Символика цвета в японской культуре. Часть 1 - история.

Mar 10, 2015 16:40

Статья авторская - при репосте или копи-пасте ссылка обязательна. За картинки и фото спасибо Pinterest и vkontakte..

Японии присущ удивительный, уникальный и невероятно развитый язык цвета, который давно является предметом удивления и восхищения со стороны специалистов в области искусства и дизайна.  Значения и ассоциации, а также современное применение опирается на цвет, как историческую знаковую систему.



Слово цвет в японском языке (iro) всегда имело иное значение, нежели чем в русском - не обозначало «оттенок», а использовалось как обращение к близкому человеку. В дальнейшем из первоначальной связи между людьми слово цвет  иро трансформировалось в обозначение чувств (к любимой женщине, например), далее в определение всего красивого и наконец, красивых объектов, которые стали описывать при помощи различных цветов и оттенков.

Чтобы разобраться в истории возникновении своеобразной символики цвета Японии, необходимо обратиться к синтоизму (системе японских верований и мировоззрения). Согласно синто, боги, создавшие мир - Идзанами и Идзанаги (первый мужчина и первая женщина, Ин и Ё - сопоставимы с китайским Инь и Ян) спустились на Землю и создали Японские острова.


Их дети  - солнечная прекрасная богиня Аматерасу, бог луны Цукиеми, буйный и порывистый бог моря и ветра - Сусаноо. Весь сознанный мир был поделен между этими богами: Аматерасу получила равнину высокого Неба.


Цукиеми правил царством ночи.


а ветренный бог Сусаноо получил  равнины и моря.


Впервые цветоописание  миров, поделенных между богами, встречается в Кодзики (древний сборник японских мифов): Высший мир (высокое небо) - светлый, яркий. Соответствуют цвета красный и белый.


Средний мир - (тростниковые заросли) -  природа, ветер, лес, горы. Цвета - синий, зеленый.



Низший мир (страна мертвых и духов) - черный и желтый цвет.



Таким образом, в  древне-японском языке не было четкого цветоописания, но строго разделялись критерии цвета: яркость, темнота, чистота и прозрачность.

Изначальные японские цвета - слова - это черный, красный и белый.  Слово красный - произошло от «цвет утреннего неба». Белый - «цвет неба после рассвета». Черный - «цвет ночного неба». На роль четвертого слова претендуют два цвета: сине-зеленый “aoi” (изначально “awo”  сине-зеленый-желтый) и фиолетовый (темный красно-синий).

Синтоиский культ и китайская традиция по-разному трактовали значения некоторых цветов, поэтому появились некоторые разногласия и противоречия в использовании цвета.  
Японцы в свое время заимствовали у китайцев систему основных цветов Но все упомянутые цвета имеют собственное название в японском языке, остальные же передаются описательно .. - . например, цвет чая, цвет бамбука Напомним, что в китайской системе основных цветов было 5: синий, красный, черный, желтый и белый.



Японцы к этой системе добавили фиолетовый. Сначала этот цвет избегали использовать, т.к. он был производным, а не основным, но в связи с редкостью красителя, а также спокойствием и умиротворенностью по сравнению с красным (собственно красно-фиолетовым), лиловый стал символом людей высокого положения и позже вошел в ранговую систему японского двора.



Японское наименование цвета -  murasaki. Это слово произошло от названия растения воробейник мурасаки.


Таким образом, сложилась следующая система 6 основных цветов в Японии: черный, белый, красный, сине-зеленый, фиолетовый и желтый.

В 603 году принц Сетоку, основываясь на китайской теории 5 элементов и конфуцианской этике, вводит систему 12 административных рангов. Система указывала каждому рангу цвет головного убора, а также вводила запрещенные цвета, которые было разрешено носить только высшей знати.
Названия рангов были заимствованы из конфуцианской этики  - благодать (徳), человеколюбие (仁), вежливость (礼), вера (信), обязанность (義) и мудрость (智).  Каждому рангу оответствовал определенный цвет в одежде.
Таблица 12 ступеней с рангами приведена ниже.

01
大徳
Старшая благодать
тёмно-фиолетовый

02
小徳
Младшая благодать
светло-фиолетовый

03
大仁
Старшее человеколюбие
тёмно-синий

04
小仁
Младшее человеколюбие
светло-синий

05
大礼
Старшая вежливость
тёмно-красный

06
小礼
Младшая вежливость
светло-красный

07
大信
Старшая вера
тёмно-жёлтый

08
小信
Младшая вера
светло-жёлтый

09
大義
Старшая обязанность
тёмно-белый

10
小義
Младшая обязанность
светло-белый

11
大智
Старшая мудрость
тёмно-чёрный

12
小智
Младшая мудрость
светло-чёрный

принц Сетоку:

Кроме того, система вводила запрещённые цвета (перевод с японского) :
Сумаховый цвет использовался только для верхней одежды Императора Японии. Он был запрещён для применения кем угодно, кроме японского монарха. По сегодняшний день церемониальная японская одежда императора во время интронации красится только в этот сумаховый цвет. Его добывают из плодов сумаха (Rhus succedanea) - японское восковое дерево.


Семь дополнительных запрещенных цветов, которые были установлены в X-XI вв.
Бледно-зелёный- цвет верхней одежды императора Японии. В качестве исключения этот цвет могли носить наложницы и любовницы монарха, которые пребывали на должности дворцовой прислуги 4 ранга, а также секретари казны 6 ранга.


Бледно-красный - цвет верхней одежды экс-императора Японии.


Жёлто-рыжий - цвет верхней одежды крон-принца Японии.


Тёмно-фиолетововый - цвет верхней одежды аристократов 1 ранга.


Гардениевый - запасной запрещённый цвет, заменитель жёлто-рыжего цвета. Производится из плодов гардении жасминовой (Gardenia jasminoides). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.


Тёмно-багряный - запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.


Тёмно-саппановый - запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Производится из плодов цезальпинии саппан (Caesalpinia sappan). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.


В XIX веке, в период Мэйдзи, запрет был снят со всех цветов, кроме сумахового, жёлто-рыжего и гардениевого.

Таким образом, даже неольшой исторический экскурс говорит о многообразии и сложности применения цвета в далекой и загадочной Японии.
Далее нас ждут символика цвета, применение и современная японская цветовая система.

ИСТОЧНИКИ:
Шиманская А. Семиотика цвета в культуре Японии (диссертация). М.-2014.
Манаенкова Е.С. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В КУЛЬТУРЕ ЯПОНИИ. // Http://www.scienceforum.ru/2013/155/1766
МЕДКОВА Е. Ключи к символике японского изобразительного искусства. //http://art.1september.ru/article.php?ID=200801304
Хованчук О. А. Особенности формирования японского традиционного костюма и эстетического мировоззрения. // Ойкумена. 2009. № 4
Япония в цвете: краски Японии http://russia-n.nmjapa.ru/iro.
Кручина Е. Panasonic идеи для жизни. Информационно-развлекательный журнал, N 8 (2005)
Запрещенные цвета. Http://vk.com/wall-54773270_100
(Макото Аока. Японские цвета. Токио. 1979)
Антропология цвета. //
https://books.google.ru/books id=edRu0Dq69NcC&pg=PA295&lpg=PA295&dq=japan+color+history&source=bl&ots=eMGxhUMJvH&sig=4AmMjTCIyrvOoSNkCUJQCPjoWGQ&hl=ru&sa=X&ei=DWaWVMv8E8idygS0voHIDw&ved=0CDkQ6AEwAw#v=onepage&q=japan%20color%20history&f=

символика цвета

Previous post Next post
Up