе  происходит  перерасход  энергии, переутомление,  витание  в  облаках  без  ощущения  земли  под  ногами.  Вата  на  психологическом  уровне  креативна,  вдохновляюща, адаптивна  и  жизнерадостна.  Болезнями  Ваты  считаются  газы (воздух, нарушение  пищеварения),  спазмы (движения),  страх  и  тревожность (отсутствие  заземленности). в  природе  Вата - это  сухой  холодный  ветер в  открытом  поле.  Хорошо  чувствуется  в  средней  полосе  в ноябре,  если  нет  дождя,  и  в  феврале - марте,  пока  ничего не  тает,  а  просто  холодно  и  ветрено.

Огонь  и  немного воды (т.е.  нечто  вроде  лавы) составляют  Питта-дошу. Питта - это  сила  трансформации.  в  человеческом  организме  ее  чаще  всего связывают  с  метаболизмом.  Питта  регулирует  температуру  тела,  цвет  и  блеск  кожи,  пищеварение,  усвоение , все  реакции.  Содержится  во  всех  расщепляющих  ферментах  и  гормонах (трансформация). Отвечает  за  функции  ума  и  чувств,  которые  связаны с  поглощением  и  переработкой  информации.  Зрение,  проницательность,  догадливость.  На  психологическом  уровне  Питта - это  целеустремленность, ясный  ум,  быстрое  понимание.  При  дисбалансе это  гнев,  раздражительность, зависть.  А  в  физическом  плане  "болезни  питты" - это  часть  кожных  заболеваний (экзема, некоторые  виды  аллергии,  болезненные  угри),  ощущение  жара  в  теле,  гипертония.  В  природе  Питта - это  лава,  горячий  гейзер.

Земля  и  вода (нечто  вроде  ила) составляет  Капха - дошу. Капха - сила  сцепления, роста  и  питания.  Обеспечивает  силу  и  выносливость.  Отвечает  за  все  телесные  жидкости  и  иммунитет.  Отвечает  за  спокойствие,  стабильность,  способность  любить  и  прощать.  Дисбаланс  Капхи - это привязанность,  накопительство,  леность,  подавленность.  на  физическом  уровне  "болезни  капхи" - отеки,  опухоли  и  лишний  вес.  В  природе  капха - это  что-то  вроде  цветущего  плодородного луга  с  водоемом.



Аюрведа  не  входит в  противостояние  с  современной  медициной (по  крайней  мере  в  прямое,  хотя  есть  менталитетная  разница,  которую  я  объясню  чуть  позже),  просто  описывает  те  же  вещи  своим  языком  через  призму  своей  философии.

Для  жизни  необходимы  все  три  доши,  и  все  они  присутствует  в  человеке,  просто  их  проявления  и  сила  индивидуальны.  Все  расстройства  вызываются  дисбалансом  дош.  Дисбаланс  может  быть  вызван, как  усилением,  так  и  ослаблением (! про  это  часто  забывают) одной  из  дош.  Согласно  аюрведе  поддержание врожденного баланса дош - залог  вашей  красоты  и  здоровья.  Принцип  таков , что  при  дисбалансе,  если  какая-то  доша ослабилась,  ее  усиливают (через  5  чувств  и  другие  практики ищут  то,что  ее  увеличит).  если  какая-то  доша  усилилась,  ее  ослабляют - "недокармливают" - поменьше  используют  то,что  ее  усилит.  Ну  например,  при  простуде  вы  не  будете  пить  холодный  напиток  со  льдом=) или  при  изжоге вряд  ли  потянет  пожевать  перчик  чили и  запить  его имбирным  напитком=)  А  вот  при  холоде (недостаток  огня)  имбирный  напиток  или  согревающие  специи  пойдут  хорошо.

Отдельно  хочу  рассказать  про разницу  менталитетного подхода  к  болезням и  про  аюрведическую  медицину.  Очень  интересную  мысль  я  слышала  у  человека,  который  профессионально  практикует  травничество,  притом  не  без  оглядки  на  современную  науку (не  бабушка  травку  посоветовала,  а  учитывается  химия, биология  и  то, что  для  лечения  резких  состояний  травы  все  же  не  успеют  помочь).  Болезнь  в  западной  культуре (как  следствие  и  в  западной  медицине) воспринимается  как  "вселение  в  вас  злого духа", которого надо  изгнать.  Отсюда  болезнь  и  лечат определенным  образом,  изгоняют, так  сказать. Если  надо  сбить  температуру - здравствуй  парацетамол,  ну  или  там  уксусный  компресс,  кому  что  нравится.  Цель - изгнать  температуру.  У  южных  и  восточных  народов (не  могу  сказать  за  китайскую  медицину,  но  в  отношении  индийской  аюрведы  и  арабского (а  позднее  мусульманского) подхода - это  верно),  болезнь - это  дисбаланс.  То  есть  вы  заболели,  не  потому  что  "жаба  напала", а  потому  что где-то  что-то  дало  сбой  в  отлаженной  системе  и  организм  не  справился.  Поэтому  лечат  балансировкой  организма - более  широко,  но  и  более  замедленно.  С  той  же  температурой,  если  она  не  критична,  могут  и  не  сбивать,  а  двать  какие-то  общеукрепляющие  средства  для  поддержания  сил  организма,  чтобы  сам  справился.  Я  сама  представляю  болезнь  как  дисбаланс,  но  мне  кажется,  что  эти  два  подхода на  самом  деле говорят  про  одно  и  то  же, просто  с  разных  точек  зрения.

Еще  одна  менталитетная  разница - это понимание "нормы".  В  европейской  медицине "норма" - это  что-то  среднестатистическое, что  встречается у  большинства, или , что  еще  хуже - средне - арифметическое.  На  мой  взгляд  негибкий  и  какой-то  непрактичный  подход все  же.  В  аюрведе  норма - это  ваш  собственный  баланс.  Индивидуальный.  из  медицины - кому-то  давление  120  на  80 - это  хорошо, а  кто-то  при  таком  чувствует  себя  не  очень.  Это  не  значит, что  со  вторым  человеком  что-то  "не  так" или  что  он  "болен". В  плане  красоты это  тоже  хорошо проявляется - в  западной  культуре  стандарты  всегда  более  жесткие - "женщина  должна  быть  внешне  именно  такой", даже  при  нынешнем  разнообразии  все  равно  "типажей в  тренде" немного.  В арабской,  индийской и  многих  южных  культурах  таких  четких  стандартов  нет. Тоже  есть  тенденция  к  определенным  типажам,  но  не  такая  жесткая.  Отсюда  и  нет  помешанности  на  похудении как  в  культурах Запада.

Поэтому, когда  будете  определять  свой  тип,  постарайтесь  смотреть  на  него  глазами  южанина - вы  не  математический  набор дош  в  процентах,  где  ведущая  определяет  всю  вашу  жизнедеятельность, вы  динамичный  уникальный  баланс.

И  еще  хочу  затронуть  тему  лечения аюрведическими  средствами.  Как  я  говорила  ранее,  растительные  средства  это часто  очень  даже  хорошо. Для  поддержания  баланса.  Но  если  у  вас  нечто острое уже,  вряд  ли  вы  обойдетесь  аюрведой - травы  и  чаи не  успеют  подействовать.  Поэтому  как  не  стоит  целиком  и  полностью  ограничиваться  химической  медициной,  так  не  стоит  и  целиком  и  полностью  полагаться  на  травную.

Еще  одно  интересное  наблюдение, которое  как  мне  кажется,  пошло  как  раз  от  увлечения  и  трактовки  аюрведы  западной  культурой. Обычно  в  бытовой  практике  люди  определяют  свой  баланс на  данный  момент, и  начинают  настойчиво  душить  ту  дошу,  которая  оказывается  ведущей.  Ну, например, я  Капха - Питта,  упаси  Боже  по  этой  логике  мне  увеличивать  капху, надо  всячески  пытаться  "облегчить" себя - зелень  есть,  лимон  нюхать,  и  бегать  по  разным  делам  без  остановки=)  и  спать  по  5  часов  в  день.  Так  советуют  европейские  авторы  книг.  На  удивление,  у авторов  индийских  я  такого не  видела=)  Слава  Богу.  Зато  видела  более  толковую  идею - во - первых, питать  так  или  иначе  надо  все  три  доши - должен  быть  баланс  всего.  даже  ваша  ведущая  доша  нуждается  в  подкормке.  Во -вторых, минимизировать  "питание" надо  той  доши,  которая  сейчас  в  дисбалансе.  это  не  всегда  ведущая  доша,  хотя  и  часто.  На  моем  примере,  хотя  я  Капха - Питта, Вата-доши  у  меня  тоже  не  так  уж  мало, особенно  в  психологии  она  проявляется,  в  иррациональном  витании  и  перерасходе  сил.  Дисбаланс  Ваты (несобранность,  распыление  энергии) мне  олчень  знаком.  Если  при  этом  я  еще  бы  спала  по  5  часов и  питалась  зеленью (пытаясь  держать в  рамках  ведущую  капху, которая  итак  редко  выходит  из  берегов),я  бы  точно  очень  часто  болела.  Применимо  к  одежде - человек  с  ведущей  Питтой  не  всегда, как  мне  кажется  должен  избегать  "огненных" цветов  и  металлов,  только  в  случае  дисбаланса.

В  третьих - ваш  организм  в  общем-то  способен  к  саморегуляции,  его просто  нужно  слушать.  Он  подскажет, что  именно  сейчас  нужно  съесть,  и  сколько  нужно  спать.  Вредная  пища, равно  как  и  привычка к  определенной  еде  не  считается,  нужно  копать  глубже.  Если  хочется  сладкого - скорее  всего хочется  либо  чего-то  "потяжелее, попитательнее", либо  быстрого притока  энергии.

Но  вернусь к  дошам.  Поскольку  они  состоят  из  первоэлементов,  они  тоже  обладают  некоторыми  характеристиками.  Любой  опыт  психический  и  сенсорный  тоже  может  быть  описан  в  этих  характеристиках - звуки,  запахи,  продукты  питания, цвета  итд.  Чтобы  увеличить дошу  используются  вещи  с  теми  же  "характеристиками", чтобы  уменьшить - с  противоположными.  Из  примеров - ну  например,  цвета - синий,  бледно -фиолетовый,  серебристый - Вата (т.е.  они  ее  увеличивают).  Красный, оранжевый,  золотой - Питта,  насыщенные  зеленый,  синий - Капха.  Музыкальные  стили:  New  age - Вата,  Тяжелый  рок - Питта,  Soul - Капха.  Продукты:  зелень, многие  овощи (но  не  все), сухарики - Вата,  большая  часть  специй,  продукты  с  острым  вкусом - Питта,  большая  часть  молочных  и  сладких  продуктов - Капха.   Ароматы:  Цитрусы,  морской  бриз,  свежесть - Вата,  Пряности,  камфорные  запахи - Питта,  Сладкие  запахи, успокоительные - Капха.



Еще  напоследок  перед  тем,  как буду  писать  про то, как  определить  свой  баланс, хочу  обратить  внимание,  что  на  физическом  плане  может  преобладать  одна  доша, а  на  умстенном  другая.  В  аюрведе  учитывается  общий  баланс всегда,  но  думаю,  если  у  вас  дисбаланс  доши  на  физическом  уровне (опять  же  банальная  простуда),  вряд  ли  вам  поможет  прослушивание  тяжелого рока (хотя  он  увеличивает  огонь, но  все  же  на  ментальном  уровне).  Поэтому  нужно  подходить  ко  всему  с  умом, тогда  и  будет  работать.

Ну  и  в  следующий  раз  буду  уже  рассказывать  о  том, как  определить  свой  баланс  в  этой  теории.

в поисках стиля, это интересно

Previous post Next post
Up